21 квітня 2009
Продуктовые рынки намерены "увести" часть посетителей супермаркетов

Старые привычки
Традиционные рынки давно перестали быть местом дешевого шопинга. Сегодня это скорее привычное и дорогое место покупки в каждом районе. А ведь еще в конце 90-х скупаться на базаре предпочитало подавляющее большинство украинцев. Однако очень скоро супермаркеты смогли сделать массовому потребителю более выгодное предложение покупать с комфортом, богатым ассортиментом и по привлекательной цене, благодаря чему перетянули в свои торговые залы большую часть «базарной» клиентуры. Очень скоро попасть на полки супермаркетов товару стало довольно сложно. И если раньше в особенно незавидном положении находился отечественный производитель, то сегодня супермаркеты делают ставку именно на его недорогую продукцию. В результате доля низкоценового сегмента, которая в большинстве сетей еще вчера не дотягивала и до половины, сегодня стала доминирующей за счет сокращения премиального и среднеценового сегментов. Полки с деликатесами стали короче и уже, а самая дорогая продукция с них и вовсе исчезла: элитные сорта сыров, алкоголя, мяса теперь можно найти далеко не в каждом супермаркете. Сетевой трафик сегодня формируют низкорентабельные категории. Украинцы оказались на вынужденной диете, а отечественные сети - на грани дефолта.
Разбазаривание
В начале года Украинская торговая ассоциация обратилась в Кабмин с просьбой рефинансировать уже полученные кредиты, чтобы сети могли их пока не возвращать. Премьер пообещала помочь. Но рассчитывать на господдержку в условиях кризиса ритейлерам не стоит, предостерегают эксперты: в лучшем случае помощь получат сети, которые сумеют пролоббировать свой бизнес. Вместо этого не так давно правительство объявило о намерении выделить 7 млрд. грн. для финансирования целевой программы создания до конца года 150 кооперативных сельхозрынков, где бы продавалась молочная, мясная, рыбная и другая продукция непосредственно от фермеров. Кажется, на уровне идеи «селянские мотивы» были близки и бизнесменам. В одном из полтавских торговых центров, лишившемся продуктового якоря, открыли фермерский мини-центр.
Если идея, реализованная в Полтаве, уже заработала, то 150 рынков от правительства больше похожи на утопию. «Чтобы организовать сеть из 150 базарчиков, пусть даже и примитивных, нужны значительные организационные вложения, не говоря уже о денежных. Не думаю, что государство сумеет сделать это эффективно», - выражает сомнения Михаил Грищенко, директор RetailStudio. 7 млрд. грн. - сумма немалая, а в условиях кризиса - невероятная. Не верят в конкурентоспособность идеи и в «Фоззи Групп». «У украинцев успела сформироваться культура совершения покупок в организованных точках продаж», - аргументирует Марианна Конина, PR-директор «Фоззи Групп». По ее мнению, базар не способен предложить широкий ассортимент, гарантировать качество, обеспеченное комплексом мер. К тому же только супермаркеты имеют все необходимые лицензии для торговли табаком и алкоголем.
За долгие годы работы сети оптимизировали свои бизнес-процессы, и вряд ли государство сможет провести за несколько месяцев такой же объем работы - только уже для рынков. Если до конца года базары таки откроются и цены там будут ниже, это будет чудо, говорят эксперты. Но чуда не случится, уверен Михаил Грищенко, аргументируя это тем, что эффективнее, чем организована цепочка поставок от производителя до конечного потребителя у супермаркета или другого современного формата, вряд ли удастся придумать. Соответственно, не удастся предложить более привлекательные цены, считает эксперт. Есть еще один важный фактор: в супермаркет идут не только ради цены. Там также ищут комфорт и богатство ассортимента. Это три основные вещи. «А данная инициатива правительства абсолютно неадекватна условиям рынка. Государство должно заботиться о создании более прозрачных рынков земли, и туда станут ломиться девелоперы, чтобы строить торговые центры, в которых разместятся гипермаркеты, торгующие по самым низким ценам», - заключает Грищенко.
Однако сама идея создания кооперативов в современных условиях вполне жизнеспособна. Такая практика существует в мире, где распространены союзы кооперативных магазинов, но не рынков. Объединяясь, независимые магазины создают закупочные союзы и получают у поставщиков хорошие скидки, затем предлагают хорошие цены своим клиентам.
Хватит всем
А на украинских традиционных базарах покупательские потоки не иссякают. Люди выстраиваются в очередь и продолжают делать покупки по не самым низким ценам в некомфортных и не слишком хороших санитарных условиях. Эксперты объясняют этот феномен ожиданиями среднестатистического украинца получить на базаре более свежие фрукты, овощи, мясо, рыбу, молоко. И это желание вполне понятно и оправдано. В США, например, несмотря на высокоразвитую торговую инфраструктуру, рыночная торговля остается популярной. И супермаркеты, тонко реагируя на желания потребителя, создают специальные форматы, делающие соответствующие акценты в своей торговле. К примеру, британская сеть Tesco на американском рынке производит торговлю под брендом Fresh & Easy Neighborhood: в близлежащей торговой точке покупать свежие продукты так же легко, как и на рынке.
Как бы ни разворачивались кризисные и посткризисные события, тенденцию развития супермаркетов переломить не удастся, уверены эксперты. А рынкам ничего не останется, как повышать уровень обслуживания и приобретать узкую специализацию - торговать рыбой либо овощами и т. п. Можно стать небольшим рынком с индивидуальным обслуживанием и тщательно подобранным ассортиментом группы «фреш», например, в центре города.
Кризис же пойдет на пользу украинскому ритейлу, уверены наблюдатели. Уже сейчас идет процесс оздоровления: закрытие низкорентабельных точек, сокращение излишнего персонала, оптимизация пула поставщиков. Активный процесс слияний и поглощений приведет к консолидации розничной торговли. И в таких условиях нынешние базары действительно получат узкую специализацию и станут более цивилизованными, призванными удовлетворять изысканные желания небольших групп потребителей, как это происходит во всем мире. Именно на эту часть потребителей свободно могут рассчитывать традиционные рынки.
Автор: Ирина Государская
www.investgazeta.net
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар