21 квітня 2009

Продуктовые рынки намерены "увести" часть посетителей супермаркетов

Продуктовые рынки намерены "увести" часть посетителей супермаркетов

2345

Старые привычки Традиционные рынки давно перестали быть местом дешевого шопинга. Сегодня это скорее привычное и дорогое место покупки в каждом районе. А ведь еще в конце 90-х скупаться на базаре предпочитало подавляющее большинство украинцев. Однако очень скоро супермаркеты смогли сделать массовому потребителю более выгодное предложение покупать с комфортом, богатым ассортиментом и по привлекательной цене, благодаря чему перетянули в свои торговые залы большую часть «базарной» клиентуры. Очень скоро попасть на полки супермаркетов товару стало довольно сложно. И если раньше в особенно незавидном положении находился отечественный производитель, то сегодня супермаркеты делают ставку именно на его недорогую продукцию. В результате доля низкоценового сегмента, которая в большинстве сетей еще вчера не дотягивала и до половины, сегодня стала доминирующей за счет сокращения премиального и среднеценового сегментов. Полки с деликатесами стали короче и уже, а самая дорогая продукция с них и вовсе исчезла: элитные сорта сыров, алкоголя, мяса теперь можно найти далеко не в каждом супермаркете. Сетевой трафик сегодня формируют низкорентабельные категории. Украинцы оказались на вынужденной диете, а отечественные сети - на грани дефолта. Разбазаривание В начале года Украинская торговая ассоциация обратилась в Кабмин с просьбой рефинансировать уже полученные кредиты, чтобы сети могли их пока не возвращать. Премьер пообещала помочь. Но рассчитывать на господдержку в условиях кризиса ритейлерам не стоит, предостерегают эксперты: в лучшем случае помощь получат сети, которые сумеют пролоббировать свой бизнес. Вместо этого не так давно правительство объявило о намерении выделить 7 млрд. грн. для финансирования целевой программы создания до конца года 150 кооперативных сельхозрынков, где бы продавалась молочная, мясная, рыбная и другая продукция непосредственно от фермеров. Кажется, на уровне идеи «селянские мотивы» были близки и бизнесменам. В одном из полтавских торговых центров, лишившемся продуктового якоря, открыли фермерский мини-центр. Если идея, реализованная в Полтаве, уже заработала, то 150 рынков от правительства больше похожи на утопию. «Чтобы организовать сеть из 150 базарчиков, пусть даже и примитивных, нужны значительные организационные вложения, не говоря уже о денежных. Не думаю, что государство сумеет сделать это эффективно», - выражает сомнения Михаил Грищенко, директор RetailStudio. 7 млрд. грн. - сумма немалая, а в условиях кризиса - невероятная. Не верят в конкурентоспособность идеи и в «Фоззи Групп». «У украинцев успела сформироваться культура совершения покупок в организованных точках продаж», - аргументирует Марианна Конина, PR-директор «Фоззи Групп». По ее мнению, базар не способен предложить широкий ассортимент, гарантировать качество, обеспеченное комплексом мер. К тому же только супермаркеты имеют все необходимые лицензии для торговли табаком и алкоголем. За долгие годы работы сети оптимизировали свои бизнес-процессы, и вряд ли государство сможет провести за несколько месяцев такой же объем работы - только уже для рынков. Если до конца года базары таки откроются и цены там будут ниже, это будет чудо, говорят эксперты. Но чуда не случится, уверен Михаил Грищенко, аргументируя это тем, что эффективнее, чем организована цепочка поставок от производителя до конечного потребителя у супермаркета или другого современного формата, вряд ли удастся придумать. Соответственно, не удастся предложить более привлекательные цены, считает эксперт. Есть еще один важный фактор: в супермаркет идут не только ради цены. Там также ищут комфорт и богатство ассортимента. Это три основные вещи. «А данная инициатива правительства абсолютно неадекватна условиям рынка. Государство должно заботиться о создании более прозрачных рынков земли, и туда станут ломиться девелоперы, чтобы строить торговые центры, в которых разместятся гипермаркеты, торгующие по самым низким ценам», - заключает Грищенко. Однако сама идея создания кооперативов в современных условиях вполне жизнеспособна. Такая практика существует в мире, где распространены союзы кооперативных магазинов, но не рынков. Объединяясь, независимые магазины создают закупочные союзы и получают у поставщиков хорошие скидки, затем предлагают хорошие цены своим клиентам. Хватит всем А на украинских традиционных базарах покупательские потоки не иссякают. Люди выстраиваются в очередь и продолжают делать покупки по не самым низким ценам в некомфортных и не слишком хороших санитарных условиях. Эксперты объясняют этот феномен ожиданиями среднестатистического украинца получить на базаре более свежие фрукты, овощи, мясо, рыбу, молоко. И это желание вполне понятно и оправдано. В США, например, несмотря на высокоразвитую торговую инфраструктуру, рыночная торговля остается популярной. И супермаркеты, тонко реагируя на желания  потребителя, создают специальные форматы, делающие соответствующие акценты в своей торговле. К примеру, британская сеть Tesco на американском рынке производит торговлю под брендом Fresh & Easy Neighborhood: в близлежащей торговой точке покупать свежие продукты так же легко, как и на рынке. Как бы ни разворачивались кризисные и посткризисные события, тенденцию развития супермаркетов переломить не удастся, уверены эксперты. А рынкам ничего не останется, как повышать уровень обслуживания и приобретать узкую специализацию - торговать рыбой либо овощами и т. п. Можно стать небольшим рынком с индивидуальным обслуживанием и тщательно подобранным ассортиментом группы «фреш», например, в центре города. Кризис же пойдет на пользу украинскому ритейлу, уверены наблюдатели. Уже сейчас идет процесс оздоровления: закрытие низкорентабельных точек, сокращение излишнего персонала, оптимизация пула поставщиков. Активный процесс слияний и поглощений приведет к консолидации розничной торговли. И в таких условиях нынешние базары действительно получат узкую специализацию и станут более цивилизованными, призванными удовлетворять изысканные желания небольших групп потребителей, как это происходит во всем мире. Именно на эту часть потребителей свободно могут рассчитывать традиционные рынки. Автор: Ирина Государская www.investgazeta.net

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*