03 апреля 2017

Органика, эко, или био: отличия и преимущества

Органика, эко, или био: отличия и преимущества

379

Здоровый образ жизни стал трендом современности.   Тяга к фитнесу ввела корректировки в диету. Все больше украинцев стремится питаться экологически чистыми продуктами.  Правда, дела эко-производителей не очень чисты. Спрос требует предложения, но каким должно быть это предложение? Чем отличается органика от эко- и био-продуктов? Чему отдать предпочтение?

Принципиальные отличия

Как зачастую случается, импортная терминология остается не до конца понятой в Украине. Многие производители, продавцы и потребители пытаются дать свое определение и найти отличия между органическими, эко- и био- товарами. В действительности, три этих термина являются синонимами.    Продукцию без химических добавок называют в разных странах по-своему. Понятие «органические продукты» применяется в США, Великобритании и Японии, «эко» - характерно для   Голландии и скандинавских стран. Приставка «био» используется в Германии и Франции. Движение экологически чистых товаров началось на западе в 60-ых гг. прошлого века. Для Украины такое явление считается сравнительно новым. Массовый потребитель узнал и полюбил такую продукцию только в XXI столетии. На законодательном уровне уже урегулированы некоторые правила для производителей и продавцов экологических товаров. Отечественные законодатели выбрали термин «органические продукты». Какое же значение имеет это многообразие синонимов?

Эко, био, или органические продукты – это продукция растительного, или животного происхождение, выращенная в искусственных условиях, идентичных к естественной среде отдельных видов растений, или животных. Удобрение и корм должны быть натуральными, без единых химических примесей. Земля, на которой пасется скот, должна быть не загрязнённой и не обработанной химикатами. Те же требования к земле, на которой выращивается растительная продукция. Рыбное хозяйство должно вестись в искусственных условиях.   Вода не должна содержать вредных и специальных химических компонентов. Кроме того, эко-ферме необходимо отгораживаться буферной зоной.  Если неподалеку от нее расположена трасса, другое хозяйства, или поля, которые обрабатываются химикатами – масштаб буферной зоны должен быть больше.

Стоит также отметить, что экологически-чистые товары не могут производиться с помощью технологий, приносящих вред окружающей среде. Используемая упаковка должна подлежать экологически-чистой утилизации.

Это лишь перечень основных требований.  В действительности, регулировки по работе фермера представляют пачку страниц с подробными описаниями.

Стоит также отметить, что качество органического товара проверяется не только на конечной стадии. В действительности контролируется весь процесс производства.

Для ведения такого бизнеса необходимо иметь соответствующий сертификат, за его оформление придется заплатить 4000 грн.

Того требует порядок, но что показывает действительность?

Насколько чист чистый бизнес?

Идея экологически чистого выращивания вызывает смех у некоторых фермеров, которые производят эко-товары. Они ставят акцент на том, что полностью чистой продукции в Украине не может быть. Причина в том, что все земли загрязнены. Предприниматели также напоминают, что не стоит забывать о факторе коррупции.В результате, некоторые товары, не имеющие отношения к экологической чистоте, сообщают на этикетках о своей чистоте и органичности. Куда же смотрит контролирующий орган?

Часть вопросов регулирования перешли в Госпотреб стандарт. Он запрещает производителям использовать такую маркировку, как «экологически чистый», «100% натуральный», «использовано лучшее сырье» и т.  п. Правда, запреты и разрешения пока четко не закреплены на законодательном уровне. Тем не менее, существует необходимый сертификат, который должен кто-то заверять. На экологически чистых товарах используют, как международные маркеры, так и обозначения, принятые в отдельных странах. Наиболее актуальной маркировкой украинские фермеры считают европейскую.

Пока в Украине действуют около 20-ти компаний, выдающих экологические сертификаты. Из них только одна является украинской. Организация «Живая планета» подтверждает экологичность продукта стилизованным изображением зеленого журавля. Такой символ можно найти не только на товарах, но также на услугах.

На рынке экологических услуг имеют потенциал строительство экодомов и уборка территорий, при которой не используются химикаты.

Трендом новой эпохи стали эко-свадьбы. На таком торжестве используют украшения из экологически чистых материалов, угощения на столе должны быть органичными.

Стоит отметить, что из-за недоработок в нормативной базе, сертификация экологических товаров не слишком обязательна. Примечательно, что глава Госпотреб инспекции не распознал значение зеленого журавля на упаковке товара.

Перспективы эко-рынка в Украине

Рынок экологических товаров продолжает развиваться во всем мире. На западе он перестал быть новым и стал принятым явлением. Сейчас этот сегмент бизнеса имеет большой спектр разновидностей товаров и услуг. Эко-продукцией могут быть домашний текстиль, канцтовары, одежда, косметика, детские игрушки и продукты питания.  Для Украины самым целевым сектором может стать рынок экологически-чистых продуктов питания. Причина в том, что мы обладаем хорошими аграрными ресурсами и достойной репутацией производителя продуктов питания. Сейчас в Украине уже функционируют эко-фермы. Их количество составляет около 200 предприятий. Стоит отметить, что количество потребителей таких товаров в Украине продолжает расти.

На западе это направление развивается гораздо динамичнее.  Тому способствует четкое профильное законодательство и относительная экономическая стабильность.

Стоит отметить, что Украина уже экспортирует свои эко-товары в ЕС.  В этом помогают квоты.  По статистике, на экспорт уходит примерно 10% от всей эко-продукции страны. Но западные инсайдеры отмечают, что отнюдь не весь экологический импорт из Украины доходит до магазинных полок. Причина в неудовлетворительном качестве. Среди основных экспортных направлений такие страны, как: Нидерланды, Германия, Швейцария, Греция, Израиль и Канада. Что же сегодня представляет собой отечественная эко-продукция?

То, что мы имеем

 Сертифицированный органический рынок начал свою деятельность в Украине ещё в 2006-ом году.  С тех пор он демонстрировал некоторый прирост. Так в 2008-ом году его емкость составила 600 тыс. евро. В 2011-ом году отметился ощутимый прирост. Итоговая ёмкость насчитала 5,1 млн. евро. Позитивная тенденция продолжилась в следующем году и прервалась после Революции Чести. Далее прослеживался некоторый спад. Ситуация начала постепенно стабилизироваться в 2015-ом году. Количество сертифицированных эко-ферм в прошлом году составило 155 предприятий. Общая площадь органического фермерства составляет 270 тыс. га.

Стоит отметить, что мировое органическое производство имеет общую площадь в 37 млн. га.  Около 33% от общей площади находятся в Австралии, 12% - в Аргентине и 5% - в США. Мировая емкость этого рынка насчитывает около 60 млрд. долларов.

Несмотря на все «за» существует 1 весомый аргумент «против». Статистика показывает, что доля продаж органического сегмента не превышает 1% от общей реализации продуктов питания. В Европе этот показатель составляет 5%. За рубежом рост спроса на органику растёт примерно на 8%-10% в год. Тренд на экологичность более популярен США. Там такую продукцию потребляет более 40% жителей.

Как за границей, так и у нас основными потребителями являются богатые люди, интеллигенция и молодежь, которая стремится ко всему новому. Зачастую, органические товары приобретаются для самых маленьких.

Ощутимое влияние на потребительский спрос оказывает цена. Органические продукты являются более дорогими. За границей их стоимость выше на 15%-20% от цены альтернативных товаров.  Гораздо реже можно встретить завышение на 50%. Ценовая политика Украины существенно отличается. Разница в цене может достигать 200%- 300%. Разумеется, это отпугивает многих покупателей. С одной стороны, завышение стоимости может быть спекулятивным. Другая причина скрывается в рабочем процессе. Органическое производство требует большое количество ручного труда. Он является весьма кропотливым и затратным.

Тем не менее, по официальным данным спрос на органику в Украине ежегодно растет на 2,4%. Как показали социальные опросы, 54% соотечественников готовы переплачивать за экологически чистую продукцию. Правда, дороже, чем на 20% они платить не собираются. Только 13,5% из опрошенных отказываются от органики, поскольку имеют собственные сады и огороды.

Собственно, все говорит о том, что цены нужно сбивать. Как это сделать?

Интересную альтернативу представили предприниматели из Западной Украины.

Как правило, эко-фермы имеют весьма маленькие масштабы. Зачастую, они не превышают 10 га. Для оптимальности ведения предпринимательства целесообразно нескольким мелким организациям реализовывать свою продукцию под одним брэндом. Примером тому служат такие ТМ, как: «Смак Українських Карпат» и «Волинський екологічний продукт».  Под брэндом «Смак Українських Карпат» трудятся сразу 13 производителей из Ивано-Франковской, Львовской, Черновицкой и Закарпатской областей. Компания предлагает покупателям сыры, леквары (сливовое повидло), белые грибы, дикие ягоды, карпатский мед, сборы трав и т. п. «Волинський екологічний продукт» объединил 20 фермерств Ровенской области.  Производители снабжают рынок мясными и молочными продуктами, овощами и зерновыми культурами.

Такой подход намекает на целесообразность создания собственных торговых марок ритейла, специализирующихся на экологической продукции.  Стоит отметить, что в последнее время увеличивается представленность органических продуктов в сетях ритейлеров. Зачастую, неплохой выбор таких товаров встречается в крупных супермаркетах, в таких, как: «Билла», «МегаМаркет», «Good Wine», «Сільпо», «Велика кишеня, «Фуршет», «Метро», «Еко Маркет» и т. п. Вместе с тем, открывается все больше магазинов, специализирующихся на эко-товарах. В их число входят: «Здорові продукти», «Органік Ера», «Еко-Шик», «Еко дім» и другие. Стала популярной тенденция покупки органической продукции через интернет.

Примечательно, что производством эко-товаров теперь занимаются не только профильные фермы, но также крупные коммерческие производители. Из числа таких компаний можно выделить: «Органік Мілк», «ЕтноПродукт», «Круасан», «Тізеш» и «Пригара».

Эксперты-маркетологи отмечают, что практически все производители органической продукции допускают одинаковые ошибки, которые снижают уровень продаж. Одной из основных загвоздок служит упаковка. Зачастую, она непривлекательна и невыразительна, на ней отсутствует интересующая информация. Знак эко логичности воспринимается, как маркетинговый ход. Чтобы исправить последний недочет, необходимо загладить другой пробел – низкую представленность в средствах массовой информации. Еще одной проблемой является визуальный мерчендайзинг и реклама на точке продажи.

Собственно, западный тренд движется вперед и нам нужно за ним успевать, пока на нашем рынке это не сделали заруб

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги