08 мая 2017

Молочный обзор: как решить проблемы в 2017 году?

Молочный обзор: как решить проблемы в 2017 году?


Статистика последних лет показала: наши молочники не катаются, как сыр в масле. Депрессия рынка молочной продукции требует поиска свежих решений. Но, чтобы найти их, нужно оценить глубину проблемы.  Что теперь собой представляет украинская молочная сфера? Как дотянуть до Европы?

Экскурсия в   молочницу Украины

Свыше 70%   хозяйств украинской молочной сферы принадлежит сельским семьям. Около 50 % предприятий закупают сырье именно у них. По словам экспертов, летом 2016-го года был зафиксирован самый низкий молочный индекс за всю историю независимой Украины.  Только за   последние 5 лет, в сентябре прошлого года условный молочный индекс снизился на 31,4%. На это повлияло снижение закупочной цены, повышение цен в магазинах и снижение спроса. Но обо всем по очереди.

Стоит отметить, что сокращение рогатого поголовья и снижение оборотов молочной промышленности началось еще с 1990-го года. Кризисный период продлился до 2007-го года. Политики никак не реагировали на проблемы одной из важнейших отраслей. Работая в системе крайностей, правительство не оказало поддержки в нужный момент. Улучшение ситуации, которое проковыляло до 2013-го года не намекало на выздоравливание индустрии. С революционного 2013-го года тенденция спада продлилась с особенной скоростью.  Еще в 2015-ом году эксперты прогнозировали улучшение ситуации в 2016-ом году, но ожидаемое оказалось лишь желанным. Благодаря новым государственным регулировкам, ситуация на рынке молочной продукции только ухудшилось. На это также повлияло повышение цен на корм для скота и отток молодой         рабочей силы преимущественно заграницу.

Однако, синхронно с мировыми тенденциями, молочные дела Украины стали постепенно улучшаться с октября прошлого года.  Причиной послужило повышение закупочных цен. Такое явление не наблюдалось уже 2 года. Все же, октябрьские показатели остались весьма низкими. В сравнении с данными 2011-2015-го гг., рентабельность индустрии понизилась на 22,5%. Вместе с деньгами, уменьшилось количество дойных коров. По состоянию на декабрь 2016-го года, их количество составляло 2 млн 134,2 тыс. Это на 3,9% меньше, чем в аналогичный период 2015-го года.

Но, несмотря на все беды, годовой объем молочной продукции на 1,6 % превысил показатели 2015-го года. Все же, не стоит радоваться. Причина чрезмерного доения связана с резко сокращенным спросом. Падение покупок объясняется не только снижением покупной способности, но также сокращением круга потребителей. За счет российской оккупации, значительно сузились границы внутреннего рынка. Кроме того, сильно сократился экспорт в Россию. Наш основной покупатель понизил свои заказы в 6 раз, что в 10 раз уменьшило прибыли украинских молочников.

В первом месяце 2017-го года продолжилась тенденция повышения закупочных цен. Так, закупочная стоимость на молочную продукцию экстра-класса повысилась на 3,9%. Но традиционно, в сезон «большого молока» она снова упадет.

Стоит также отметить, что одна из причин кризиса скрывается в производственных технологиях. Говоря о производстве, стоит отметить, что в числе крупнейших игроков украинского молочного рынка не так много отечественных компаний. Большую часть составляют транснациональные предприятия. Так, в пятерку лучших вошли: «Терра Фуд», «Молочный Альянс», «Danone Украина», «Альмира» и группа компаний «Комо».  Импортные продавцы не особенно прижились на украинском рынке из-за малодоступных цен для местного покупателя.

Собственно, проблем много, как же их решать?

Как исправить ситуацию?

Рыба гниет с головы, а проблемы бизнеса начинаются с государства.  Пока украинские молочники не получили должной поддержке от страны, западные производители призывают украинских коллег вступать в конструктивный диалог с правительством. Если руководство страны не знает, как решить проблему – непосредственные участники игры должны помочь найти выход. Хорошим ориентиром может стать западный опыт.

К примеру, в ЕС существует особенная система квот. Она создана для эффективного управления рынком и распределения возможностей его участников Квоты регулируют оптимальный объем производства. Те, кто придерживаются правил – получают поощрения, нарушителей ожидает наказание.

В США действует система страхования milk income loss contract payments (MILC).  Она представляет собой финансовые компенсации, защищающие производителей от скачков цен и погодных условий, которые могут отражаться на молочном производстве.

Кроме того, в западных странах семейные молочные фермы стали закоренелой традицией. Поэтому, коммерческим производителям гораздо выгоднее сотрудничать с сельскими хозяйствами. Таким образом там развита система кооперации, которая только недавно начала зарождаться в Украине. Ее развитию на нашей территории мешает ряд отдельных факторов, которые необходимо устранить совместными усилиями сельских хозяйств и коммерческих производителей.

Одной из первоочередных проблем служит процесс ухода за животными. Во многих случаях, частные фермеры не могут обеспечить должного медицинского ухода за скотиной. Кроме этого, отсутствует необходимая техническая база. Большая часть сельских хозяйств не обустроена механическими доильными системами. Как известно, человеческий труд повышает себестоимость продукции. Кроме того, на многих семейных фермах нет специальных холодильных камер, которые обеспечивают длительное сохранения молока, без потери его основных качеств. В результате сырьевая продукция получается дорогой и некачественной.  Это подтверждает статистика. По данным прошлого года всего 0,1% от всего объема молочного сырья, закупленного в семейных хозяйствах, был пригоден для изготовления продукции высшего сорта. Для производства продукции первого сорта использовано 11,8% сырья, для второго сорта – 83,6% и несортовой продукции – 4,5%.

Кроме недочетов в процессе ухода за животными, добычи и хранения сырьевого молока, отмечаются недоработки в способах транспортировки и дальнейшей обработки. До сих пор молоко поставляется в алюминиевых цистернах, что влияет на вкусовые качества продукта и уровень его полезности для здоровья. Важно отметить, что перерабатывающие заводы весьма редко оснащены технологиями, позволяющими провести надлежащий анализ качества полученного сырья. По этой причине, поставки украинской молочной продукции в страны ЕС очень ограничены.

Перспективы украинских молочников

Молочная индустрия играет важную роль в экономике страны. Примерно 17% затрат потребителей приходится на покупки молочной продукции. Молоко используется во многих сферах пищевой промышленности и является социально важным продуктом.

  По мнению западных специалистов, украинская индустрия молока является весьма перспективным направлением. Как утверждают эксперты, пока ее мощности недостаточно используется.

Сегодня в Украине функционирует около 400 заводов, выпускающих молочную продукцию. По подсчетам экспертов, молокоперерабатывающая отрасль Украины использует только 25%-35% своей мощности. По количеству выпуска преобладают твердые сыры, цельномолочная продукция, масло и казеин.

Из всего вышеописанного очевидно, что отечественная молочная индустрия на пороге стагнации. Острая нужда в модернизации заводов возникла еще пару десятков лет назад. Но на сегодняшней экономической почве процесс обновления технического парка практически невозможен. По мнению Андрея Ярмака, экономиста департамента технического сотрудничества ФАО даже, если модернизировать только часть заводского оборудования, понадобится 7 лет для того, чтобы отбить затраты. Многие предприятия еще не готовы к такому шагу.  Правда, если повысится спрос – увеличатся возможности и перспективы.

 Прогнозы экспертов пока огорчают мрачностью. Они утверждают, что повышение минимальной заработной платы не приведет к повышению спроса на молочную продукцию. Напротив – согласно подсчетам экспертов, продажи этого года несколько сократятся. В натуральном пересчете, в 2017-ом году каждый украинец приобретёт молочной продукции на 900 г меньше, что составит 208,4 кг на душу населения.

Экспортные перспективы пока не обещают больших прибылей. Рынок ЕС еще не смог восполнить утрату рынка РФ.  Поскольку на западе присутствуют сильные конкуренты, а наши товары не всегда могут соответствовать европейским стандартам качества, стоит обратить внимание на рынки развивающихся стран. Эксперты считают перспективными направлениями такие страны, как: Египет, Пакистан, Узбекистан, Бангладеш, Грузия, Китай, Марокко, Афганистан, Молдова, Азербайджан, Мьянма, Нигерия и Вьетнам.

Готовя продукцию на экспорт, стоит учесть, что за последние 2 года значительно сократились зарубежные закупки молочной сыворотки, сливок и маслянки. Вместе с тем, более, чем на 50% повысился зарубежный спрос на украинскую сгущенку.

Но, стараясь покорить заграничные рынки, не стоит забывать про отечественных покупателей. Как известно, развитие внутренних рынков стимулирует экспорт. Чтобы увеличить спрос в текущих реалиях, следует узнать больше о новых маркетинговых трендах. Почему же на западе продавать получается лучше? Об этом читайте в нашей следующей статье «Молочные новшества: догоняем западные тенденции»!

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*

Проверочный код*

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги