30 июня 2017

Косметика и гигиена: чего хочет рынок?

Косметика и гигиена: чего хочет рынок?


Рынок косметики и средств гигиены – один из самых прогрессивных. Несмотря на экономический кризис, он продолжает развиваться. Сейчас его доля от общей прибыли всех производственных отраслей Украины насчитывает менее 1%. Тем не менее, это направление имеет большие перспективы. Об этом свидетельствуют быстрые темпы развития мирового рынка косметики и средств гигиены.  По данным американской аналитической компании Research and Markets, эта индустрия имеет ежегодный стабильный прирост в размере 6,4%. При сохранении таких темпов, к 2020-му году рентабельность рынка составит 675 млрд долларов. Какая же обстановка бытует на украинском рынке? Какие тренды внес 2017-ый год в индустрию красоты?

Результаты торговли: Особенности украинского рынка

Гос. стат сообщает, что сейчас на территории Украины действует свыше 300 парфюмерно-косметических производителей. Лидирующие позиции принадлежат транснациональным компаниям, таким как: Oriflame, Avon, L'Oréal, Unilever, Procter & Gamble KalinaConcern, Henkel, Faberlic, MaryKay и Beiersdorf. Крупнейшим отечественными игроками являются: “ЕВРОПАРФУМ”, “Эффект”, “ГАЛТЕРРА”, «Авалон», «Супермаш» и др.  Одним из безоговорочных лидеров уже долгое время служит компания Avon. Карина Таковенко, генеральный директор Avon в Украине и Грузии отмечает высокую перспективность косметического рынка Украины. Свои выводы эксперт основывает на статистике продаж. Каждую минуту продается 1 тушь от Avon, а каждый час – 40 фирменных помад.

Об эффективности работы сообщают цифры. Всего за 2016-ый год производители гигиенической и парфюмерно-косметической продукции произвели товар, общей стоимостью в 6442,1 млн грн. Это составило 0,4% от общей рентабельности украинского промышленного комплекса. При этом, индекс цен за 2016-ый год в сравнении с 2015-ым годом снизился на 5%. Спрос на продукцию повысился.

Особенно заметен рост спроса на мыло и поверхностно активных веществ. За 2016-ый год в сравнении с 2015-ым годом спрос на эту продукцию вырос на 120%.  Востребованность средств для ухода за кожей, в том числе солнцезащитных кремов и кремов для загара выросла на 102,8%, средств для бритья, дезодорантов, антиперсперантов и средств для ванн - на 93,5%.

Собственно, основным спросом пользуются косметические средства гигиены. Немалую долю рынка занимают средства для ухода за волосами – 19,6%. Далее следуют товары для ухода за кожей - 18,4%. Декоративная косметика занимает всего 13,6% индустрии, парфюмерия – 11,6%. В сегменте декоративной косметики наибольшим спросом пользуется косметика для лица и губ.

Негативную ситуацию демонстрирует уровень спроса по ценовым категориям. Высокой востребованностью пользуется   недорогая косметика – 60%. Товары среднего класса заняли 30% рынка, премиальная косметика – 10%. Кроме того, украинский рынок находится в большой зависимости от импорта. Доля импорта составляет 92%. Зарубежная продукция представлена практически всеми знаменитыми мировыми брендами. Правда, не у всех транснациональных компаний хорошо идут дела в украинском бизнесе. Недавно прибалтийская фирма «Dzintars» Украина заявила о своих потерях. Убыток компании составил почти 90%. Причина в том, что деятельность фирмы развивалась на Востоке Украины. По словам генерального директора компании, большой проблемой стали не только боевые действия в регионе, но также невыплата пенсий и зарплат местным жителям. Правда, эти проблемы не сподвигают прибалтов покидать украинский рынок. Компания планирует переносить поле деятельности на другие регионы Украины и больше сосредоточиться на интернет-продажах.

Все же, в целом, потребности местного покупателя в гигиенических и косметических средствах полностью удовлетворены. За последние годы этот рынок ощутимо насытился продукцией зарубежного и отечественных производителей. Развитие рынка сопроводилось рядом новых, более жестких требований к качеству косметики, ее безопасности для здоровья человека и окружающей среды. Вопреки этим регулировкам значительно возросло количество некачественной и поддельной косметики. Этой рассаде поспособствовало отсутствие некоторых технических регламентов.

В странах ЕС уже давно действует ряд требований, закреплённых жестким законодательством. В частности, Регламент N1223/2009, принятый Европарламентом от 30.11.2009 г., определяет требования качества и безопасности косметической продукции на потребительском рынке. Подобный норматив должен был рассматриваться Кабмином в апреле прошлого года. 14-го апреля 2016-го года Министерство экономического развития и торговли выдало Приказ №686. В нем идет речь о требованиях к качествам и безопасности косметических средств. Исполнительным и контролирующим органом назначалось Минздрав. Рассмотр документа намечался на второй квартал прошлого года. Как утверждают источники, пока этот документ отсутствует. Его отсутствие замедляет полноценное развитие косметической отрасли.

Пока окончательно не установлены правила игры на внутреннем рынке, украинские производители развивают внешнюю торговлю. В 2016-ом году косметический экспорт составил 1123,7 млн. грн. Это насчитывает 17,4% от сбыта гигиенической и косметической продукции.  При этом, снизился экспорт мыла и эфирамасел. Вместе с тем возрос импорт аналогичной продукции.

Но, не смотря на все сложности и промахи, парфюмерно-косметический рынок Украины считается одним из самых перспективных и динамичных на территории Восточной Европы.

Косметический маркетинг для самых маленьких

Говоря о перспективах, стоит отметить, что самым стабильным сегментом косметической индустрии является продукция, ориентированная на детей. Маркетологи делят эту сферу на 3 направления:

  • baby (дети до 3 лет);
  • kids (4–10 лет);
  • teens (11–16 лет).

Наиболее выгодным сегментом является первая категория. Как правило, основные покупатели – это супруги, возрастом 25-35 лет. В группу наиболее востребованных косметических товаров для детей входят средства гигиены. Хорошим спросом пользуются присыпки и кремы, которые наносят при использовании подгузников. Молодые родители охотно покупают соли и растворы для купания, кремы для ухода за нежной кожей младенца, а также кремы для защиты от солнца и от насекомых. Два последних вида товаров также востребованы в оставшихся группах этой целевой аудитории. Среди косметики для детей и подростков также пользуются большим спросом средства для гигиены ротовой полости, а также гели для душа.

Стоит отметить, что 80% косметических товаров для детей являются импортными. По причине экономического спада и снижения курса гривны многие из необходимых продуктов стали недоступными. Это создает предпосылки для развития отечественного производства. Тем не менее, при выборе детской косметики цена играет меньшее значение. Основным фактором выбора служит безопасность. Отсюда можно заключить, что данный сегмент индустрии является брендозависимым.

В последнее время все больше потребителей стали покупать детские косметические товары через интернет. Поэтому, развитие качества e-commerce в этом сегменте имеет высокую целесообразность. В данном случае повышение уровня виртуальных покупок связано с тем, что онлайн-магазины представляют более широкий ассортимент. Кроме того, покупая через интернет, можно сэкономить до 15%.

 

Перспективные ниши-2017

Тенденции украинского рынка косметических средств пока еще далеки от мировых течений.  Как упоминалось выше, только 10% индустрии составляют товары премиального класса. В развитых странах спрос на премиальную косметику значительно выше. Этот сектор составляет 27% рынка. Поэтому, западные производители возлагают большие надежды на эту категорию. Его ассортимент пополняется новыми товарами, а упаковка заметно модифицируется.

Все же, класс продукта не меняет его назначение. Как там, так и здесь самым популярным косметическим товаром является зубная паста. По мнению западных аналитиков, наибольший потребительский запрос присутствует в таких сегментах, как кремы для ухода за кожей и средства для ротовой полости.  Соответственно, следует уделить больше внимания для развития этих направлений.

Инновации в сфере упаковок направлены на практичность. Основные разработки происходят в сфере декоративной косметики. Наибольшую актуальность получила концепция маленькой и практичной упаковки.  В секторе премиум-класса основное место занял лакшари-дизайн. Теперь пудреницы и коробочки с тенями украшаются драгоценными камнями. Интересным решением стали «светящиеся коробочки».

Компания Estee Lauder выпустила ограниченую линию декоративной косметики в необычной упаковке, получившей название Smashbox. Упаковка выполнена из пластика, с эффектом мерцания.

Кроме практичности и интерактивности, маркетологи заботятся также об экологичности. Сейчас многие усилия направлены на разработку стеклянных упаковок. Разработчики стремиться создать упаковку из стекла с ультра-легким весом.

Не отставайте от трендов, вдохновляйтесь чужим идеями, но создавайте свое!

 

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги