13 июля 2018

Анализ рынка логистических услуг Украины: тренды, сложности и возможности

Анализ рынка логистических услуг Украины: тренды, сложности и возможности

758

Первым докладчиком, выступившим на Конференции XIX Всеукраинский День Логиста, стал Роман Шепетько, ведущий аналитик компании «Pro-Consulting», которая занимается маркетинговыми исследованиями. Доклад Романа был посвящен результатам исследования рынка логистики, а именно рынка транспортных перевозок.

— Компания «Pro-Consulting» занимается маркетинговыми исследованиями, и мы специально подготовили исследования рынка логистики, с основным акцентом на грузоперевозки. Логистика — важная отрасль для экономики Украины, и ее важность определяется тем, что хорошо развитая логистика помогает развивать производство. Но в то же время логистика зависит от состояния экономики страны и, в первую очередь, от состояния промышленности.

Можно сравнить зависимость между промышленностью и логистикой. В 2012 году начался спад, который длился до 2015 года. В 2015 году спад производства был -13%, это сильно ударило по рынку грузоперевозок. Как можно увидеть, объемы грузооборота также начали снижаться, и дна они достигли тоже в 2015 году — было перевезено 315 млрд. т на километр. Но, уже начиная с 2016 года, наблюдается постепенное восстановление — 2,6% в 2016 году, и в 2017 году — 6,1%. Хотя, до тех оборотов, которые были до кризиса в 2013 году, еще далеко.

Второй фактор, влияющий на рынок логистики — это внешнеторговая деятельность. Кроме производителей основными потребителями рынка логистики являются импортеры, которые поставляют продукцию. Если посмотреть на динамику внешнеторгового оборота и объемы грузооборота в 2012-2017 гг., можно сравнить объемы грузооборота с внешнеторговым оборотом страны (объемы экспорта и импорта вместе). Внешнеторговый оборот, начиная с 2013 года и до 2016 года, снижался, здесь существует прямая зависимость — снижение объемов экспорта/импорта приводит к тому, что объемы грузоперевозок снижаются.

Посмотрим географию грузоперевозок — основное снижение внешнеторгового оборота произошло за счет снижения поставок экспорта и импорта с Россией. Это снижение не было компенсировано другими странами. В 2013 году объем грузооборота с Россией был 38,3 млрд. долларов, в 2017 году этот показатель равнялся 11 млрд. долл., падение составило 75%. С другими странами внешнеторговый оборот изменился очень незначительно. Мощности в логистике остались не задействованными, особенно те, которые возили грузы в Россию, Беларусь и другие страны СНГ.  Так что у нас есть потенциал для развития.


Посмотрим структуру грузооборота в разрезе видов транспорта. На первом месте долгое время находятся грузоперевозки железнодорожным транспортом, но тенденция к тому, что доля Укрзализныци постоянно уменьшается — в 2014 году она составляла 62,5%, уже 2017 году она уменьшилась до 55,9%. Очень позитивно то, что растет доля автомобильных перевозок, незначительно с 11,3% до 12%, но рост отмечается. Доля водных грузоперевозок снизилась.

Динамика грузооборота за 1-й квартал 2016-2018 гг. по видам транспорта. Объем автомобильных грузоперевозок вырос до 9,6 млн. тонн. Во всех остальных видах грузоперевозок (железнодорожный, трубопроводный, водный, авиационный транспорт) произошло снижение объемов.

Основные факторы, влияющие на рынок логистики — это общее состояние экономики, состояние промышленности, и стоимость (тариф на грузоперевозки). Посмотрим на динамику стоимости и объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом, для сравнения как влияет тариф на объемы железнодорожных грузоперевозок. Мы видим здесь обратную зависимость — с ростом тарифа происходит снижение объемов. Пик роста тарифов пришелся на 2015 год, это было связано с девальвацией и инфляцией, которая составила примерно 40% и даже больше. И примерно в это же время темпы роста объема грузоперевозок достигли дна, в 2014 году -12,4%. С 2017 года можно наблюдать стабилизацию на рынке железнодорожных перевозок — 339 млн. т за 2017 год было перевезено Укрзализныцей.

Как влияет стоимость фрахта на рынке автомобильных перевозок? Тут мы также можем наблюдать обратную зависимость — с ростом стоимости фрахта объемы снижаются. В 2015 году, когда темпы роста стоимости составляли примерно 27-28%, объемы перевозок были самыми низкими. С 2016 года мы наблюдаем стабилизацию, и даже небольшой рост — в 2017 году мы вышли на уровень 2014 года по объемам перевозок грузов. Возможно, что в ближайшем будущем будет введен штраф за перегрузки не только для грузоперевозчиков, но и для грузоотправителей. Мы должны об этом знать и учитывать в своих планах на будущее.

Из чего состоит структура тарифа автогрузоперевозчиков в 2017 году в Украине? Стоит отметить, что больше половины стоимости, примерно 60%, составляет стоимость топлива. Все остальные статьи расходов — это запчасти, комплектующие, прибыль грузоперевозчика, зарплаты водителей. Какой фактор влияет на стоимость первую очередь? Это, конечно же, девальвация украинской гривны. На рынке автоперевозок транспортные средства импортного производства, и с ростом стоимости иностранной валюты, стоимость запчастей увеличивается.

Динамика среднемесячных розничных цен на дизельное топливо в Украине. Постепенно происходил рост, основными факторами этого роста была девальвация украинской гривны. Стоит отметить что, начиная с января 2018 года, Украина перешла на новые стандарты качества дизельного топлива — Euro 5, но это не сильно повлияло пока на стоимость дизельного топлива. Большинство грузоперевозчиков, особенно те которые ездят в страны СНГ, закупают топливо в Беларуси, в России, и приезжают в Украину с полными баками, тем самым уменьшая спрос на украинском рынке. Также стоит отметить существование огромного «черного» рынка дизельного топлива.


Динамика средней стоимости фрахта за 1 км 20-тонным автомобилем в 2014-2017 гг. Как она изменилась, и какие основные факторы на нее повлияли? Рост стоимости начался с 2014 года — с 14 гривен за 1 км она выросла до 22-23 гривен. Если перевести эти цифры в долларовый эквивалент, то динамика будет совсем другая. В валюте стоимость фрахта постепенно снижалась, стоимость отрабатывала инфляцию и девальвацию украинской гривны, но не на все 100%. То есть, компенсация происходила за счет снижения прибыли автоперевозчиков. Поэтому можно прогнозировать, что в будущем стоимость фрахта будет продолжать свой рост.

Уровень средней зарплаты в логистике. Уровень зарплат отрабатывал инфляцию — с ростом инфляции зарплаты увеличивались. То есть в зарплаты не заложено увеличение в связи с ростом продуктивности труда. Не заложено увеличение зарплаты, как повышение благосостояния работника. Просто происходила индексация заработных плат. В связи с этим снижается привлекательность отрасли для потенциальных работников. Основной спрос в логистике на профессии водителей-экспедиторов, кладовщиков. Стоимость их труда в месяц составляет примерно 10000 гривен.

Какие грузы перевозят в основном автомобильным транспортом? В первую очередь, это локальные перевозки — глина, торф, гранит. На втором месте продукция сельского хозяйства, в структуре сельского хозяйства лидируют перевозки зерновых.

Динамика грузоперевозок водным транспортом за 2014-2017 гг. В 2017 году 5,89 миллиона тонн груза было перевезено водным транспортом. По прогнозам Мининфраструктуры в Украине есть потенциал для увеличения этого показателя до 30-35 млн. т, примерно в 5-6 раз. Перевозки речным транспортом составляют 3,64 млн. т, они более или менее стабильны. Снижение объема произошло за счет высокой конкуренции с морскими перевозками. Конкурентами в данном случае выступают международные перевозчики.

Структура грузоперевозки речным транспортом по видам продукции в 2016-2017 гг. Казалось бы, это идеальный вид транспорта для перевозки зерновых, но на самом деле лидируют здесь строительные грузы, они составили в 2016 году 35,7%, а в 2017 году они выросли до 43,3%. Что мешает развитию нашей речной отрасли грузоперевозок? В первую очередь, это отсутствие стимулирующего законодательства. Вторая причина — отсутствие транспорта. И третья — монополия на данном рынке.

Важный момент, который хотелось бы отметить, это состояние основных средств в логистике. На графике можно увидеть, в 2014 году основные средства в логистике составляли 10 млрд. гривен. Но, как видно по остаточной стоимости, это были списанные, изношенные основные средства, степень износа которых составляла 98%. В 2015 году произошли большие перемены, первоначальная стоимость основных средств снизилась почти в 8 раз, выросла остаточная стоимость, и степень износа понизилась. Какие факторы на это повлияли? В первую очередь стоит вспомнить закон о реквизиции транспортных средств для нужд армии, который был принят в апреле 2014 года. Компании старались отдавать те транспортные средства, которые не могут ездить Европу.


Давайте детально остановимся на динамике капитальных инвестиций в логистику в 2012-2017 годах. Начиная с 2015 года, наблюдается рост капитальных инвестиций в логистику, но если посмотреть на ту же динамику в долларах, рост начался только с 2016 года, и составил 14%. Темпы роста в 2017 году увеличились до 45%. По состоянию на 2017 год, объем инвестиций в логистику составил 1 427 млн. долларов. Основные средства поступили в наземный транспорт и в трубопроводный транспорт — 836 млн. долларов. Но, если отнять инвестиции в модернизацию украинской ГТС, которые происходили в 2017 году, остальные средства инвестировались в автотранспорт. На втором месте стоят инвестиции в складское хозяйство. Сейчас существует тенденция открытия новых складских комплексов.

Остановимся на некоторых тенденциях, присущих для рынка логистики. В первую очередь стоит отметить, что сейчас запросы потребителя растут, и он хочет, чтобы заказы поступали как можно быстрее, желательно в тот же день. 30% конечных потребителей продуктов готовы доплатить за то, чтобы заказ был доставлен в тот же день и даже в течение нескольких часов с момента оформления заказа. Поэтому основные операторы должны будут к этим тенденциям подстраиваться.

Мировые тенденции развития логистики. В первую очередь это Blockchain, сейчас проводится испытание этой технологии на рынке грузоперевозок. IT-компания, которая предоставляет такое решение — это IBM, она испытывает его на компании Maersk и других контрагентах. Уже второй год идут испытания системы мониторинга логистических заказов. Вторая тенденция — это 3D-визуализация. Это программа, позволяющая показать правильные методики складирования грузов в транспортных средствах. Можно увидеть, как лучше и с максимальной загруженностью ТС положить груз. Третья тенденция — роботы и дроны. Многие компании проводили испытания по доставке пиццы конечным потребителям с помощью роботов. Парламент Эстонии даже принял законопроект, который регулирует движение роботов на улице. Четвёртый тренд — беспилотный транспорт и электротранспорт. Грузовик Tesla Semi Truck, который появится в 2019 году, — это будет электрогрузовик с функцией беспилотного водителя. Другие компании, такие как BMW, Mercedes, и даже российский Камаз, также в настоящее время проводят испытания данной функции. И последний тренд — это 3D печать на 3D принтере. Почему он повлияет на рынок логистики? Потому что для многих товаров отпадет необходимость транспортировки, можно будет пересылать 3D модель по почте и распечатывать эти товары у себя дома.


Выводы:

− В Украине происходит восстановление объемов производства промышленной продукции и увеличение объемов внешнеторгового оборота, что оказывает позитивное влияние на рынок логистики;

- В структуре грузооборота преобладают грузоперевозки железнодорожным транспортом, но их доля сокращается;

− Тариф оказывает сильное давление на объемы грузоперевозок;

− Речной транспорт в Украине практически не развит;

− Динамика инвестиций в логистику с 2016 года положительна (темпы роста ускоряются).

Читайте также: Интеграция логистики и производственной среды через систему автоматизации на примере производственной компании

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

ВИДЕО

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги