Рынок логистических услуг: тренды и перспективы отрасли
Перспективная отрасль, которая требует больших инвестиций, правильной государственной политики и квалифицированных специалистов — так в 2018-ом выглядит рынок логистических услуг в Украине.
Детально о трендах грузоперевозок рассказал Иван Шпак, аналитик компании PRO Consulting, в рамках XX Всеукраинского дня логиста, который TradeMasterGroup провела 30 ноября.
Чем и куда возят грузы?
На 2015 год пришелся пик падения объема грузоперевозок — до 315 млрд тонн на 1 км. Однако уже в 2017-ом рынок показал уверенный прирост, и положительная тенденция сохраняется в этом году.
Состояние рынка логистических услуг, в первую очередь, зависит от динамики производства промышленной продукции, а также внешнего торгового оборота.
Географическая структура грузоперевозок показывает, что Российская Федерация пока остается нашим главным торговым партнером (даже при снижении внешнего торгового оборота в этом направлении более чем в четыре раза за последние пять лет). И такая тенденция, скорее всего, сохранится в 2019-ом, поскольку украинские поставщики все еще ищут новых партнеров для реализации своей продукции.
Следующие, после России, по объемам грузоперевозок — Китай, а также страны Европейского Союза, куда украинские производители переориентируются после частичной потери российского рынка.
Отдельно Иван Шпак обращает внимание на структуру грузоперевозок, в которых уменьшается доля железнодорожного транспорта (2014 г. — 62,5%, 2017 г. — 55,9%), но в то же время растет количество автомобильных перевозок (например, за 9 месяцев 2018-го почти на 1% при снижении остальных типов перевозок).
Железнодорожный транспорт: потенциал и реальная ситуация
В 2017—2018 гг., по словам эксперта, металлурги отмечают, что в связи с нехваткой вагонов, понесли убытки в размере $4—5 млрд. И это — далеко не единственная отрасль, где можно наблюдать подобную ситуацию. В «Укрзалізниці» сейчас на балансе порядка 1 800 магистральных локомотивов, из них постоянно используют 800. Остальные проходят полное либо частичное техобслуживание, соответственно их не эксплуатируют. Порядка 96% вагонов находятся в возрастной группе свыше 30 лет. По оценкам операторов рынка, ежемесячно не хватает примерно 10 000 вагонов.
Еще одна причина уменьшения железнодорожных перевозок — снижение весовых норм для локомотивов (летом 2018-го), что повышает оборот грузового вагона. На данный момент он составляет около 10 суток, хотя в некоторых отраслях отмечают грузооборот вагонов порядка 16—17 суток при норме для «Укрзалізниці» в 5—7 суток.
Кроме того, к негативным факторам можно отнести повышение тарифов.
«Если говорить об инвестициях «Укрзалізниці» в подвижной состав, за последние шесть лет было вложено 3,5 млрд грн (в вагоностроение и покупку новых локомотивов). По сравнению с прошлым годом это — в два раза больше, но при прогнозе в 19 млрд грн инвестиций на 2018-ый, реальная сумма достаточно небольшая и не покрывает дефицита, существующего на рынке», — поясняет Иван Шпак.
Автомобильный транспорт все больше интересен логистам
Грузоперевозок автомобильным транспортом становится больше. И мы видим обратную зависимость между их объемами и стоимостью фрахта.
Факторы, которые влияют на этот сегмент:
1. Штрафы за перегруз фур.
2. Рост цен на железнодорожные перевозки.
3. Увеличение розничного и оптового товарооборота: за 9 мес. 2018 г. — 14 и 16% соответственно.
Стоимость фрахта в автомобильных перевозках в национальной валюте выросла в среднем практически в два раза: с 14 грн/км (в 2014-ом) до 26—28 грн/км (в этом году).
В большой степени на стоимость автомобильных грузоперевозок влияет цена дизельного топлива: она составляет около 44% в структуре ценового предложения. На акциз (высчитывают, в том числе исходя из стоимости евро) приходится 38%.
В начале года прогнозировали, что нефть на мировых рынках будет до $90—100 за баррель, но на фоне заявлений Президента США о возможных санкциях против Ирана, с сентября мы видим снижение цен с $80 до $60 за баррель. Главная причина падения — большие запасы нефти.
При валютных колебания каждая гривна к курсу доллара будет прибавлять порядка 0,60 грн к стоимости дизеля в оптовых ценах, а процентный рост нефти на мировых рынках — примерно 10—15 коп.
Также Иван Шпак отмечает, что с начала 2018-го Украина перешла на нормы дизеля Евро-5, а это насытило рынок более дорогим топливом.
О квалифицированных кадрах
Мониторинг сайтов по поиску работы, по словам эксперта, показывает, что основная часть вакансий приходится на водителей-экспедиторов — порядка 75% со средней заработной платой до 12 500 грн.
«За последние два года возросло количество предприятий в логистике, которые ощущают значительную недостачу квалифицированных кадров. Например, 35% компаний в сфере транспорта и связи отмечают, что их дальнейший рост во многом зависит от наличия высококвалифицированных работников, в частности водителей-экспедиторов», — поясняет Иван Шпак.
Среди причин недостачи специалистов следует выделить трудовую миграцию. В 2017 году было выдано порядка 2 млн действующих рабочих виз на трудоустройство в Польшу (сюда приходится примерно 80% миграции в Украине). На данный момент, около 3,5 млн украинцев работают за границей, основные профессии — строительство и транспорт. Почему? Высокая зарплата: в Европе водители-дальнобойщики могут получать 1 300 евро.
По статистике Службы занятости, на конец третьего квартала 2018-го было порядка 64 тыс. вакансий водителей фур и более мелких транспортных средств. Дефицит составлял примерно 20 тыс. кандидатов. На 2019-ый, скорее всего, тенденция сохранится, и будет не хватать 22—23 тыс. человек.
Капитальные инвестиции в логистику
Логистическая отрасль без инвестиций развиваться не может в любой стране. Украина — не исключение. Инвестиции за три квартала этого года в транспортные средства составили 43,3 млрд грн (на 26% больше, чем за аналогичный период 2017-го). Порядка 78% всех средств логистики пришлось именно на приобретение новых активов, а не обновление старого парка.
По словам Ивана Шпака, с 2015-го заметно снизилась степень износа транспортных средств. Основные причины — масштабное обновление основных фондов и высокие стандарты относительно дизельного топлива в Европе.
До 2015-го главной сферой для инвестиций в логистике было складское хозяйство — постройка новых и обновление существующих складов. С 2016 года тенденция поменялась, и все больше денег приходиться на наземный транспорт.
Каким будет логистический рынок в ближайшие годы?
По прогнозам на 2018—2020 гг. эксперты ожидают рост объемов грузоперевозок, однако пока происходит некоторое снижение по ряду причин:
- рекордно низкий урожай ранних зерновых;
- некоторые предприятия горно-металлургического комплекса закрыты на ремонт;
- снижение перевозки руды в направлении Европы.
Среди факторов, которые могут повлиять на рынок железнодорожных перевозок, Иван Шпак называет:
1. Рост промышленного производства и производства железнодорожных вагонов: в 2019-ом ожидается производство 14—15 тыс. шт.
2. Запуск процедуры аренды грузовых вагонов через ProZorro: позволит увеличить оборачиваемость вагонов, и обнародовать алгоритм распределения вагонов, а также приведет к снижению дефицита вагонов на рынке.
3. Допуск на рынок ЖД перевозок частых операторов (частной магистральной тяги), в то же время монопольное право на сеть, установку тарифов пользования данными сетями и объекты инфраструктуры останутся за «Укрзалізницей».
4. Дальнейший рост тарифов: уже сейчас пресс-центр «Укрзалізниці» заявил о возможном повышении цен в марте следующего года.
Показатели сегмента автомобильных перевозок в 2019-ом будут зависеть от таких факторов:
1. Увеличение стоимости энергоресурсов и топлива.
2. Обновление автопарка — позволит снизить расход топлива, следовательно, автомобильные перевозки будут более конкурентоспособными, по сравнению с железнодорожными.
3. Рост заработных плат: чтобы остановить отток кадров, логистам нужно не только индексировать зарплаты на уровень инфляции, а и предоставлять сотрудникам дополнительные блага.
4. Состояние автомобильных дорог: в 2018—2019 гг. выделены сравнительно рекордные суммы на восстановление транспортной инфраструктуры Украины, что будет положительно сказываться на объемах грузоперевозок автомобильным транспортом.
5. Весовой контроль: Украина не намерена снижать темпы проверки грузовых автомобилей, государство уже в ближайшее время планирует закупить около 80 передвижных пунктов весового контроля.
Речной транспорт — перспективное направление. Им сейчас перевозят до 6 млн т грузов ежегодно. Реальная возможность, по прогнозам компании PRO Consulting, порядка 60 млн т. Однако есть ряд проблем, которые мешают развитию этих перевозок. В частности, Иван Шпак перечисляет такие:
1. Углубление рек: на это выделяют недостаточно средств. Больше всего финансируют агропромышленные компании. Однако структура перевозок речным транспортом показывает, что порядка 35% приходится на перевозки строительных грузов, соответственно, строительным предприятиям стоит задуматься об активном участии в данном процессе.
2. Отсутствует развитие водной инфраструктуры, из-за чего в Украине высокие сборы за пользование реками. Поэтому логисты не инвестируют в развитие водного транспорта.
3. Необходимость увеличивать парка транспорта для речных перевозок.
Также на рынок грузовых перевозок в Украине влияют общие факторы:
Читайте также: Автоматизация управления товарным движением - Зачем? Когда начинать? Особенности внедрения WMS систем
По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар