28 декабря 2018

Обзор украинского рынка соков и сокосодержащих напитков в 2017 – 2018 гг. (январь-октябрь)

Обзор украинского рынка соков и сокосодержащих напитков в 2017 – 2018 гг. (январь-октябрь)

1660

На украинском рынке присутствуют соки, нектары, морсы, коктейли и напитки с добавлением сока. Они отличаются друг от друга процентным содержанием натурального сока: 

- Не менее 25% в нектарах (не менее 50% для апельсинового, яблочного, виноградного, грейпфрутовых, мандариновых и томатных);

- Не менее 15% для морсов;

- Не менее 10% для сокосодержащих напитков.

В Украине соки производят двумя способами:

- восстановлением из концентрата;

- прямым отжимом.

Для получения сока из концентрата плоды сортируют, моют и отправляют в пресс-машину. Из полученной жидкости выпаривают часть влаги, получая концентрат, в котором сохранились витамины, макро- и микроэлементы.

При правильном температурном режиме концентрированный сок хранится несколько месяцев. Для восстановления добавляют очищенную воду и отправляют напиток на стадию пастеризации или стерилизации. При производстве сока прямого отжима отсутствуют стадии концентрирования и восстановления.

Производители предлагают фруктовые соки и нектары, а также, овощные смеси и морсы. В ассортименте каждого бренда есть наиболее популярные вкусы: апельсиновый, яблочный и виноградный.

В рамках аудита сетевой розницы, который регулярно проводит компания «MRC Brand», были проанализированы вторичные продажи товарной категории безалкогольных напитков – соки, нектары, морсы и смузи (фрузи). Аудит был осуществлен в более чем 2600 магазинах 20 национальных украинских розничных сетей.

В течение всего анализируемого периода категория продемонстрировала положительную динамику продаж. За анализируемый период 2018 года в торговых сетях соков и сокосодержащих напитков продано на 26,5 % больше в денежном выражении, по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году.

В натуральном выражении общие продажи  по категории «соки и сокосодержащие» напитки  в период 2017 / 2018 гг. (январь-октябрь)  выросли на 12,85 %.

Как видно, из полученных данных, рост  в денежном выражении более значительный, нежели в натуральном, это связано с инфляционными процессами.

Ниже рассмотрим данные по объемам продаж по категории «Соки и сокосодержащие напитки» по месяцам за 2017-2018(янв.-окт.) гг. в натуральном и денежном выражении:

Как видно из графиков положительная динамика прослеживается из месяца в месяц на протяжении всего анализируемого периода.

Анализ продаж по видам в категории «соки и сокосодержащие напитки» за 2017-2018 (январь-октябрь).

Внутри исследуемой категории рынок поделен почти поровну между двумя видами – соками и нектарами. Товарные категории смузи и морсы – явно «нишевые» продукты и пользуются ограниченным спросом.

Наиболее востребованным среди покупателей национальных сетей видом соков и сокосодержащих напитков являются «Нектар» и «Сок», на которые за первые 10 месяцев в 2018 г. приходилось почти 98% всех продаж анализируемой товарной категории.

Видовая динамика покупательских предпочтений не выявила значительных колебаний в анализируемых периодах, оставаясь стабильной в исследуемых периодах (2017/2018 гг.):

Распределение  продаж  категории  «соки и сокосодержащие напитки» по объему упаковки за 2018 (янв-окт.) в литрах.

Предпочтения по литражу в продажах категории соки, также оказались в пределах ожидаемого: наиболее востребованный объем  (около 57%) – 940-1200 мл.

Распределение  доли продаж по категории «соки и сокосодержащие напитки» по торговым сетям за  2018(январь-октябрь) в натуральном выражении.

Наиболее емкими каналами продаж товарной категории «Соки и сокосодержащие напитки» среди 20 проанализированных национальных торговых сетей Украины в 2017 – 2018 г.г. были «АТБ» и «Сильпо», на которые пришлось 44,2% и 12,65% всех продаж соответственно. На третьем месте, с большим отрывом от лидеров, разместилась торговая сеть «Метро» (7,92%).

Доля представленных торговых сетей на диаграмме составляет более 90% как в натуральном, так и денежном выражении.

Доля «Другие сети» составляет в сумме  менее 8%: Фуршет, Рукавичка, Брусница, Копейка, Billa, Пако, Траш, Колибрис, Делви.

Рейтинг продаж по категории «соки и сокосодержащие напитки» по торговым маркам

В исследуемом периоде «прорывов» в структуре торговых марок рынка не наблюдалось – их доли практически не менялись, демонстрируя завидную стабильность.

Можно отметить ТМ Jaffa, которая продемонстрировала заметный рост анализируемый период как в натуральном, так и денежном выражении – 2,65% и 3,32% соответственно.

Тройка лидеров – ТМ «Садочок», «Sandora» и «Наш сок» занимают около 70 % всего рынка, как в натуральном, так и денежном выражении.

Совокупная доля ТОП 9 брендов в денежном выражении и ТОП 8  в натуральном выражении составляет около 90%.

Динамика продаж по производителям

Безоговорочными лидерами украинского рынка по категории «соки и сокосодержащие напитки» в 2017-2018 годах, были две компании:

- компания «PepsiCo»

- компания «Витмарк»

Совокупная доля двух производителей-лидеров в натуральном выражении составляет около 76%.

Совокупная доля ТОП 6 производителей  в денежном выражении составляет около  90%.

Выводы:

Рынок соков и сокосодержащих напитков –

- Объем продаж по категории «соки и сокосодержащие напитки» за анализируемый период 2018 года увеличились на 12,85 в натуральном выражении и на 26,54% в денежном.

- Наиболее востребованным среди покупателей национальных сетей видом соков и сокосодержащих напитков являются «Нектар» и «Сок», на которые за первые 10 месяцев в 2018 г. приходилось почти 98% всех продаж анализируемой товарной категории.

- Наиболее емкими каналами продаж товарной категории «соки и сокосодержащие напитки» среди 20 проанализированных национальных торговых сетей Украины в 2018 г.г. были «АТБ» и «Сильпо», на которые пришлось 44,2% и 12,65% всех продаж соответственно. На третьем месте, с большим отрывом от лидеров, разместилась торговая сеть «Метро» (7,92%).

- Можно выделить тройку лидеров – ТМ «Садочок», «Sandora» и «Наш сок» занимают примерно 70 % всего рынка, как в натуральном, так и денежном выражении. Совокупная доля ТОП 9 брендов в денежном выражении и ТОП 8  в натуральном выражении составляет около 90%.

- Совокупная доля ТОП 5 производителей  в 2018 году составляет около  88% (в натеральном и денежном выражении):«PepsiCo», «Витмарк», «T.B.Fruit», «Coca Cola» и  «Биола».

- Можно выделить двух лидеров: компания «PepsiCo» и компания «Витмарк» доля которых составляет 76% в натуральном выражении и 73% в денежном.

- Можно предположить рост категории «соки и сокосодержащие напитки» в денежном выражении, что может быть обусловлено инфляционными процессами.

- С уверенностью можно предположить рост как в натуральном, так и денежном выражении подкатегории «нектары», предпочтения которым отдают потребители из-за более низкой цены, нежели на «Соки».

Розничный аудит был осуществлен по 20 национальным торговым сетям: «АТБ-маркет», «Сільпо», «Фора», «Fozzy», «ЭКО-маркет», «ВеликаКищеня», «Metro», «Таврия-В», «Varus», «Фуршет», «Auchan», «Novus», «Пако/Вопак», «Billa», Фреш-маркет «Брусничка», «Колибрис», «Копейка», «Рукавичка».

Справка ТМ

Исследовательская компания «MRCBrand» представлена на рынке с 2010 года. Основным направлением деятельности организации является розничный аудит - анализ вторичных продаж в национальных сетях Украины. Основная цель компании – обеспечение своих клиентов оперативной и достоверной информацией для принятия выверенных стратегических и тактических решений.

Читайте также: ИИ-технологии в ритейле: кейс Walmart

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

 

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*