26 березня 2012
Реалии сегодняшнего рынка. Мнение производителя

Производители прикладывают усилия в поисках золотого соотношения "цена/качество", предлагают новые товары, совершенствуют упаковку, больше уделяют внимания мелкой фасовке. Рынок подстраивается под потребителя. Проводится активная работа по изучению потребительского спроса, и это радует. А в условиях кризиса радует вдвойне.
Кондитерский сегмент
Андрей Рапына, начальник управления маркетинга ПАО «Концерн Хлебпром»: «В прошлом году мы заказали исследование кондитерского рынка одной из крупнейших в мире маркетинговых компаний. Согласно его результатам в тройку любимых кондитерских изделий украинцев вошли конфеты, шоколадки и торты. Булочки заняли пятое место, а печенье – 11-ое.
По нашим наблюдениям, за год на кондитерском рынке значительных изменений не произошло. Но наметилось несколько трендов. Например, увеличился спрос на полезные продукты, – люди хотят покупать «здоровые», по их мнению, продукты, натуральные.
Также приветствуют на рынке все новое. И в этом мы убедились, когда выводили принципиально новый для Украины вид печенья. Как оказалось, украинский потребитель даже не ассоциирует его с категорией «печенье», скорее с десертом или вообще со сладостями. Рост этого сегмента оказался значительно выше традиционных.
Народ устал от рекламных призывов покупать новый продукт, так как часто он оказывается уже знакомым с незначительными изменениями.
Мы перед собой ставим задачу удивить потребителя. При этом, конечно, отслеживаем общие тенденции на кондитерском отечественном рынке, новые «находки» конкурентов, ситуацию на полках в торговых сетях, а также – зарубежный опыт, традиции и идеи, проводим исследования вкусов потребителей. Сейчас мы активно принимаем участие в международных выставках, изучаем реакцию на наши новинки коллег с разных континентов.
В сегменте сладкого печенья мы отошли от традиционного ассортимента и работаем в совершенно новом направлении, изготовляя уникальное для некоторых рынков печенье. И в этом вопросе мы можем ориентироваться только на опыт европейских производителей или на наше «чутье», так как в Украине в национальном масштабе ничего подобного еще не производят».
Николай Кобетяк, начальник цеха по производству печенья ПП «Цех кондитерских изделий»: «В сегменте тортов, покупатели, в основном, еще выбирают традиционные, в том числе бисквитные. Но надо отметить, что постепенно спрос меняется в пользу премиум-класса с натуральными фруктовыми наполнителями. Это касается также йогуртовых и творожных изделий. Учитывая тенденции, мы используем свежезамороженные и консервированные ягоды и фрукты, что позволяет сделать десерты «с кислинкой» и менее калорийные.
Во время праздников увеличиваются продажи премиум-продукции. С полок фактически все сметается, продажи вырастают в 6–9 раз. При этом особое внимание уделяется упаковке – красиво оформленные кондитерские изделия особенно популярны.
В течение года мы отмечали умеренный рост реализации продукции кондитерской группы».
Сегмент консервации
Компания «ВЕРЕС»: «Потребители всегда ценят качество, чтобы формула "цена-качество" соответствовала их ожиданиям.
Если говорить о тенденциях рынка, то в 2011 г. наблюдался очевидный потребительский тренд – украинцы стали больше доверять отечественной продукции, считая ее лучше. В этом, в частности, есть заслуга национальной программы «Купуй українське».
Сейчас все очень ценят свое время. Поэтому спрос на готовые закуски растет.
Создавая новинки можно использовать два подхода: исследования рынка для выявления потребительских предпочтений либо разработка собственного уникального торгового предложения. Мы используем оба. У нас есть экспериментальная лаборатория по разработке и тестированию новых продуктов. Наши технологи работают над созданием абсолютно новых вкусов, которые еще не представлены на украинском рынке, а также усовершенствуют рецепты существующих. Мы регулярно проводим дегустации, сравниваем наши продукты по вкусу, составу и другим параметрам. Ведь в каждом должно быть оптимальное сочетание душистых специй, овощей, оптимальная температура приготовления, а также необходимая последовательность добавления всех ингредиентов».
Рынок мороженого
Оксана Яременко, начальник отдела маркетинга ОАО «Львовский хладокомбинат ТМ «ЛиМо»: «В отличие от 2010 года, когда продажи росли за счет аномальной жары, прошлый сезон был гораздо спокойнее и сложнее, так как уменьшил объемы продаж в натуральных единицах. Однако хочется отметить, что увеличился спрос на более качественное и дорогое мороженое, за счет чего в денежном выражении рынок мороженого показал рост. Учитывая высокий уровень инфляции в стране, продуктовая корзина украинцев сократилась, и конкурировать за покупателей приходиться уже и с производителями напитков и снеков.
Хочется также отметить, что возросла требовательность, разборчивость потребителей по отношению к качеству и вкусу мороженого.
Наибольшей популярностью пользуется порционная группа мороженого. Соответственно, на ее долю в общем объеме производства приходится более 80%. На Западе ситуация почти зеркально противоположная: порядка 80% рынка приходится на «семейное» мороженое. Можно сказать, культура потребления семейного мороженого у нас еще не развита, хотя его доля с каждым годом увеличивается.
Формирующаяся в стране новая культура покупательского поведения – закупки на неделю – будет стимулировать производителей мороженого к увеличению предложений в сегменте для домашнего потребления и заключению долгосрочных контрактов с торговыми сетями.
Пока основная масса потребителей воспринимает мороженое как лакомство, остается невостребованным огромный потенциал позиционирования его в «здоровом» сегменте. В настоящий момент «здоровые» виды мороженого занимают незначительную нишу на украинском рынке, основной объем предложений по прежнему составляют продукты с высоким содержанием жира и сахара, и покупатели больше уделяют внимание вкусу, нежели питательной ценности. Но растущая осведомленность населения меняет привычки, открывая хорошие перспективы для разработки новых видов мороженого, более полезного, но сохраняющего характерные для мороженого вкус и текстуру. Обновление ассортимента играет важную роль в стимулировании продаж: ведущие производители ежегодно добавляют около 10 позиций и почти такое же количество, не пользующееся значительным спросом, выводят из потребления».
Рынок хлебобулочных изделий
Светлана Турчанская, председатель правления ОАО «Одесский каравай»: «В последний годы мы отмечаем рост потребления сдобной высокорецептурной продукции с разными начинками, посыпками, а также спрос на новые изделия кондитерской группы. Потребление традиционного хлеба постепенно сокращается, что связано не только с сокращением населения, но и с тенденциями потребления хлебозаменителей – булочек, рогаликов и других изделий, которые выступают альтернативой для традиционных пшеничных хлебов. Также продолжает расти спрос на слоеные изделия».
Татьяна Рогова, руководитель отдела маркетинга ООО "Колос ЛТД", ТМ "Віденські булочки": «Компания «Колос ЛТД» работает исключительно в сегменте замороженных хлебных полуфабрикатов. Изменения в предпочтениях наших покупателей произошли, однако их нельзя назвать значительными. Как и раньше, больше спросом пользуются слоеные изделия и меньшим спросом хлеб. Это связано с тем, что мы предлагаем более дорогой хлеб, а в связи с кризисом покупатели склонны экономить на продуктах и выбирать среднеценовые и дешевые предложения.
Развитие сегмента мини-пекарен в супермаркетах приводит к снижению наших продаж в этом канале сбыта. Это опять же связано с ценовой политикой самих супермаркетов. Они стараются предлагать более дешевые продукты, чтобы максимально быстро окупить используемое оборудование. При этом общие объемы продаж мы стараемся поддерживать на прежнем уровне за счет подключения новых каналов – к примеру, сегмент HoReCa, – развивать собственную сеть бекерай, которая увеличилась за последний год почти на 40%.
Основная тенденция нынешнего года для всех рынков – это, конечно же, Евро- 2012. И мы тоже готовим новинки и специальные предложения для наших гостей из Европы и отечественных болельщиков. В основном, это будет касаться снековой группы, но и в сегменте хлеба мы представим на рынок несколько новых, интересных предложений».
Сегмент замороженных полуфабрикатов
Ольга Федорова, главный технолог TM SmaCom: «Анализируя прошедший год, можно сказать, что наиболее динамично развивается сегмент замороженных овощей. При этом наблюдается снижение зависимости производителей от импортного сырья. Растет рынок мясных полуфабрикатов, за счет продуктов быстрого приготовления из мяса птицы. Устойчивый прирост объемов производства и продаж показывает пельменно-вареничная группа.
Наблюдается заинтересованность в постных полуфабрикатах. Это, во-первых, связано с религиозными постами, а во-вторых – с ростом цен на мясо, соответственно, растет цена и на полуфабрикаты.
Необходимо отметить, что фиксируется определенный рост потребления замороженных полуфабрикатов новыми группами потребителей – студентами, работающими молодыми людьми, которые видят в полуфабрикатах определенную альтернативу «фаст-фуду».
Сегодня покупатель старается сделать самый оптимальный выбор по соотношению цена/качество, а также активно заинтересован в появлении на рынке эксклюзивных новинок. Особое внимание уделяется натуральности, безопасности полуфабрикатов. При этом согласно исследованиям, которые регулярно проводит наша компания, уровень лояльности относительно невысок: чуть больше 30% потребителей хранят приверженность привычным маркам, присутствует фактор переключения с марки на марку.
Самыми востребованными в сегменте замороженных полуфабрикатов по-прежнему остаются пельмени с классической начинкой из свинины и говядины. При этом растет популярность пельменей необычной формы или с оригинальными начинками.
Если говорить о варениках, то самые популярные вареники с картофелем. Это может быть чистый картофель либо картофель с добавками, например, со шкварками, зеленью, печенью.
Сокращение объемов продаж фиксируется в группе мясных полуфабрикатов, требующих доготовки. В группе мясных полуфабрикатов, готовых к употреблению, наоборот, наблюдается положительная динамика роста. Из блинчиков наиболее востребованы с ягодной или фруктовой начинкой. Потребление котлет остается на привычном уровне.
В целом, прослеживается желание потребителя максимально сэкономить время, поэтому увеличивается спрос на продукты высокой степени готовности.
Понимая, что не каждый украинец сегодня живет в достатке, мы создали экономичный продукт. Это высококачественные продукты быстрого приготовления, которые производятся с соблюдением всех мировых стандартов качества. Благодаря экономии на упаковке, логистике, рекламе, маркетинге мы смогли предложить потребителю продукт по максимально выгодной цене.
Главной нашей задачей является формирование в Украине культуры потребления натуральных полуфабрикатов. Мы планируем расширить ассортимент продуктов высокой степени готовности, а также наладить производство максимально широкого спектра постных полуфабрикатов».
Источник: brutto.com.ua
Торговля в Украине
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
ВНИМАНИЕ:
ІІI Всеукраинская практическая конференция "FoodMaster-2012 & PrivateLabel: "Ритейлер, производитель, дистрибутор: как единой командой выиграть "кубок Потребителя" 2012 года?" | 20 апреля trademaster.com.ua
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар