04 марта 2016

Шведское ноу-хау в ритейле: как вернуть торговые точки в небольшие города и поселки

Шведское ноу-хау в ритейле: как вернуть торговые точки в небольшие города и поселки


В Швеции появилось новшество, которое еще не получило должного признания в экспертном сообществе, но которое вполне сможет изменить покупательские привычки в некоторых европейских странах. Автором этого нового "чуда в ритейле" стал 39-летний шведский программист Роберт Лиджесон (Robert Llijason).

Во многом появление "феномена",  по его собственному признанию, было вынужденным. Осенью прошлого года Роберт с женой и ребенком возвращались вечером от друзей и попытались купить детское питание. Оказалось, что вечером это сделать не так-то просто: во многих городках и селах магазинчики закрылись из-за нерентабельности, поэтому теперь даже за элементарными вещами приходится ехать в ближайший супермаркет в 10-12 километрах.

Днем это не так заметно, говорит Лиджесон, - покупки он делает по дороге с работы. Но в тот ноябрьский вечер, по прибытию в магазин Роберт обнаружил в нем приличную очередь: в этот час туда приехали за покупками жители многих близлежащих населенных пунктов. Именно тогда, признается со смехом Лиджесон - когда на заднем сиденье авто истошно вопил ребенок, а рядом бурно выражала недовольство жена - ему и пришла в голову идея создать магазинчик рядом с домом, где можно купить все самое необходимое, притом в любое время суток.

Сказано – сделано: сейчас у Роберта есть собственный магазинчик на площади в 45 квадратных метров, где можно купить самые нужные продукты, и который работает 24 часа в сутки. Чтобы добиться этого, пришлось отказаться от услуг кассиров и продавцов: в Швеции очень строгое трудовое законодательство, и наемных работников нельзя загружать более чем определенное количество часов в неделю, особенно в ночное время.  

Поэтому в отсутствие персонала покупатели должны все действия выполнять самостоятельно: для того, чтобы открыть дверь, они используют смартфон. С его же помощью они сканируют покупки, после чего данные используются для формирования ежемесячного инвойса (счета) за товары.

Перед тем, как совершать покупки в магазине, нужно скачать специальное приложение, зарегистрироваться на сайте магазина и подтвердить свою платежеспособность. С учетом того, что в Швеции большая часть платежей проходит онлайн, сделать это совсем не трудно.

Сам Лиджесон занимается только приемом товара и выкладкой  его на полках.

Возвращаясь к ассортименту, нужно отметить, что в "базовый" перечень входят молоко, сахар, консервы, подгузники, зубная паста и ряд других товаров, которые можно встретить в любом небольшом магазине у дома. Чтобы избежать случаев воровства, в торговой точке не продаются табачные изделия и лекарства. Кроме того, согласно шведским законам, нельзя реализовывать алкоголь – это разрешено делать только в специализированных магазинах.

В магазине работают шесть камер наблюдения, которые ведут запись круглые сутки и практически охватывают все 45 квадратных метров площади. Кроме того, на двери красуется строгое предупреждение, что входная дверь будет блокироваться при попытке взлома или если будет оставаться открытой дольше 8 секунд.

"Я живу рядом  с магазином и всегда могу появиться здесь с монтировкой", - шутит Лиджесон, но при этом добавляет, что с момента открытия магазина в этом ни разу не возникала необходимость.

Отдельный предмет беспокойства – русские туристы и мигранты из стран Ближнего Востока, но таких пока не наблюдается в небольшом городке Viken, население которого составляет 4200 человек, большинство из которых – люди преклонного возраста.

В связи с этим, говорит Лиджесон, для него куда более актуальной является другая проблема – как приучить пожилых людей использовать современные технологии.

К примеру, Тьюв Нильссон (Tuve Nilsson), которому 75 лет, говорит, что его семья переехала в городок в 1976 году, и тогда в нем было намного больше магазинов. Он приветствует передовой опыт Лиджесона, говоря, что такая торговая точка может быть удобной для одиноких людей старшего возраста – но только в том случае, если они освоят новые технологии.

"По силам ли нашим пенсионерам сделать это, я не знаю, - говорит Нильссон, - иногда я сам не вполне понимаю, как все это работает".

По этой причине Лиджесон сейчас вынужден искать альтернативные способы того, как открывать дверь без использования скачанного приложения. Он уже отказался от применения технологии распознавания лиц или сканеров отпечатков пальцев, но раздумывает над тем, чтобы поставить считыватель кредитных карт – такой, какие используются в банках. Также он рассматривает возможность нанять отдельного человека, которые будет проводить несколько часов в день в магазине, помогая покупателям освоить современные технологии.  

В то же время многим другим клиентам нравится делать покупки в магазине без надоедливых продавцов-консультантов. К примеру, Раймонд Арвидссон (Raymond Arvidsson), друг Лиджесона, просто в восторге от того, что можно сделать покупку менее чем за минуту. "Никаких очередей, - говорит он, улыбаясь. – Быстро зашел, быстро вышел – просто идеальная модель торговли".

Сам изобретатель разделяет эту мысль и старается развивать ее.

"Сейчас я прилагаю максимум усилий для того, чтобы подобные магазинчики появились в других небольших городах и поселках Швеции, - говорит Лиджесон. – Просто невероятно, что подобная идея не пришла в голову никому раньше".

Роберт надеется, что экономия на заработных платах персонала поможет вернуть маленькие магазинчики в села и города страны. В предыдущие годы небольшие торговые точки вытеснялись супермаркетами, к которым нужно ехать на машине, и куда невозможно "выбежать на пару минут" ночью. Теперь, похоже, время "малых торговых точек" возвращается.

По материалам Associated Press

Перевод: Валерий ЛОБОВКО (vl@trademaster.com.ua)

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги