Российский эксперт Виктория Снегирева: «Украинские сети выгодно отличаются более чуткой реакцией на запросы потребителей»
В рамках конференции «CatManMaster-2017: Стратегия и практика внедрения категорийного менеджмента» один из спикеров — ведущий специалист в СНГ по категорийному менеджменту Виктория Снегирева — любезно согласилась ответить на несколько вопросов TradeMasterUA. В частности, эксперт рассказала о ситуации в российском ритейле, об отличиях между сетями в наших странах, высказала предположения о будущем категорийного менеджемента.
Справка
ВИКТОРИЯ СНЕГИРЕВА, ведущий специалист в СНГ по категорийному менеджменту и управлению ассортиментом. Автор двух бестселлеров: «Розничный магазин. Управление товарными категориями», «Книга мерчандайзера» Среди клиентов в Украине: Антошка, Карапуз, Велика Кишеня, Comfy , Копейка (Одесса), Обжора (Одесса), Сигарный дом Фортуна, Спортмастер, Данон Украина, Кока кола Украина и др.
На Главной Бизнес-Встрече Года розничных сетей и поставщиков, направленной на развитие проектов категорийного менеджмента, г-жа Снегирева представила доклад «Как подготовить бизнес план управления категорией, увеличить прибыльность полки за счет совместных усилий сети и поставщика?»
TradeMasterUA: — Как развивается российский ритейл в последние годы? Появляются ли новые форматы, необычные формы работы с потребителем, новинки в ассортименте?
ВИКТОРИЯ СНЕГИРЕВА: — В прошлом году большинство федеральных сетей отказывались от аренды нерентабельных помещений, а также избавлялись от «хвостов», выставляя на продажу собственные неприбыльные магазины. Относительно ассортимента: в связи с очень высокой инфляцией и санкциями поставщикам направлялись запросы на товары с нереально низкими входными ценами. Остается только догадываться, из чего эти товары были сделаны - нормальный продукт не может стоить тех денег, по которым он входит в сеть. К моему огромному сожалению, эти товары пользуются спросом. В течение прошлого года спрос перераспределился в пользу товаров низкого ценового сегмента, а нормальные продукты, дорогие марки постепенно «вымывались» из ассортимента. В январе процесс вроде бы «притормозил» и резкий рост количества товаров в нижнем ценовом сегменте замедлился. Также сократились темпы сокращения ассортимента в ценовом сегменте «средний плюс». В первые месяцы нынешнего года сети больше не «схлопываются», нет глобальных распродаж магазинов. Розничный рынок замер в ожидании.
— Можно ли сравнить процесс внедрения категорийного менеджемента (КМ) в розничных сетях Украины и Российской Федерации?
— Давайте начнем с общего: мало у каких сетей в наших странах хватает терпения довести до завершения процесс внедрения категорийного менеджмента. Очень большой процент разочарования. Компании должны изначально быть готовыми к тому, что внедрение катмена – это процесс не одного месяца, а, может быть, и не одного года. И что получение эффекта от внедрения КМ может растянуться на длительный период времени. Почему-то все считают, что категорийный менеджмент – это какая-то волшебная таблетка: принял решение о том, что внедряешь его, и с завтрашнего дня пошло увеличение прибыли. Большинство розничных компаний Казахстана, России, Беларуси, Украины в какой-то момент разочаровываются и спускают внедрение КМ «на тормозах». На словах остаются фразы наподобие «у нас внедрен категорийный менеджмент», а по факту все работают по старой функциональной структуре, на старых связях. Это то, что общее. Различия. Их можно было увидеть исходя из выступлений спикеров [на Конференции свои доклады представили спикеры из Украины, Беларуси и РФ - ред.]. Российские ритейлеры не «заточены» на предоставление достаточного уровня сервиса и удобства для покупателей. Украинские сети выгодно отличаются от российских тем, что и до кризиса, и во время кризиса более чутко реагировали на запросы потребителей, более полно удовлетворяли их запросы, в том числе и по части предоставления дополнительных услуг.
— Как украинские сети могут улучшить процесс внедрения катмена? Полезно ли в этом ориентироваться на сети Восточной Европы?
— Могу утверждать как человек с опытом работы в Польше, что Восточная Европа вряд ли может стать примером для украинских и российских ритейлеров: восточноевропейцы больше тяготеют к формату дискаунтера, поэтому и категорийный менеджмент у них «усеченный». Лично мне очень нравятся израильские сети. Хотя в этой стране кроме топов вряд ли кто в ритейле знает словосочетание «категорийный менеджмент», там каждый закупщик – мини-коммерсант, собственник и предприниматель в своей товарной категории. У них очень качественная система мотивации, которая напрямую зависит от маржи – не в процентах, а в деньгах. Кроме того, большой объем полномочий. Менеджер самостоятельно организовывает и проводит ротацию ассортимента, ищет поставщиков (не обязательно в пределах своей страны). Менеджер действительно управляет своей категорией как маленьким бизнесом: он арендует ресурсы компании и платит ей за это приростом прибыли. С точки зрения мотивации это классика катмена. Уверена, что ставка у категорийного менеджера должна быть минимальной – чтобы «хватало на бензин». Весь остальной свой заработок он должен получать за увеличение прибыли компании, которую приносят товарные категории.
— Как будет развиваться категорийный менеджмент в ближайшие 3-5 и больше лет?
— Думаю, что КМ – далеко не «последний» способ управления ассортиментом. Будут придуманы другие, более совершенные системы взаимодействия между ритейлером и поставщиком, системы управления ассортиментом, закупками, продажами. На протяжении 13-15 лет работы в сфере категорийного менеджмента я наблюдаю, как растет грамотность специалистов, процент успешных внедрений (пускай, и не так быстро, как хотелось бы). Появляются новые инструменты анализа, инструменты автозаказа, совершенствуются информационные системы – в целом «процесс идет». В то же время я не уверена, что внешний категорийный менеджмент будет повсеместно внедрен в ближайшие 10 лет, вряд ли стоит ждать глобальных изменений в этой сфере. При этом допускаю, что в течение нескольких десятилетий внутренний катмен в наших сетях достигнет уровня Западной Европы. Хотя при наличии ряда благоприятных факторов возможен и более оптимистичный сценарий развития событий.
Вопросы задавал Валерий ЛОБОВКО
Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA
Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: Виктория Снегирева, ритейл, сети, категорийный менеджмент, Украина, Польша, Россия
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар