22 октября 2020

Обзор инноваций в ритейле: выйти из кризиса и стать сильнее

Обзор инноваций в ритейле: выйти из кризиса и стать сильнее

984

Последние события в Украине и мире, связанные с пандемией COVID-19 неоднозначно сказались на ритейле, если в пиковое время мы наблюдали ажиотаж в розничных сетях и пустые полки, то спустя некоторое время объемы реализации продукции в магазинах начали падать. На некоторые категории спрос вернулся на докарантинный уровень, а на многие значительно упал, что также связано и с сезонностью. COVID-19 надолго изменил предпочтения и поведение покупателей: он стал более запасливым, старается меньше проводить времени в магазинах и реже их посещает, покупки стают запланированными, из-за чего категории импульсного спроса значительно проигрывают. Кроме того, львиная доля покупателей перешла в онлайн, стараясь ограничить контакты и избежать скопления людей. Производители тоже решили не упускать возможности и постепенно уходят в онлайн, исключая посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю. Как в таких условиях ритейлу сохранить прежние доходы и даже их увеличить? Что сделает сеть более привлекательной для потребителей и будет формировать лояльность? Как сетям стать более технологичными, а также об инновациях, которые актуальны для рынка ритейла на данный момент, могут помочь компаниям в преодолении кризиса и обретении новых знаний о покупателе, расскажет исполнительный директор U&Sluno в Украине Jakešová Patricia.

Карантин негативно сказался на доходах значительной части населения, покупатели вынуждены переходить на марки подешевле и отдают предпочтение тем магазинам, где цена ниже. Каким образом можно оптимизировать розничное ценообразование, чтобы быть привлекательным для покупателя и при этом увеличить прибыль?

– Покупатели ищут не только более низкие цены. Ситуация с коронавирусом повлияла на поведение людей, они стараются максимально скупиться в одном месте, чтобы уменьшить контакты с окружающими во время роста количества заболевших, поэтому более важно, чтоб в сочетании все продукты в корзине стоили меньше, чем общая цена такой же корзины у вашего конкурента. Роль инструментов ценообразования может иметь глобальное значение при корректировке цен таким образом, чтобы розничные сети не теряли, с одной стороны, продажи, а с другой – прибыль. Сделать это без соответствующего инструмента просто невозможно. Ведь для правильной оптимизации ценообразования сетям необходимо, во-первых, проанализировать изменения в предпочтениях покупателей в зависимости от цен, а поведение зависит от десятка различных факторов, начиная от погоды и заканчивая местом товара на полке. Во-вторых, необходимо сравнить большое количество товаров и торговых точек, различные формы продаж и т. д., что очень сложно. В-третьих, нужно сделать прогноз коммерческих последствий для ключевых показателей, при этом огромное значение имеет оптимальный баланс КРІ. В нашем портфеле решений присутствует инновационная платформа ценообразования Yieldigo, которая помогает в реализации описанных задач. Технологии машинного обучения помогают определить оптимальные цены на товары для достижения нужных бизнес KPI с учетом необходимых ограничений. Процесс выполняется автоматически с минимальными трудозатратами человека, освобождает время менеджеров по ценообразованию, категорийных менеджеров для принятия бизнесрешений и качественного анализа стратегий ценообразования. С помощью Yieldigo, например, онлайн магазин FRISCO.PL в Польше увеличил прибыль на 7.6% при увеличении оборота на 6%, а чешский Makro отметил увеличение прибыли на 5.8% при увеличении оборота на 0.6%.

Почему сейчас очень важно отслеживать поведение покупателей в торговых точках? Как это может сказаться на прибыли магазина?

– Поведение клиентов сегодня меняется очень быстро, и никто не может в точности предсказать, каким оно будет в ближайшем будущем под влиянием COVID-19 или других обстоятельств, потому что мы часто упускаем опыт других стран. Сейчас все борются с вирусом, и никто на все 100% не уверен, что будет через пару месяцев, ведь одна экономика зависит от другой. В любом случае тем, кто хочет сохранить свои позиции на рынке и поработать над увеличением прибыли, продаж и трафика, следует очень внимательно отслеживать поведение клиентов. Наша компания предлагает решение для исследования поведения покупателей и персонала в торговых объектах PYGMALIOS (впервые успешно внедрен в 2015 в Mango и с тех пор постоянно дорабатывается и улучшается). Решение оказалось особенно актуальным в режиме пандемии COVID-19, так как позволяет отслеживать трафик, передвижение людей, поток покупателей в реальном времени, проводить анализ горячих и холодных зон, определять путь и опыт покупателя (также и персонала), демографию покупателей и управлять очередями. На практике внедрение данного решения в продуктовых магазинах дало возможность увеличить прибыль на 6% в среднем, а доля трафика возросла от 2 до 9%. Также PYGMALIOS позволит дать вам ответы на вопросы «Правильно ли распределено зонирование отдельных категорий по всему магазину?», «Помогла ли рекламная кампания привлечь больше покупателей и была ли она эффективной?», «Правильно ли оптимизированы смены сотрудников на кассах?», «Как длина очередей влияет на частоту покупок и лояльность покупателей?» и много других.

За счет чего можно повысить лояльность покупателей и сделать магазин привлекательным с точки зрения безопасности?

– Когда вся жизнь людей резко сосредоточилась вокруг дома из-за карантина, то для многих остается единственным развлечением в этот период – это пойти в магазин за покупками, что ритейлеры непременно должны использовать. Сейчас у покупателя существует страх заразиться коронавирусом и он хочет чувствовать себя в безопасности, если розничная сеть даст клиенту эту уверенность, то он будет ей отдавать свое предпочтение, это уже может быть шагом к лояльности. Необходимо отслеживать лимит покупателей в торговой зоне, максимально обеспечить бесконтактное обслуживание, в чем поможет установка касс самообслуживания, бесконтактные платежные системы, обеспечить чистоту в зале, содействовать сбережению дистанции и исключить скопление покупателей в пиковое время на кассах. Очень многие задачи можно решать с помощью ІT-решений, главное – не останавливайтесь на этом пути, продолжайте думать о будущем, вводите инновации и технологии в своей компании, в ассортимент и в свои услуги.

На лояльность потребителей большое влияние имеет наличие товара на полках и своевременные поставки. Каким образом автоматизация и роботизация помогут ритейлерам справиться с сезонными нагрузками и удовлетворить спрос покупателей?

– Доступность товара на полке зависит от позиции топ-менеджмента каждого ритейлера. Речь идет не только об автоматизации, но и о процессах, в которых роботы и системы являются лишь частью общего подхода. Процесс начинается с управления категориями, которое дает ответы, сколько, где и какого продукта должно быть, а также какая цена в конкретном случае правильная. Чтобы формировать лояльность потребителей и абсолютно удовлетворить их спрос, необходимо начинать с хороших инструментов прогнозирования регулярного ассортимента, планирования промо-акций и завершать качественной обработкой пробелов в ассортименте. Также важно, чтобы производитель или дистрибьютор мог предоставить необходимое количество товара во время повышенного спроса. Роботы на складе могут делать работу самостоятельно и в любое время суток, позволяя персоналу не работать сверхурочно. Кроме того, роботизация исключает человеческий фактор и дает возможность избежать возможных ошибок.

Как 3D-моделирование склада и складских процессов помогает повысить производительность?

– 3D-моделирование – это возможность сделать на складе что-то разумно, сравнительно дешево и легко. Не нужно ничего менять вживую по сто раз и проходить сквозь множество неудач, можно просто моделировать и узнать, что работает лучше. Трехмерное моделирование очень хорошо проявило себя на практике, мы сделали множество проектов, что дало возможность розничным компаниям быстро адаптировать свои складские площади под электронную торговлю и не только. С помощью 3D-моделирования были выявлены места повышения эффективности, а также определены возможные меры по предотвращению потерь.

Существует множество решений, которые показывают отличные результаты, повышают эффективность, способствуют предотвращению потерь и повышению лояльности клиентов. Я участвую во многих проектах, как в упомянутых выше, так и в различных других в таких крупных розничных компаниях: Albert, Tesco, Globus, Metro, Delhaize и т.д. Все находится в руках тех менеджеров, которые открыты к модернизированным внедрениям, ориентированы на инновации и ищут новые решения.

 

Читайте также: Мультимодальные перевозки – это не «дорого, но быстро» или «дешево, но долго», а удобно и разумно

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги