12 грудня 2012

Что ожидают от 2013г. игроки украинского ритейла?

Что ожидают от 2013г. игроки украинского ритейла?

2578

По мнению ведущих игроков украинского ритейла, 2012 год не войдет в историю украинской розницы как прорывной и эволюционный, речь даже идет о стагнации и выживании. Но может оказаться, что по сравнению с 2013 г. текущая ситуация будет выглядеть не такой уж безрадостной. Ведущие эксперты рынка ритейла Украины и топ-менеджеры компаний-игроков рынка поделились своим мнением по поводу того, что они ожидают от следующего года.

Сергей БАДРИТДИНОВ, управляющий дивизионом обуви и одежды компании MTI (сеть «Интертоп»), ожидает снижения оборота приблизительно на 10% по итогам следующего года. По его мнению, 2013-й будет хуже для розницы, чем текущий. Потребитель заметно меньше тратит и больше откладывает. Сложно говорить, насколько ярко будет выражен этот тренд в следующем году, но пока покупатель делает упор на бережливость. Что касается отношений с арендодателями, то тут наметилось некоторое потепление. С ключевыми  партнерами торговые центры стараются договориться. Как минимум, идет переговорный процесс, в предыдущие годы даже этого не всегда можно было добиться.

Анатолий БАЛЮК, президент «DIA West – Комп’ютерный світ» считает, что ситуация в ритейле складывается не лучшая. По опыту 2008 г. г-н БАЛЮК знает, что розница чувствует проблемы экономики страны одной из первых. Поэтому все будет напрямую зависеть от макроэкономических показателей, которые с каждым месяцем все хуже и хуже. На следующий год лично никаких перспектив  для улучшения Анатолий БАЛЮК не видит. Планируется открыть около 15 торговых точек, но параллельно часть действующих магазинов будет закрыта. Каких именно, решится по итогам работы в 2012 г.

«Положение многих игроков будет зависеть от того, как налажено сотрудничество с арендатором и арендодателем. В 2008 г. мы обращались к своим арендодателям с просьбой о пересмотре условий аренды, потому что платить по изначальным ставкам было просто невозможно при упавшем уровне продаж. Но редко кто с пониманием к этому относился», - отмечает он.

По его мнению, в западных странах повсеместно ставка аренды – это производная от объема продаж, это взаимосвязанные величины. В Украине мало кто хочет «привязывать» арендные ставки к объемам. Якобы у нас очень непрозрачный рынок и часть выручки можно спрятать, тем самым занизив платежи по аренде. По словам Анатолия БАЛЮКА, не все так однозначно, и этот механизм вполне жизнеспособен – все зависит от арендатора и от уровня договоренностей.

Олег САЛМИН, генеральный директор, член совета директоров ХХl Century Investments (сеть ТЦ «Квадрат») отмечает, что в будущем году на первый план выйдут месторасположение торгового центра, профессионализм управленца и арендатора, а также умение и желание сторон договариваться. Фактор, который приведет к переговорным процессам – это девальвация. «Благо, все договоры аренды, в отличие от 2008 г., у нас сегодня в долларах», - пояснил Олег.

Там, где у «Квадрата» хорошая позиция, например, на Лукьяновке, арендаторы не собираются уходить и не уходят, так было и в 2008-2009 гг. В разгар предыдущей волны кризиса падение по доходной части этого торгового центра было минимальным.

А есть торговый центр на Троещине – там ситуация заметно хуже, и явно надо будет идти на уступки арендаторам. Один из предметов переговоров – предоплата за коммунальные платежи, которую начали требовать коммунальные монополисты «Киеводоканал» и «Киевоблэнерго». Учитывая рост стоимости «коммуналки», на такие предоплаты уходит вся  маржа торгового центра. И это должно стать предметом переговорного процесса.

«Мы как арендодатели вынесли уроки из 2008-2009 гг. и понимаем, что арендаторов нужно слышать. Но «слышать» – это не значит поддаваться на шантаж. В 2008-2009 гг., под шумок того, что у кого-то есть проблемы, все арендаторы начали объединяться в армию протеста и делать «оранжевую» революцию в торговых центрах. Мы готовы обсуждать закрепление аренды как процент от оборота – если это серьезный арендатор, который готов работать прозрачно. Но таких 10%. Остальные работают так, как считают нужным, и установить контроль над ними практически невозможно. Так что если договариваться об оплате в формате процент с оборота, то только с оговоркой «не меньше, чем», - рассказывает Олег САЛМИН.

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, СEO компании «Технополис» оптимистичным прогнозом на 2013 г. называет  нулевую динамику. По его мнению, сейчас потребитель ориентирован на сбережение средств, а не траты. Есть очень высокая вероятность, что этот тренд сохранится и в 2013 г. 

В значительной степени на ритейл будут влиять макроэкономические тренды, а не специфически отраслевые. Динамика ВВП, инфляция – сегмент электроники очень четко кореллируется с этими показателями.

«Девальвация тоже будет оказывать влияние на оборот, но не принципиальное. По опыту кризиса 2008 г. могу сказать, что оборот снижался в пределах 5%. Покупатель просто начал приобретать более дешевые товары», - отметил СEO.

Ситуация с арендой и возможной либерализацией договоренностей «арендатор-арендодатель» будет зависеть от того, насколько будет тяжело обеим сторонам. Сам по себе никто не  придет с предложением снизить ставку. Кроме того, часть договоров уже сейчас привязана к обороту. Но учитывая, что торговым центрам и самим сейчас нелегко, то, скорее всего, они будут настроены договариваться.

Вадим ЗИНЧЕНКО, замглавы департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CBRE отмечает: «Я не думаю, что ситуация в ритейле трагична. Начиная с 2008 г. в Украине начали давать пессимистические прогнозы – мол, в следующем году все будет хуже и хуже. Если бы все эти прогнозы сбывались, то пора было бы давно оставить торговлю и заняться чем-то другим. А бизнес живет и даже развивается. Да, могло бы быть и лучше. «Покращення» в ритейле нет, это факт, но чтобы совсем катастрофа – тоже не скажешь. В 2013 г. я не предвижу какого-то глобального ухудшения. Будем балансировать на нулевой отметке».

Дмитрий КУЛИК, генеральный директор компании «Украинский Ритейл» (торговая сеть «Брусничка») делает относительно оптимистичные прогнозы. Он не оценивает вероятность наступления кризиса как высокую, и ожидает, что рост товарооборота сохранится, как и рынка ритейла в целом. Планируется и дальше развивать сеть в регионах.

Вместе с тем был сформирован пакет антикризисных действий и произведена подготовка к любому развитию событий. С большой долей вероятности можно сказать, что существенное влияние на рынок окажет изменение курса гривны к доллару.

«Что касается арендной политики, по нашим предположениям, рынок коммерческой недвижимости в 2013 г. кардинально не изменится. Во многих ТРЦ наши магазины – якорные арендаторы, поэтому от результатов работы торговых точек сети «Брусничка» зачастую зависит и прибыль арендодателя. Если месторасположение ТЦ/ТРЦ, человеко- и автопотоки, покупательная способность и конкурентная среда позволяют нам получать необходимый уровень дохода, то мы принимаем арендную плату, заявленную арендодателем», - отмечает г-н КУЛИК.

По опыту работы в 2008-2009 гг. можно утверждать, что зачастую кризисные процессы сглаживают производители: выпускают новые линейки и бренды в низкоценовых сегментах, уменьшают объем товара.

По мнению генерального директора компании «Украинский Ритейл», в гривневом эквиваленте объем рынка в 2013 г. останется неизменным, а в долларовом – упадет. Что касается предпочтений клиентов в кризисный период, то тут есть интересная особенность: на западных рынках происходит ощутимый переток в сегмент low-price, а в Украине такой тенденции не наблюдается – снижается объем потребления, но структура в целом остается неизменной.

Дмитрий ЕРМОЛЕНКО, генеральный директор ДП «Маратекс» (сеть магазинов одежды Esprit, River Island), рассказал, что в бюджет на 2013 г. закладывает нулевой рост. «Пока мы считаем, что сможем генерировать продажи текущего года и в следующем. Но это усредненный показатель – по части брендов мы ожидаем проседания из-за ужесточения конкуренции, по другой части – небольшой плюс», пояснил г-н ЕРМОЛЕНКО.

Основное влияние на динамику оборота будут оказывать макроэкономические факторы. Сейчас есть тенденция к детенизации экономики – уменьшается количество зарплат в конвертах, меньше товаров идет мимо таможни. В целом это, безусловно, здоровые факторы, но в краткосрочной перспективе они приведут к тому, что у потенциальных покупателей будет меньше денег.

Очень важно, как долго сумеет правительство держать гривну. Сейчас национальная валюта под большим давлением, и без комплекса экстренных мер она вряд ли сможет удержаться на текущем уровне. Генеральный директор считает, что какое-то движение «доллар-гривна», скорее всего, будет, и покупательной способности это, конечно, не на пользу.

«В следующем году я не ожидаю бума открытия торговых центров. Разве что «Республика» на подходе. Выход новых брендов также маловероятен. H&M в ближайшее время не появится. Мы приведем один, максимум два бренда, думаю, у  других ритейлеров приблизительно такие же планы. При этом новые магазины будут появляться на существующих торговых площадях, замещая каких-то игроков. Такая экспансия не станет «погодообразующим» фактором для отрасли.» - отмечает Дмитрий ЕРМОЛЕНКО.

В 2013 г. усилится «перетекание» потребителей. Это связано с появлением в текущем году новых ТРЦ, в первую очередь Ocean Plaza.  В данном ТРЦ ДП «Маратекс» открыло два магазина – выручка очень хорошая, планируется в скором времени открыть там третью торговую точку. Но, по мнению эксперта, клиенты, которые там ходят – это не «новые деньги», а посетители из других ТРЦ.

Из положительных факторов – намечается небольшое улучшение в Европе, а Украина, как правило, ощущает на себе влияние европейских тенденций с задержкой в несколько месяцев.

Игорь ГУГЛЯ, директор компании GT Partners Ukraine, не предвидит резких изменений тренда развития отрасли. По его словам, 2011-2012 гг. не отличались большими потрясениями в сфере ритейла, и вряд ли произойдет что-то принципиально новое в 2013г.

Несмотря на пессимистичные прогнозы, украинские торговые сети продолжают развиваться, в Украину выходят новые игроки, и, Игорь ГУГЛЯ уверен, продолжат выходить. Часть компаний в 2013 г. будет осваивать регионы. 

В целом нет причин ожидать существенного ухудшения. Ритейл будет находиться в рамках тенденций последних двух лет.

 

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

По материалам: forbes.ua

 

Раздел: Інновації у рітейлі >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*