Методы реорганизации логистической сети

Как можно упростить логистику с точки зрения всего бизнеса, сократить количество ошибок по всей цепи, увеличить реальную оборачиваемость и вытащить сумасшедшие деньги из товарного запаса?
Алексей КОВАЛЕНКО, Директор «Варус-Логистик», Директор по логистике «РУШ» (линия магазинов EVA), предоставил методы анализа эффективности логистической составляющей (выступление в рамках 11-го Всеукраинского «ДНЯ ЛОГИСТА®»), в результативности которых убедился на собственном опыте. За год, по итогам реализованного экспертом проекта, оборачиваемость сети увеличилась в 2 раза, получен суммарный остаток только на складе на 20 млн. грн. меньше, объем упущенных продаж в 2013г. по всей системе составил менее 4%, средняя точность комплектации EVA за 2013 год составила 99,7%, оборачиваемость по основному ассортименту на центральном складе сократилась с 45-ти до 2-х дней.
МИССИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ цепей поставок:
- Увеличить доход компании клиента путем:
– Увеличения доступности ассортимента в каждой точке сбыта;
– Увеличения оборачиваемости ассортимента;
– Снижения складских запасов;
– Снижения уровня упущенных продаж из-за отсутствия товара;
– Оптимизации процессов склада и транспорта в сторону увеличения эффективной производительности;
– Снижения недостач, пересортов, брака на всех этапах логистической цепи.
В поиске новых решений и идей Алексей КОВАЛЕНКО рекомендует логистам постоянно обучаться, коммуницировать с другими логистами и делиться собственным опытом.
- Создать прозрачную систему KPI, анализа и отчетности для инвесторов и ТОП-менеджеров по:
– Реальным отклонениям от плановых показателей (продажи, коммерция, логистика);
– Производительности и эффективности логистики (склад, транспорт, администрирование логистических процессов).
«Руководитель по логистике или другой человек, который управляет товарным запасом в состоянии, на основании продаж сети и на основании системы пополнения, просчитать нормативный запас и поставить это как ключевой показатель коммерческому отделу. В таком случае, если коммерсант хочет что-то заказать сверху, это будет идти из его бюджета», - добавляет Алексей КОВАЛЕНКО.
- Сформировать и внедрить в жизнь эффективную и результативную систему логистики по:
– Работе центрального и региональных складов;
– Стандартизации складских процессов, складов, оборудования, системы администрирования и централизованного управления качеством;
– Стандартизации транспортной логистики;
– Систематизации перераспределительной логистики между центральным и региональными складами.
«Это тяжелые процессы, однако, они дают значительные результаты», - уверяет эксперт.
- Интегрировать и внедрить новые системы управления в работающий бизнес без риска для последнего.
«Основная цель данного метода реорганизации - не снизить затраты, а увеличить доход компании. И потом уже соизмерить, сколько потрачено на изменения в логистике и сколько при этом заработала компания», - подытожил Алексей КОВАЛЕНКО.
Исходя из поставленных целей, МЕТОДОЛОГИЯ включает:
- Определение фокусных зон (влияют на увеличения эффективности работы всей цепи поставок)
- Анализ взаимодействия фокусных зон
- Формализация факторов влияния на логистическую составляющую
- Анализ логистических процессов
- Складская составляющая
- Транспортная составляющая
- Администрирование
- Получение действующих показателей эффективности логистики
«На основании этого уже можно получить базовые показатели эффективности, чтобы в дальнейшем смотреть на какое количество пунктов от того что было изначально, вы, как департамент логистики уже продвинулись», - комментирует г-н КОВАЛЕНКО.
- Формирование показателей (KPI) эффективной логистической цепочки, влияющих на финансовый показатель компании на основании ведущих практик.
Что ТРЕБУЕТ РЫНОК от управленцев сети поставок?
Стратегия компании:
- Прибыль
- Ассортимент
- Стрессоустойчивость (возможность иметь несколько вариантов развития бизнеса)
Потребители (спрос):
- Доступность
- Цена
- Скорость реагирования
Конкуренция:
- Эффективная логистическая сеть
- Эффективная коммерческая политика
Технологии:
- Кросс-система отслеживания сбоев внутри компании в целом
- Система анализа товаропотоков и товарооборота
- Моментальное реагирование на изменения
- Система анализа рисков и затрат
«У логистики всегда есть входящий поток, на который руководители логистики не должны бояться повлиять – процесс закупки товаров. Не правильно думать, что коммерческий департамент отвечает за маржу, а наша задача только говорить «давайте отчеты», – поясняет Алексей КОВАЛЕНКО.
От ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ логистики до ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ компании
Эффективность комплексного клиентского сервиса
Процедура:
- Анализ фактической скорости и полноты реагирования на заказ потребителя.
- Фактическое время попадания товара конечному потребителю.
«Форсмаржоров нет и быть не может. Это недоработка какого-то участника в общей цепи», - резюмирует Алексей КОВАЛЕНКО.
ЦЕЛЬ:
Сформирован реальный объем потребности в товаре, его цикличность и прогнозируемость
Эффективность процессов закупки
Процедура:
- Анализ существующих условий поставок.
- Анализ удовлетворения спроса (заказов, планов/прогнозов продаж) и предложения.
- Анализ частоты и полноты пополнения товарного запаса от внешних поставщиков.
ЦЕЛЬ:
Сформированы возможные колебания в системе поставок, по причине неэффективной работы с поставщиками
«Однозначно логистика должна управлять договорами с поставщиками. Если это касается розницы или дистрибуции, никакой коммерсант ни один договор подписать не может без согласования с руководителем логистики – это табу», - советует эксперт.
Эффективность процессов логистики
Процедура:
- Анализ и описание существующей системы планирования (долгосрочная, краткосрочная).
- Существующие стандарты времени и качества осуществления логистических циклов.
«Графики поставок, отгрузок, объемы возврата и т.п. – должны быть прописаны!»
ЦЕЛЬ:
- Сформирована зависимость логистики от внешних факторов (точности планирования, величины товарного потока и т.д.)
- Сформировать соответствие существующих процессов логистики, принятым KPI
«Если цикл достаточно равномерный и ровный, то можно заниматься стандартным планированием ресурсов и складских площадей. Если система не циклична, то в нее нужно добавлять дополнительный ресурс. И это основная аргументация для руководителей высшего звена, топов, почему логистика не стоит 0%».
Как следствие мы получаем анализ существующих процессов складской логистики (топология склада, технологическая карта склада, программное обеспечение, уровень технического оснащения, стеллажные системы), который состоит из следующих этапов:
- Прием товара на складе
- Процедура приема товара на складе.
- Технологическая карта приемки.
- Размещение
- Скорость попадания в ячейку.
- Контроль и организация размещения.
- Комплектация
- Приоритеты и принципы обработки заказов.
- Сроки поступления и приема заявки в работу.
- Методы отбора (кластер, терминал, пик-лист, конвейер, паллет, ячейка).
- Отгрузка
- Технологическая карта отгрузки.
- Контроль
- Детальный анализ методов контроля каждого из звеньев цепочки прохождения товара по складу.
! В любом случае затраты на контроль и на безопасность никогда не должны превышать общие возможные потери компании.
Огромные затратызарыты в транспортной логистике (рост цены на топливо, эффективность маршрутов, эффективность загрузки, правильность использования правильного маркетинга).
Анализ транспортной логистики включает:
- Существующие требования клиентов к доставке товара
- Анализ существующей транспортной стратегии (типы транспорта, способы доставки)
- Эффективность использования существующей транспортной цепочки доставки с целью удовлетворения требований клиентов
Эффективность распределения запаса товара
Процедура:
- Фактический процесс реагирования на потребность.
- Анализ существующих процессов отслеживания перемещений товара.
- Алгоритм (схема) пополнения региональных складов.
ЦЕЛЬ:
-Построена структура движения товара на основании существующих процессов логистической цепи.
-Описано влияние KPI логистики на распределение товара
Эффективность перераспределения ассортимента и запаса между складами
Процедура:
- Получение системы условий, на основании которых принимается решение о перераспределении запаса, как для отдела логистики, так и для коммерсантов (расчет в Excel).
- Существующий процесс реагирования на изменение потребности.
- Соответствие процедуры реверсной логистики требованиям эффективности/безопасности.
ЦЕЛЬ:
Формализована система перераспределения запаса.
Эффективность структуры доставки товара конечному потребителю
Процедура:
- Анализ существующей транспортной дистрибуции.
- Сбор требований к используемому транспорту с целью минимизации затрат по адресной доставке.
ЦЕЛЬ:
Сформированы ключевые показатели эффективности транспортной составляющей
В итоге обучив основные факторы, основные векторы, основные фокусные зоны – руководитель логистики для себя в состоянии сформулировать ключевые параметры для формирования эффективной логистической цепи поставок:
- Перекрестные KPI (товарная коммерция, продажи, логистика)
- Эффективная логистическая цепочка
- Стрессоустойчивость логистики
- Гибкость логистики
- Складские процессы
- Транспортная составляющая
- Администрирование процессов
- Эффективная система контроля товаропотока
- Физическая безопасность
- Оптимальные методы контроля
- Циклическая система анализа отклонений
Вывод нормативных значений эффективности логистики:
- Величина запаса в разрезе мест хранения (должна быть понятна, осязаема, ощутима)
- Оборачиваемость
- Размер инвестиций
- Уровень потерь (при существующей системе безопасности и сравнение с аналогичными показателями других компаний)
- Логистические затраты
- Складская логистика
- Реверсная логистика
- Транспортная логистика
Как следствие, руководитель получает реальные инструменты для увеличения эффективности логистики и снижения скрытых затрат компании.
Детальней о том, как прошел 11-й Всеукраинский День ЛОГИСТА®, читайте в материале "ПутеВОДИТЕЛЬ" по эффективности для Директора логистики. Итоги 11-го "ДНЯ ЛОГИСТА®" от TradeMaster®
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Логістика >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар