04 июня 2014

Методы реорганизации логистической сети

Методы реорганизации логистической сети

918

Как можно упростить логистику с точки зрения всего бизнеса, сократить количество ошибок по всей цепи, увеличить реальную оборачиваемость и вытащить сумасшедшие деньги из товарного запаса?

Алексей КОВАЛЕНКО, Директор «Варус-Логистик», Директор по логистике «РУШ» (линия магазинов EVA), предоставил методы анализа эффективности логистической составляющей (выступление в рамках 11-го Всеукраинского «ДНЯ ЛОГИСТА®»), в результативности которых убедился на собственном опыте. За год, по итогам реализованного экспертом проекта, оборачиваемость сети увеличилась в 2 раза, получен суммарный остаток только на складе на 20 млн. грн. меньше, объем упущенных продаж в 2013г. по всей системе составил менее 4%, средняя точность комплектации EVA за 2013 год составила 99,7%, оборачиваемость по основному ассортименту на центральном складе сократилась с 45-ти до 2-х дней.

 

МИССИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ цепей поставок:

 - Увеличить доход компании клиента путем:

–      Увеличения доступности ассортимента в каждой точке сбыта;

–      Увеличения оборачиваемости ассортимента;

–      Снижения складских запасов;

–      Снижения уровня упущенных продаж из-за отсутствия товара;

–      Оптимизации процессов склада и транспорта в сторону увеличения эффективной производительности;

–      Снижения недостач, пересортов, брака на всех этапах логистической цепи.

В поиске новых решений и идей Алексей КОВАЛЕНКО рекомендует логистам постоянно обучаться, коммуницировать с другими логистами и делиться собственным опытом.

 

 - Создать прозрачную систему KPI, анализа и отчетности для инвесторов и ТОП-менеджеров по:

–      Реальным отклонениям от плановых показателей (продажи, коммерция, логистика);

–      Производительности и эффективности логистики (склад, транспорт, администрирование логистических процессов).

«Руководитель по логистике или другой человек, который управляет товарным запасом в состоянии, на основании продаж сети и на основании системы пополнения, просчитать нормативный запас и поставить это как ключевой показатель коммерческому отделу. В таком случае, если коммерсант хочет что-то заказать сверху, это будет идти из его бюджета», - добавляет Алексей КОВАЛЕНКО.

 

 - Сформировать и внедрить в жизнь эффективную и результативную систему логистики по:

–      Работе центрального и региональных складов;

–      Стандартизации складских процессов, складов, оборудования, системы администрирования и централизованного управления качеством;

–      Стандартизации транспортной логистики;

–      Систематизации перераспределительной логистики между центральным и региональными складами.

«Это тяжелые процессы, однако, они дают значительные результаты», - уверяет эксперт.

 

 - Интегрировать и внедрить новые системы управления в работающий бизнес без риска для последнего.

 

«Основная цель данного метода реорганизации - не снизить затраты, а увеличить доход компании. И потом уже соизмерить, сколько потрачено на изменения в логистике и сколько при этом заработала компания», - подытожил Алексей КОВАЛЕНКО.

 

Исходя из поставленных целей, МЕТОДОЛОГИЯ включает:

- Определение фокусных зон (влияют на увеличения эффективности работы всей цепи поставок)

 - Анализ взаимодействия фокусных зон

 - Формализация факторов влияния на логистическую составляющую

- Анализ логистических процессов

 - Складская составляющая

 - Транспортная составляющая

 - Администрирование

 - Получение действующих показателей эффективности логистики

«На основании этого уже можно получить базовые показатели эффективности, чтобы в дальнейшем смотреть на какое количество пунктов от того что было изначально, вы, как департамент логистики уже продвинулись», - комментирует г-н КОВАЛЕНКО.

 

- Формирование показателей (KPI) эффективной логистической цепочки, влияющих на финансовый показатель компании на основании ведущих практик.

 

Что ТРЕБУЕТ РЫНОК от управленцев сети поставок?

Стратегия компании:

  • Прибыль
  • Ассортимент
  • Стрессоустойчивость (возможность иметь несколько вариантов развития бизнеса)

Потребители (спрос):

  • Доступность
  • Цена
  • Скорость реагирования

Конкуренция:

  • Эффективная логистическая сеть
  • Эффективная коммерческая политика

Технологии:

  • Кросс-система отслеживания сбоев внутри компании в целом
  • Система анализа товаропотоков и товарооборота
  • Моментальное реагирование на изменения
  • Система анализа рисков и затрат

«У логистики всегда есть входящий поток, на который руководители логистики не должны бояться повлиять – процесс закупки товаров. Не правильно думать, что коммерческий департамент отвечает за маржу, а наша задача только говорить «давайте отчеты», – поясняет Алексей КОВАЛЕНКО.

 

 

От ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ логистики до ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ компании

 

Эффективность комплексного клиентского сервиса

Процедура:

- Анализ фактической скорости и полноты реагирования на заказ потребителя.

- Фактическое время попадания товара конечному потребителю.

«Форсмаржоров нет и быть не может. Это недоработка какого-то участника в общей цепи», - резюмирует Алексей КОВАЛЕНКО.

 

ЦЕЛЬ:

Сформирован реальный объем потребности в товаре, его цикличность и прогнозируемость

 

Эффективность процессов закупки

Процедура:

- Анализ существующих условий поставок.

- Анализ удовлетворения спроса (заказов, планов/прогнозов продаж) и предложения.

- Анализ частоты и полноты пополнения товарного запаса от внешних поставщиков.

ЦЕЛЬ:

Сформированы возможные колебания в системе поставок, по причине неэффективной работы с поставщиками

«Однозначно логистика должна управлять договорами с поставщиками. Если это касается розницы или дистрибуции, никакой коммерсант ни один договор подписать не может без согласования с руководителем логистики – это табу», - советует эксперт.

 

Эффективность процессов логистики

Процедура:

- Анализ и описание существующей системы планирования (долгосрочная, краткосрочная).

- Существующие стандарты времени и качества осуществления логистических циклов.

 «Графики поставок, отгрузок, объемы возврата и т.п. – должны быть прописаны!»

ЦЕЛЬ:

- Сформирована зависимость логистики от внешних факторов (точности планирования, величины товарного потока и т.д.)

- Сформировать соответствие существующих процессов логистики, принятым KPI

 

«Если цикл достаточно равномерный и ровный, то можно заниматься стандартным планированием ресурсов и складских площадей. Если система не циклична, то в нее нужно добавлять дополнительный ресурс. И это основная аргументация для руководителей высшего звена, топов, почему логистика не стоит 0%».

 

Как следствие мы получаем анализ существующих процессов складской логистики (топология склада, технологическая карта склада, программное обеспечение, уровень технического оснащения, стеллажные системы), который состоит из следующих этапов:

 

- Прием товара на складе

  • Процедура приема товара на складе.
  • Технологическая карта приемки. 

- Размещение

  • Скорость попадания в ячейку.
  • Контроль и организация размещения.

- Комплектация

  • Приоритеты и принципы обработки заказов.
  • Сроки поступления и приема заявки в работу.
  • Методы отбора (кластер, терминал, пик-лист, конвейер, паллет, ячейка).

- Отгрузка

  • Технологическая карта отгрузки.

- Контроль

  • Детальный анализ методов контроля каждого из звеньев цепочки прохождения товара по складу.

 

! В любом случае затраты на контроль и на безопасность никогда не должны превышать общие возможные потери компании.

 

Огромные затратызарыты в транспортной логистике (рост цены на топливо, эффективность маршрутов, эффективность загрузки, правильность использования правильного маркетинга).

Анализ транспортной логистики включает:

- Существующие требования клиентов к доставке товара

- Анализ существующей транспортной стратегии (типы транспорта, способы доставки)

- Эффективность использования существующей транспортной цепочки доставки с целью удовлетворения требований клиентов

 

Эффективность распределения запаса товара

Процедура:

- Фактический процесс реагирования на потребность.

- Анализ существующих процессов отслеживания перемещений товара.

- Алгоритм (схема) пополнения региональных складов.

ЦЕЛЬ:

-Построена структура движения товара на основании существующих процессов логистической цепи.

-Описано влияние KPI логистики на распределение товара

 

Эффективность перераспределения ассортимента и запаса между складами

Процедура:

- Получение системы условий, на основании которых принимается решение о перераспределении запаса, как для отдела логистики, так и для коммерсантов (расчет в Excel).

- Существующий процесс реагирования на изменение потребности.

- Соответствие процедуры реверсной логистики требованиям эффективности/безопасности.

ЦЕЛЬ:

Формализована система перераспределения запаса.

 

Эффективность структуры доставки товара конечному потребителю

 

Процедура:

- Анализ существующей транспортной дистрибуции.

- Сбор требований к используемому транспорту с целью минимизации затрат по адресной доставке.

ЦЕЛЬ:

Сформированы ключевые показатели эффективности транспортной составляющей

 

 

В итоге обучив основные факторы, основные векторы, основные фокусные зоны – руководитель логистики для себя в состоянии сформулировать ключевые параметры для формирования эффективной логистической цепи поставок:

- Перекрестные KPI (товарная коммерция, продажи, логистика)

- Эффективная логистическая цепочка

  • Стрессоустойчивость логистики
  • Гибкость логистики
    • Складские процессы
    • Транспортная составляющая
    • Администрирование процессов
    • Эффективная система контроля товаропотока
      • Физическая безопасность
      • Оптимальные методы контроля
      • Циклическая система анализа отклонений

 

Вывод нормативных значений эффективности логистики:

- Величина запаса в разрезе мест хранения (должна быть понятна, осязаема, ощутима)

- Оборачиваемость

- Размер инвестиций

- Уровень потерь (при существующей системе безопасности и сравнение с аналогичными показателями других компаний)

- Логистические затраты

  • Складская логистика
  • Реверсная логистика
  • Транспортная логистика

 

Как следствие, руководитель получает реальные инструменты для увеличения эффективности логистики и снижения скрытых затрат компании.

 

Детальней о том, как прошел 11-й Всеукраинский День ЛОГИСТА®, читайте в материале "ПутеВОДИТЕЛЬ" по эффективности для Директора логистики. Итоги 11-го "ДНЯ ЛОГИСТА®" от TradeMaster®

ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

 

Раздел: Логистика >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*