12 лютого 2009

СКЛАД: БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО ИЛИ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

СКЛАД: БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО ИЛИ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

2979

ДАНЬ ТРАДИЦИЯМ В украинских реалиях складское хозяйство компании зачастую развивается по такому сценарию. Начинающая свою деятельность торговая компания обзаводится небольшим помещением под склад, и поначалу, пока ассортимент достаточно мал и есть немно­гочисленные, но неизменные клиенты, действительно все прозрач­но и хорошо контролируемо: прибыла продукция от поставщика, ее оприходовали, положили на хранение, затем отгрузили покупателю. "При обработке (приемке, отгрузке) двух наименований продукции и малого количества товара ни у кого не возникает вопросов о том, сколько времени и людей нужно, чтобы работать с этим объемом, -рассказывает Константин Стриха, начальник отдела транспортной и складской логистики компании "ДЦ Украина". - На обслуживание каждой ассортиментной позиции берется отдельный человек, кото­рый точно знает о своей продукции все: место хранения, количес­тво, остатки и т. д. Появляется первый кладовщик,.. Далее, при уве­личении ассортимента и объема продукции принимается решение о том, что нужно больше места, людей".  По свидетельству г-на Стрихи, после перераспределения функ­ций персонала в системе и дозакупки необходимого оборудования оказывается, что количество работников и метраж склада можно уменьшить в полтора-два раза.  СКЛАДСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ: ЧЕМ БЫСТРЕЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ  Как правило, логистика на предприятии несет подчиненную функ­цию. "Склад не является самостоятельным объектом, который ставит сам себе задачи. Они определяются исходя из глобальных целей ком­пании. Например, отдел маркетинга подсчитал, что выход на опреде­ленный сегмент рынка вдвое увеличит продажи. С этим сопряжены определенные затраты на склад, некоторые из них будут единовре­менными (дозакупка и ввод в эксплуатацию оборудования, расшире­ние площадей); а некоторые - постоянными (обслуживание новой тех­ники, оплата труда новых работников). Очень важно все учесть и точно подсчитать затраты на преобразования, экономическую целе­сообразность, ведь оптимизация работы склада - дело дорогостоя­щее", - считает Виктор Барановский, консультант и бизнес-тренер по складской и транспортной логистике.  О необходимости изменений сигнализируют несколько признаков.  1.  Старая классическая схема (фиксированный небольшой объем отгрузки) перестает работать: она сначала сбоит, затем сбои стано­вятся постоянными, а со временем опоздания с отгрузками входят всистему;  2.  Изменение ассортимента и структуры отгрузок, изменение состава клиентов.  3.  Увеличение объемов хранения: товар не помещается в склад, поскольку низкая производительность не позволяет делать отгруз­ки с нужной интенсивностью.  Не стоит забывать, что склад не хранит товар, он пропускает его через себя. И происходить это должно очень быстро и очень качественно.  ЗОНА ОСОБОГО ВНИМАНИЯ!  Эффективность склада значительно увеличится, если разделить его по функционалу. Ведь самый первый и самый простой шаг в оптимизации внутрискладских потоков - зонирование.  По мнению Виктора Барановского, наиболее распространенны­ми принципами выделения складских зон являются:  ? зона приема товара;  ? зона ограниченного доступа (зона отбора и хранения "товара высокой ответственности");  ? зона отбора и хранения для крупных партий (палеты/ коробки);  ? зона отбора и хранения для мелких партий (коробки/штуки);  ? зона проверки собранных заказов;  ? зона брака и неликвидной продукции;  ?  экспедиция - хранение приготовленных к отправке продуктов.В зависимости от продукции можно разделить зоны хранения еще по принципу температурного режима, повышенной ответствен­ности, качества и брака. Именно ей эксперты советуют уделять повышенное внимание ЗОНА КАЧЕСТВА  Товар возвращают по разным причинам, чаще всего из-за дефек­тов. Возвращенный некачественный товар должен быть тут же поме­щен в зону брака. Зоны брака и качественного товара должны быть хорошо изолированы, лучше, если физически. Одна некачественная вещь, поступившая в продажу, может перечеркнуть весь наработан­ный имидж компании. Психологические исследования свидетельствуют, что распро­странение негативной информации происходит на порядок быстрее (до 10 раз), чем положительной. Таким образом, годами наработанный положительный имидж может быть утрачен мгновенно.  СКЛАДЫ ВНУТРИ СКЛАДА  Одним из путей построения "гибкого склада", способного отгру­жать партии любого размера и в нужное время, может стать формирование складского комплекса. То есть как вариант -это может быть разделение имеющегося склада по принципу мате­риальной ответственности.  Следует отметить, что такое разделение является развитием идеи зонирования.  Чаще всего склады делят на палетные (SCU - палета); склады хранения-отбора (SCU - ящик) и поштучные (SCU - штука). Особенности такого разделения приведены в таблице 1.  На палетном складе есть преимущества за счет нумерования палет:  ? ускорение инвентаризации;  ? планирование движения товара по складу;  ? ускорение комплектации заказов - возможность включать взаказ не только ящик, но и сразу палету;  ? посерийный учет - проще выяснить дату прихода конкретнойпродукции на склад (по дате формирования палеты).  "При разделении склада на склады возникают как положитель­ные, так и отрицательные последствия такого решения", - считает г-н Барановский (таблица 2).  Таблица 1. Особенности разделения складов на функциональные склады

Тип склада

Складская единица

 

 

Основная функция

 

Особенности

 

Палетный

Палет

 

 

Обработка входящего потока монопалет и хранение основного запаса продукции

Сравнительно небольшое количество персонала, высокая оснащенность техникой, минимальный объем ручной работы

Хранения-отбора

Ящик

 

Отбор заказов и пополнение "поштучного склада". Хранение -функция вспомогательная

Обеспечение скорости выполнения заказов даже в ущерб емкости склада, сравнительно большой объем ручной работы

Поштучный

 

Шт.

Поштучный отбор, минимальный объем хранения

 

Максимум внимания- обеспечению скорости отбора заказов и пополнению запасов.

Требуется техника, предназначенная для перемещения большого количества мелких партий (рольганги, тележки)

Источник. Виктор Барановский  Таблица 2. Положительные и отрицательные стороны разделения склада на склады

Положительные

 Отрицательные

1.Улучшается качеством

производительность работы (узкая специализация и готовность склада к выполнению определенных операций).

2.. Появляется возможность управлять товарными запасами.


3. Улучшается контроль.

4.Управляемость комплексом меньших подразделений проще, чем неповоротливой большой структурой.

5. Быстрое определение "проблемной зоны". Упрощается анализ производительности работы.

Растет эффективность использования ресурсов (техника, люди). Например, на складе поштучного отбора запрещена работа электропогрузчиков, а на палетном складе эффективность их использования возрастет, если в проходах исключено появление людей.

Например, к отгрузке недоступен товар, хранящийся на определенном складе.

Разделение материальной ответственности между персоналом конкретного склада, а не всего складского комплекса.

Оценить производительность каждого конкретного участка проще, чем комплекса, в котором не очевидна структура и за одну задачу могут отвечать несколько подразделений.

 

 

 

 

1. Усложнение учета и увеличение документооборота.

2. Возможны внутренние конфликты в коллективе при неравномерной нагрузке участков

3. Усложняется расчет требуемой емкости. Общая емкость склада уменьшается, поскольку возможны ситуации временной нехватки мест хранения в одном участке, излишков места в другом.

 

 

 

 

Перемещение товара между складами должно отражаться в накладных на внутреннее перемещение. Появляется большое количество документов в учетной системе, возрастают затраты времени на прием-передачу товаров согласно этим накладным.

Например, отставание одного сектора из-за ошибок в планировании работы вызовет сбои в работе других подразделений. Обострится проблема оплаты сверхурочных, повреждений при перевозке и т. д. Необходимо четкое планирование и распределение ресурсов, очень важно - правильно рассчитать количество работников на складе,Например, на палетном складе сегодня есть свободное место, а на складе хранения-отбора места недостаточно для сегодняшнего запаса, но производить на одном складе работы, который должен выполнять другой. - значит не весьма эффективно решить одну проблему и создать другую.

Источник: Виктор Барановский. Опыт специалистов:  1) ВИКТОР БАРАНОВСКИЙ,консультант и бизнес-тренер по складской и транспортной логистике:- Самая главная проблема логистики на сегодняшний день - это дефицит складских ресурсов. Почти каждое торговое предприятие испытывает нехватку складских площадей или, говоря проще, емкости склада. Очень остро ощутим недостаток квалифицированного персонала практически всех уровней. Возника­ет необходимость в новой кадровой единице, которой не было прежде, - в управляющем складским комплексом. И если классическим складом управлять сравнительно несложно, то для управления новообразовавшейся структурой нужен достаточно сильный профессионал. Теперь компании необходимо найти или обучить такого человека, который смог бы синхронизировать работу всех подразделений складского комплекса и сориентировать их деятельность на общий результат. Жела­тельно предоставить ему соответствующий инструмент - программное обеспечение - для планирова­ния товарных потоков внутри складского комплекса.  2) ВАЛЕНТИНА ХОДАНОВИЧ, начальник склада, ООО "Торговый Дом "Нико":  - Наши склады имели две зоны хранения: зона палетного хранения и зона хранения нестандартных изделий, где товар разме­щается на стеллажах и микспалетах (отбор и отгрузка производится поштучно). Здесь важно отметить, что коэффициент использования складских пло­щадей при палетном хранении и хранении для поштучной отборки совершенно разный, но и задачи разные. Если при палетном сберегании можно оптимизировать складское пространство, то для хранения нестандартных изделий спрогнозировать и оптимизировать складское пространство очень сложно.  Когда объемы и номенклатура склада увеличилась, мы стали использовать в зоне нестандартных изделий и другие принципы для зонирования - разделили изделия по габари­там: крупно-, средне- и мелкогабаритные. А когда складские площади и объемы поставок возросли, изменилось и зонирование склада: были выделены зоны товаров со специфическими особенностями или имеющие большой ассортиментный ряд. В каждой зоне сохранился принцип зонирования по нарастающей (присвоение артику­лов, буквенно-цифровое (с А по Z плюс комбинация цифр, по нарастающей), затем продукция размещается на полках соответственно с возрастанием значения данного артикула). Этот метод достаточно удобен и позволяет человеку, не зна­комому с данным складом, ориентироваться и без труда находить нужные изделия.  Количество и объемы поставок постоянно меняются, естес­твенно, изменяется и ассортимент в связи с обновлением модельного ряда, поэтому и принципы зонирования должны время от времени пересматриваться - без этого невозмож­но построить "гибкий склад".  3) КОНСТАНТИН СТРИХА, начальник отдела транспортной и складской логистики компании "ДЦ Украина": - Во время моей работы в Amway про­изошел один очень показательный и поу­чительный для других компаний случай. На этапе контроля качества продукции была обнаружена партия неправильно маркированного стирального порошка, которую классифи­цировали как брак. По неосторожности персонала неболь­шой объем этой некачественной продукции ушел со склада как регулярный товар. Конечный пользователь, обнаружив, что приобретенный им товар ненадлежащего качества, предал дело огласке, подав жалобу в суд и в общество защиты прав потребителей. И неважно, что суд не доказал вины компании — на долгое время была утрачена репута­ция ее в данном регионе (на Западе Украины) и посеяно сомнение в качестве продукции. Условия хранения на данном складе были безупречны. А вот небольшая оплошность работника склада сильно подорвала работу. Генеральный директор лично был вынужден обратиться к массам и объяснить причину потен­циальным покупателям. Пришлось приложить немало уси­лий, чтобы исправить ситуацию. После этого на данном складе зону брака отгородили решеткой, за которую попадала каждая единица сомни­тельного качества. Эта зона существует и сейчас. Если зона брака на складе не отделена физически, она остается абсолютно бесконтрольной. Пока человек имеет доступ к этой продукции, существует риск оплошности, неосторожности или, что хуже, халатности или даже наме­ренного вредительства персонала. Избежать повторения негативной ситуации не представляется возможным.  4) ДЕНИС  СЛУЦКИЙ,начальник отдела складов ОАО "Лантманнен  АКСА": - Затруднение выполнения складских опе-операций зачастую связано с неправильным  использованием ресурсов и неверной орга-I низацией работы склада. Чтобы вернуть склад к жизни, необходимо четко выделить причины, почему он перестал работать. Когда ассортимент увеличивается, а периодичность прихода/ухода товара учащается, возникает проблема "где что стоит". Нужно немедленно ввести адресную систему хранения и назначить ответственных отборщиков. Адресная система хранения предполагает системное управ­ление загрузкой/отгрузкой товара и автоматизированную оптимизацию его размещения с учетом характеристик склада (размеры, количество ячеек) и товара (размер, тип, условия хранения). Особенно актуально использование адресной системы хранения на складах с широким ассортиментом (например, на фармацевтических, бакалейных и складах автозапчастей).  Еще одна причина трудностей - непрозрачность деятельнос­ти персонала. Когда его численность достигает 30-40 чело­век, то не сформулированные и не донесенные до сотрудни­ков персональные функции приводят к хаосу. Все занимаются решением каких-то текущих задач, и никто ни за что кон­кретно не отвечает, отсутствует специализация персонала, даже самая примитивная. Бывает, что никто не может сказать, куда и зачем идет работник по складу с какой-то коробкой.  Если раньше не велся подсчет производительности, то хоро­шо бы подсчитать количество отобранных заказов за едини­цу времени, коэффициент использования складских площа­дей, оборачиваемость и "жизнь" каждого товара на складе. Лучше такие расчеты иметь и постоянно контролировать по каждой товарной группе.

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*