11 лютого 2009
Зачем ритейлеру транспорт?

КРИТЕРИИ ВЫГОДНОСТИ
Желание сэкономить заставляет многих ритейлеров, особенно региональных, создавать свой автопарк и заниматься транспортной логистикой. Расчеты показывают, что сравнительно высокие тарифы перевозчики выставляют на перевозки на малые расстояния. Но как только радиус обслуживания превышает 150-200 км, услуги транспортников становятся приемлемыми для многих торговцев. Более точно пороговое значение пробега транспорта для оценки, выгодно или нет содержать собственный автопарк, можно определить по специальной формуле, предложенной экспертами.
Но практика многих ритейлеров показывает, что зацикливаться сугубо на транспортных деньгах не стоит. Важную роль при принятии решений играет также финансовая в целом и инвестиционная политика компании, ее рыночная стратегия. В первую очередь, ритейлеры задаются вопросом: нужны ли ей с финансовой точки зрения новые основные средства или же они будут только мешать. Ведь вкладывая деньги в подвижной состав, компания уменьшает оборотный капитал, сокращает краткосрочные и увеличивает долгосрочные активы. А не покупая автотранспорт, она теряет в устойчивости финансового положения (снижается коэффициент покрытия запасов за счет собственных основных средств) и уменьшает оборачиваемость активов. В любом случае, прежде, чем решение о наличии автопарка будет принято, данный вопрос необходимо тщательно проработать с финансовым директором компании.
Что же касается инвестиционной политики, то для многих ритейлеров большие сроки окупаемости инвестиций в собственный автопарк могут быть просто неприемлемыми. Стратегия развития компании -гоже важный фактор, от которого напрямую зависит принятие решения о наличии собственного автопарка. Ведь его создание просто не имеет смысла, например, для компаний, запланировавших сменить вид деятельности на другой.
Важны еще и экономические факторы, и маркетинговая политика компании. Так, для многих компаний задержка на день в поступлении товара на полки влечет за собой впоследствии неизмеримо большую недополученную прибыль, нежели разница в стоимости обслуживания своим и наемным автотранспортом. У некоторых ритейлеров прямо в корпоративных правилах прописано - уровень сервиса гораздо важнее, чем затраты. В результате компания создает свой парк, одевает водителей и экспедиторов в униформу и обучает их корпоративным нормам.
Кроме вышеперечисленных, как говорят некоторые ритейлеры, немного абстрактных критериев, логисты выделяют и вполне конкретные факторы, чуть ли не вынуждающие операторов розничной торговли содержать свои автопарки. Это и недостаточный уровень развития отечественного рынка грузоперевозок, и дефицит квалифицированного персонала на этом рынке.
И несмотря на все это, немало специалистов за то, чтобы избавить розничных торговцев от хлопот с собственным автопарком. В частности Виктор Пузанов, независимый эксперт-логист, утверждает, что даже если бы казалось экономически невыгодным отдать все перевозки компании-партнеру, он, не задумываясь, сделал бы это, по крайней мере, с тем партнером, который "заключил бы с торговцем договор о своей ответственности за:
- постановку под погрузку необходимого автомобиля в течение хотя бы суток (в идеале - 12 часов с момента получения заявки) в любой точке страны;
- сроки доставки (с полной ответственностью за недополученную прибыль);
- приемку на борт и сдачу получателю груза по количеству и качеству до единицы (с полной материальной ответственностью)".
Но все же, сетуя на ненадежность транспортных операторов, ритейлеры таки признаются, что зачастую многие из их коллег просто скрывают проблемы своей же логистики. Ведь далеко не всегда причиной задержек в поставках товара является не вовремя приехавший транспорт партнера на склад. Во многих случаях транспорт как раз приезжает вовремя, а вот товар свой же склад отгрузить просто не готов.
А МОЖЕТ, АУТСОРСИНГ?
"Мы в логистике ничего не понимаем и понимать не хотим. Мы готовы платить деньги за то, чтобы не болела голова о поставках, закупках, доставке", -такие фразы хотели бы слышать от ри-тейлеров логисты. И если уж руководство торговой компании действительно оперирует такими высказываниями, то следует задумываться не просто об услугах транспортных компаний, а о полной передаче всех логистических процессов в руки профессионалов. Передать логистику на аутсорсинг - это как нанять няню для ребенка, когда много других дел и приходится делать выбор между работой и собственным чадом.
Однако при аутсорсинге важно не просто перебросить свои проблемы с больной головы на здоровую, а заполучить партнера - конкретное структурное подразделение, которое готово решать все эти проблемы за деньги. Но ритейлеры ропщут, что на рынке Украины чрезмерно мало операторов, которым можно полностью передать логистику предприятия, что рынок логистических услуг ненасыщен и конкуренции нет как таковой. В результате, условия диктует не покупатель, а продавец услуги, оценивая себя достаточно дорого (но даже если в этих утверждениях и есть немалая доля истины, то в ближайшее время ситуация - с ростом рынка, с приходом на него все новых и новых международных логистических операторов, с взрослением собственно отечественных ритейлеров - наверняка будет кардинально меняться. - Ред.). Пока же многие ритейлеры продолжают самостоятельно вникать в непростые транспортные задачи и, возможно, уж слишком зацикливаются на задаче формирования собственного автопарка. Тем же, кто уже созрел до аутсорсинга, при налаживании партнерства с логистическим оператором нелишне учесть, что стоит не только беспокоиться о надежности последнего (несмотря на то, что это один из самых важных факторов) и расценках на его услуги, но и суметь профессионально поставить ему задачу, в том числе выдать оператору четкие исходные данные - по срокам поставок, стоимости, гарантийным обязательствам, страховке и т. д.
О сотрудничестве с транспортными компаниями:
ТАТЬЯНА МАЗУРЕНКО,начальник отдела логистики компании "База Лимитед" (сети магазинов Esprit, Peakocks)
- Уверена, что каждый логист готов заплатить деньги надежному транспортному партнеру, который сможет квалифицированно и качественно выполнить требования заказчика. К сожалению, на сегодняшний день, я такого потенциального партнера не знаю. Ритеилеру и внепланово приходится доставлять товар в торговые точки. Однако далеко не все транспортные компании имеют возможность предоставить машину в течение 12 или даже 24 часов после заявки. Большинство транспортных компаний не имеют большого собственного автопарка, который бы мог обслужить все незапланированные заявки. Кроме того, многие автопарки достаточно однородные и не в состоянии предоставлять ритеилеру машины разной грузоподъемности.
Есть на рынке и большие компании с огромнейшими автопарками, но их немного и они не в состоянии покрыть спрос, поэтому расставляют приоритеты. Сотрудничество с компаниями-ритейлерами среднего эшелона им не интересно. В большом количестве на рынке транспортных услуг представлены частные предприниматели. Из собственного опыта могу сказать, что пользоваться их услугами зачастую очень удобно, даже несмотря на то, что их автопарки в основном насчитывают 1-2 автомобиля. Оговаривая все условия сотрудничества, вы общаетесь напрямую с водителем и хозяином в одном лице, в результате чего исчезают многие потенциальные проблемы перевозок.
Раздел: Логістика >
Теги: Перевозчики, ритейлер, ритейл, рынок логистических услуг, аутсорсинг, транспорт
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар