11 лютого 2009

Зачем ритейлеру транспорт?

Зачем  ритейлеру транспорт?

2154

КРИТЕРИИ  ВЫГОДНОСТИ Желание сэкономить заставляет многих ритейлеров, особенно региональных, созда­вать свой автопарк и заниматься транспорт­ной логистикой. Расчеты показывают, что сравнительно высокие тарифы перевозчики выставляют на перевозки на малые рассто­яния. Но как только радиус обслуживания превышает 150-200 км, услуги транспортников становятся приемлемыми для многих торговцев. Более точно пороговое значение пробега транспорта для оценки, выгодно или нет содержать собственный автопарк, можно определить по специальной форму­ле, предложенной экспертами. Но практика многих ритейлеров показы­вает, что зацикливаться сугубо на транс­портных деньгах не стоит. Важную роль при принятии решений играет также фи­нансовая в целом и инвестиционная поли­тика компании, ее рыночная стратегия. В первую очередь, ритейлеры задаются вопросом: нужны ли ей с финансовой точ­ки зрения новые основные средства или же они будут только мешать. Ведь вкладывая деньги в подвижной состав, компания уменьшает оборотный капитал, сокращает краткосрочные и увеличивает долгосроч­ные активы. А не покупая автотран­спорт, она теряет в устойчивости финан­сового положения (снижается коэффици­ент покрытия запасов за счет собственных основных средств) и уменьшает оборачи­ваемость активов. В любом случае, преж­де, чем решение о наличии автопарка бу­дет принято, данный вопрос необходимо тщательно проработать с финансовым директором компании.  Что же касается инвестиционной поли­тики, то для многих ритейлеров большие сроки окупаемости инвестиций в собствен­ный автопарк могут быть просто неприем­лемыми. Стратегия развития компании -гоже важный фактор, от которого напря­мую зависит принятие решения о наличии собственного автопарка. Ведь его создание просто не имеет смысла, например, для компаний, запланировавших сменить вид деятельности на другой.  Важны еще и экономические факторы, и маркетинговая политика компании. Так, для многих компаний задержка на день в поступлении товара на полки влечет за собой впоследствии неизмеримо большую недополученную прибыль, нежели разница в стоимости обслуживания своим и наем­ным автотранспортом. У некоторых ритей­леров прямо в корпоративных правилах прописано - уровень сервиса гораздо важ­нее, чем затраты. В результате компания создает свой парк, одевает водителей и экспедиторов в униформу и обучает их корпоративным нормам.  Кроме вышеперечисленных, как говорят некоторые ритейлеры, немного абстракт­ных критериев, логисты выделяют и вполне конкретные факторы, чуть ли не вынуждаю­щие операторов розничной торговли содер­жать свои автопарки. Это и недостаточный уровень развития отечественного рынка грузоперевозок, и дефицит квалифициро­ванного персонала на этом рынке.  И несмотря на все это, немало специа­листов за то, чтобы избавить розничных торговцев от хлопот с собственным авто­парком. В частности Виктор Пузанов, неза­висимый эксперт-логист, утверждает, что даже если бы казалось экономически невы­годным отдать все перевозки компании-партнеру, он, не задумываясь, сделал бы это, по крайней мере, с тем партнером, ко­торый "заключил бы с торговцем договор о своей ответственности за: -  постановку под погрузку необходи­мого автомобиля в течение хотя бы суток (в идеале - 12 часов с момента получения заявки) в любой точке страны; - сроки доставки (с полной ответствен­ностью за недополученную прибыль); - приемку на борт и сдачу получателю груза по количеству и качеству до единицы (с полной материальной ответственностью)".  Но все же, сетуя на ненадежность транс­портных операторов, ритейлеры таки признаются, что зачастую многие из их коллег просто скрывают проблемы своей же логис­тики. Ведь далеко не всегда причиной за­держек в поставках товара является не вов­ремя приехавший транспорт партнера на склад. Во многих случаях транспорт как раз приезжает вовремя, а вот товар свой же склад отгрузить просто не готов.  А МОЖЕТ, АУТСОРСИНГ?  "Мы в логистике ничего не понимаем и понимать не хотим. Мы готовы пла­тить деньги за то, чтобы не болела го­лова о поставках, закупках, доставке", -такие фразы хотели бы слышать от ри-тейлеров логисты. И если уж руководство торговой компании действительно опери­рует такими высказываниями, то следует задумываться не просто об услугах транспортных компаний, а о полной пере­даче всех логистических процессов в ру­ки профессионалов. Передать логистику на аутсорсинг - это как нанять няню для ребенка, когда много других дел и прихо­дится делать выбор между работой и собственным чадом.  Однако при аутсорсинге важно не прос­то перебросить свои проблемы с больной головы на здоровую, а заполучить партне­ра - конкретное структурное подразделе­ние, которое готово решать все эти проб­лемы за деньги. Но ритейлеры ропщут, что на рынке Украины чрезмерно мало операторов, которым можно полностью передать логистику предприятия, что рынок логистических услуг ненасыщен и конкуренции нет как таковой. В резуль­тате, условия диктует не покупатель, а про­давец услуги, оценивая себя достаточно дорого (но даже если в этих утверждени­ях и есть немалая доля истины, то в бли­жайшее время ситуация - с ростом рын­ка, с приходом на него все новых и новых международных логистических операто­ров, с взрослением собственно оте­чественных ритейлеров - наверняка бу­дет кардинально меняться. - Ред.). Пока же многие ритейлеры продолжают са­мостоятельно вникать в непростые транспортные задачи и, возможно, уж слишком зацикливаются на задаче формирования собственного автопар­ка. Тем же, кто уже созрел до аутсор­синга, при налаживании партнерства с логистическим оператором нелишне учесть, что стоит не только беспокоить­ся о надежности последнего (несмотря на то, что это один из самых важных факторов) и расценках на его услуги, но и суметь профессионально поста­вить ему задачу, в том числе выдать оператору четкие исходные данные - по срокам поставок, стоимости, гарантий­ным обязательствам, страховке и т. д.  О сотрудничестве с транспортными компаниями:  ТАТЬЯНА МАЗУРЕНКО,начальник отдела логистики компании "База Лимитед" (сети ма­газинов Esprit, Peakocks)  - Уверена, что каждый логист готов заплатить деньги надежному транспортному партнеру, кото­рый сможет квалифицированно и качественно выполнить требования заказчика. К сожалению, на сегодняшний день, я такого потенциального партнера не знаю. Ритеилеру и внепланово при­ходится доставлять товар в торговые точки. Од­нако далеко не все транспортные компании име­ют возможность предоставить машину в течение 12 или даже 24 часов после заявки. Большинство транспортных компаний не имеют большого собственного автопарка, который бы мог обслужить все незапланиро­ванные заявки. Кроме того, многие автопарки достаточно однородные и не в состоянии предоставлять ритеилеру машины разной грузоподъем­ности.  Есть на рынке и большие компании с огромнейшими автопарками, но их немного и они не в состоянии покрыть спрос, поэтому расставляют приоритеты. Сотрудничество с компаниями-ритейлерами среднего эше­лона им не интересно. В большом количестве на рынке транспортных ус­луг представлены частные предприниматели. Из собственного опыта мо­гу сказать, что пользоваться их услугами зачастую очень удобно, даже несмотря на то, что их автопарки в основном насчитывают 1-2 автомоби­ля. Оговаривая все условия сотрудничества, вы общаетесь напрямую с водителем и хозяином в одном лице, в результате чего исчезают мно­гие потенциальные проблемы перевозок.

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*