Тонкости мерчендайзинга отделов свежего мяса и рыбы

Говоря об особенностях мерчендайзинга в отделах свежего мяса и рыбы, необходимо учитывать виды оборудования, правильную выкладку, а также внутренние процессы, не видимые глазу потребителя, но влияющие на покупку. Разобраться в деталях журналисту портала розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA, любезно согласилась Ольга БОНДАРЬ, начальник Отдела собственного производства ТС «Дигма».
Расположить мясо и мясные полуфабрикаты в холодильных витринах лучше всего ближе к середине торгового зала. За мясными продуктами, в дальней части зала, логично выложить мясную гастрономию, сыры и молочную продукцию. Удачным соседом в мясном отделе будет ассортимент приправ. Рыбу и морепродукты лучше продавать в одном месте, включая сушеную и замороженную. Примеры неудачного соседства с витринами «мясо и мясопродукты», или «рыба и морепродукты» – кондитерские витрины, или и того хуже, бытовая химия. Теперь поговорим подробнее о том, какое оборудование выбрать для этих категорий товаров, как их правильно расположить и о других тонкостях мерчендайзинга «мясорыбной» продукции.
ВЫБИРАЕМ ОБОРУДОВАНИЕ
Самая востребованная разновидность профессионального оборудования, предназначенная для демонстрации и кратковременного хранения мяса, птицы, рыбы, морепродуктов и т.д., – это холодильные прилавки-витрины. Бывают они с выносным и встроенным холодом. Рекомендуемый температурный режим: 0…+7С°.
Выносная система охлаждения применяется для витрин-холодильников в супермаркетах широкого и классического форматов. В магазинах, где покупатель получает товар из рук продавца, через прилавок, используют прилавки-холодильники со встроенным холодом. Стоит отметить, что для мясной продукции статический холод предпочтительней, так как динамическая заморозка способствует обветриванию продукции.
Современный дизайн, эргономичность выкладки товара, использование цвета и света, задают стиль торговому оборудованию и интерьеру зала в целом. Одним словом, современные технологии не обходят стороной проектирование и производство холодильных прилавков-витрин, как и всего холодильного торгового оборудования.
Среди важнейших аспектов, которые следует учитывать в мечендайзинге мяса и рыбы:
1. Сопутствующие элементы для прилавочных зон
Подсобные столы из нержавейки, желательно с полочным пространством (хранение упаковки и т.д.) и моечной ванной.
2. Инвентарь
Понадобятся не менее двух разделочных досок с антибактериальной защитой и ножи. Также эксперт советует приобрести горячий стол для упаковки мясной продукции в стретч-пленку.
3. Запахи
Чтобы нейтрализовать запахи от рыбы и мяса, следует понимать, что источник неприятного запаха – это неправильное отношение продавца к холодильному оборудованию и инвентарю.
Нет универсального средства, которое перебивает данные «ароматы». Холодильное оборудование, лотки, разделочные доски и ножи необходимо обрабатывать специальными средствами, обладающими антисептическими и дезинфицирующими свойствами, затем тщательно, несколько раз промыть водой и вытереть насухо.
4. Упаковка
При выборе упаковки, следует учитывать то, что она должна не только продавать товар, но и отвечать всем нормам пищевой безопасности. Из цветовых решений: для птицы предпочтительна упаковка (лоток) желтого цвета, а мясная продукция выигрывает на черном фоне.
5. Свет
Важную роль в отделе мясной продукции играет освещение. Если оно неудачно подобрано, то мясо будет плохо выглядеть, и это скажется на товарообороте. Примером правильного освещения могут быть лампы с розовым или светло-желтым спектром. Рекомендуемые цвета POS-материалов желтый, белый, красный и черный. Необходимо сразу отметить, что синий цвет в оформлении витрин и отделов с данным товаром недопустим, так как считается «не пищевым».
НАПОЛНЯЕМ ВИТРИНЫ
Выкладка парного мяса птицы и полуфабрикатов может производиться следующими двумя основными способами.
· В свободном доступе – вся продукция должна быть предварительно упакована на подложке. Для фасованных и упакованных мясных полуфабрикатов используются холодильные горки или открытые прилавки (устанавливаются в линию с закрытыми).
· На прилавке – в лотках выкладываются разные виды продукции на развес. В упаковке бывают, как правило, только целые тушки птицы и яйца. Развесные товары упаковываются продавцом при покупке.
Важное правило для секции свежей рыбы и морепродуктов – красивая витрина и выкладка как произведение искусства. Лучше использовать оборудование со льдом, чтобы добавить эффекта свежести и даже живости товара. Рыбу размещают вертикальными рядами: филе в один слой на восковой бумаге или подносе, отдельно от неразделанной рыбы.
Свежую рыбу группировать можно так:
· по пищевым свойствам;
· по способу приготовления.
Помимо этого, во многих магазинах установлены аквариумы с живой рыбой.
Говоря об ассортименте для рыбного отдела, следует отметить, что наиболее выносливы при перевозке и хранении, а, следовательно, и пригодны для продажи в живом виде следующие породы рыб:
· карп;
· карась;
· лещ;
· налим;
· окунь;
· сазан;
· сиги
· судак;
· форель.
Популярные позиции среди свежемороженой рыбы:
· минтай;
· горбуша;
· камбала;
· кефаль;
· красноперка;
· лосось;
· семга;
· мойва;
· сельдь;
· скумбрия;
· сом;
· тилапия;
· хек;
· аргентина;
· сайда;
· щука;
· толстолобик;
· осетр.
Приветствуется и экзотика:
· меч-рыбы;
· морской черт;
· тунец,
· а также устрицы, мидии, креветки и пр.
Мясная продукция и полуфабрикаты должны быть сгруппированы по видам, по ходу движения покупателей в следующей последовательности:
· дорогая продукция;
· свинина и крупнокусковые полуфабрикаты из нее,
· говядина и крупнокусковые полуфабрикаты из нее,
· в конце прилавка товар низкой цены – целые тушки птицы, суповые наборы, субпродукты и фарши.
Каждая позиция должна быть представлена несколькими экземплярами (лотки в прилавке максимально заполнены) для сравнения и выбора покупателями. Мясо относится к категории скоропортящихся продуктов, поэтому продавцы должны постоянно следить за внешним видом продукции и выкладки.
ПРАВИЛА ВЫКЛАДКИ ТОВАРА НА ОХЛАЖДАЕМЫХ РЕГАЛАХ
Если часть товара плохо видна (например, стоит очень высоко на верхних полках, упаковки развернуты под углом, стоят одна на другой и т.п.), то необходимо провести оптимизацию ассортимента и сократить его. Дальше товар размещается согласно следующим основным правилам мерчендайзинга.
1. Зрительная устойчивость. Товар в упаковках небольшого размера размещается на верхних полках, а большого – на нижних.
2. Имидж и ценовая категория. Дорогие товары выставляются на верхней полке, низкого ценового сегмента – на нижней. Возрастание цены на стеллаже идет снизу-вверх.
3. Учет угла зрения покупателя. Товар на нижних и верхних полках хуже заметен покупателю. На нижней полке располагаются дешевые и крупные товары, также там можно хранить товарный запас.
4. Показатели продаж. Наиболее продаваемые товары (по сумме товарооборота и частоте покупок) располагаются на уровне глаз. Товары целевого спроса и товары групп «В» и «С» по АВС-анализу - дальше и ниже на полках.
5. Лучше оптимально использовать вертикальную выкладку по видам и назначению товара, чтобы товар одной товарной группы занимал стеллаж целиком.
ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Очень просто сформировать стереотип в головах покупателей, что в вашем магазине продается несвежая продукция. Стоит всего-навсего один раз выложить на прилавок несвежее мясо или рыбу. Чтобы избежать таких казусов, следует работать по следующим правилам контроля качества скоропортящихся продуктов.
Правило №1. Продукция всегда должна быть с сертификатами качества и ветеринарными свидетельствами.
Правило №2. Сотрудники обязаны осознавать всю степень ответственности за выкладку несвежего товара и в совершенстве владеть информацией о сроках поставки.
Правило №3. Все работники, каким-либо образом привлекаемые к поставке, хранению, продажам мясной и рыбной продукции, обязаны знать сроки ее хранения (с учетом хранения на предприятии изготовителе).
Птица охлажденная – Т не выше +6 С° – 36часов.
Разруб птицы – Т не выше +6 С° – 24часа.
Мясная продукция - Т не выше +6 С°:
· крупнокусковые полуфабрикаты – 48 часов;
· мелкокусковые (гуляш, поджарка) – 24 часа;
· порционные натуральные – 36 часов;
· шашлык маринованный (Т= +4-8 С°) – 24часа;
· фарш (замороженный) – 16 часов.
Рыбная продукция – Т не выше 4-8 С° – 36часов.
Правило №4. Продавцы обязаны иметь навыки ротации товара и придерживаться всех санитарно-гигиенических норм.
Правило №5. Важно осуществлять контроль качества товара с периодичностью два раза/раз в месяц в органах госнадзора (лабораторные исследования), чтобы исключить возможность попадания на витрину несоответствующего нормам товара.
Текст: Анастасия Рубанович
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA
Раздел: Маркетинг та продажі >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар