25 мая 2016

Роль и возможности факторинга при взаимодействии производителей и ритейлеров


Роль и возможности факторинга при взаимодействии производителей и ритейлеров

В Киеве прошла конференция «FoodMaster & PrivateLabel -2016», на которой начальник отдела факторинга АО «ТАСКОМБАНК» Дмитрий ЧЁРНЫЙ рассказал об особенностях факторинга, как инструмента повышения эффективности бизнеса, что позволяет достичь конкурентного преимущества. 

Представитель АО «ТАСКОМБАНК» отметил, что потенциал для развития факторинга в Украине огромен. В Украине доля «коммерческого» факторинга составляет примерно 0,32% от ВВП, тогда как в ЕС объём факторинга достигает 10% от ВВП.

Он привел общую схему, как работает факторинг – финансирование под уступку прав требования.

«Первый этап это поставка товара Покупателю с отсрочкой платежа. Далее Продавец передаёт накладную Банку-фактору и получает финансирование, которое он может потратить на свои насущные потребности, без целевого назначения. Далее уже Фактор (факторинговая компания или банк) ожидает оплату от покупателя. Когда оплата поступает, продавец получает назад остаток средств», - пояснил Дмитрий Чёрный.

Он отметил, что в отличие от других кредитных продуктов (овердрафт, банковское кредитование и т.д.), которые так же используются в качестве источника финансирования дефицита оборотных средств, факторинг позволяет превратить дебиторскую задолженность в денежные средства, а также является инструментом снижения валютных рисков. «Вы сделали отгрузку и не ждете оплату от Покупателя, а получаете возможность направить средства, например, на покупку валюты, или на расчёты с поставщиками уже сейчас», - пояснил представитель АО «ТАСКОМБАНК».

Дмитрий Чёрный выделил отличия факторинга от классического банковского кредита.

«Основная цель факторинга - обеспечить Клиенту возможность развивать свой бизнес, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов», - добавил Дмитрий Чёрный.

На рынке работают как факторинговые компании, так и банки. При выборе финансового партнера нужно учитывать следующие различия.

В качестве дополнительных критериев Дмитрий Чёрный выделил: наличие собственной филиальной сети, структура тарифов (наличие комиссионной, процентной составляющих, порядок начисления и удержания), подход к отбору клиентов и дебиторов, порядок установления лимитов финансирования, скорость распределения поступлений от дебиторов, деловую активность, рейтинг, способность встроить факторинг в бизнес-процессы клиента.

По словам представителя АО «ТАСКОМБАНК», бытует мнение о том, что факторинг подходит только отраслям с высоким уровнем прибыли, но структура отраслей, где используют факторинг, показывает, что этим финансовым инструментом пользуются предприятия отраслей с абсолютно разной спецификой и прибыльностью.

Другими словами, факторинг можно интегрировать практически во всех отраслях, где применяется фиксированная отсрочка платежа.

Дмитрий Чёрный подчеркнул, что факторинговое обслуживание от АО «ТАСКОМБАНК» предполагает финансирование под уступку дебиторской задолженности, ее администрирование и информационное и юридическое сопровождение работы с дебиторами. В качестве других преимуществ он назвал умение встроить факторинг в бизнес-процессы того или иного клиента, индивидуальный подход, диверсификацию рисков, наличие нескольких направлений, охватывающих малый, средний и крупный бизнес, оперативное финансирование поставок и возможность принимать накладные во всех регионах.

Сотрудничество по факторингу с АО «ТАСКОМБАНК» имеет такой жизненный цикл.
Этап А – «создание модели» – до 5 банковских дней.
Этап В – «генерация решения» – 2-3 недели.
Этап С – «запуск и сопровождение» – договор факторинга заключается на 1 год с автолонгацией. Пересмотр лимитов ежеквартально.

Дмитрий Чёрный представил такую схему в части обеспечения во время предоставления факторинга.

При этом банк выставляет лимиты на Клиента и на Дебитора. Клиент анализируется банком в качестве заемщика, и лимит финансирования поставок Клиента устанавливается отдельно на каждого Дебитора.
Дмитрий Чёрный привел несколько кейсов, которые подчеркнули важность факторинга для запуска бизнеса «с нуля», повышения его эффективности и хеджирования валютных рисков.

Представитель АО» ТАСКОМБАНК» развеял следующие мифы о факторинге.

1. Факторинг не выгоден для дебиторов.
В действительности:
• Факторинг помогает Клиенту сохранить существующих и найти новых Покупателей (гибкий подход по предоставлению отсрочки платежа).
• Факторинг предоставляет Дебитору возможности пользоваться товарным кредитом, а Клиенту – увеличить объём продаж.
• Дебитор, имеющий факторинговый лимит в Банке, получает возможность управлять ассортиментом, направляя своих Поставщиков, не имеющих собственных оборотных средств, на обслуживание в Банк.
• В форме факторинга, Дебитор получает беззалоговое финансирование своих закупок.
• Факторинг позволяет Дебитору увеличить объём продаж и эффективность бизнеса за счёт расширения ассортимента продаваемых товаров (услуг).

2. Факторинг связан с увеличением документооборота клиента.
В действительности:
• Документооборот по факторингу осуществляется в рамках договора поставки, без дополнительного предоставления от Дебитора каких-либо документов, связанных с отгрузкой продукции.
• В дальнейшем, все документы отправляются в Банк Клиентом самостоятельно, без участия Дебитора.
• Для установления лимита финансирования по факторинговому обслуживанию, документы от Дебитора в Банк не предоставляются.

3. Факторинг способен ухудшить финансовое состояние дебитора.
В действительности:
• Факторинг не меняет структуру и сумму пассивов баланса Дебитора.
• Меняется только контрагент в кредиторской задолженности.
• Это не влечет неудобств, связанных с необходимостью оформления кредитов и займов, отчетности для инвесторов и т.д.
• В балансе Клиента задолженность Дебитора будет погашена.
• Это создаст возможность Клиенту, при необходимости, предоставить дополнительный объем товарного кредита Дебитору.

4. Банк-фактор может испортить отношения клиента и дебиторов.
В действительности:
• Банк-фактор не меньше Клиента заинтересован в развитии его бизнеса, поэтому все свои действия предварительно согласовывает с Клиентом.
• Зачастую именно Банк-фактор, как третья независимая сторона, помогает достичь компромисса между Клиентом и его Дебиторами.
• Кроме того, при переходе на факторинг, в большинстве случаев улучшается платёжная дисциплина Дебиторов.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA


ПредыдущаяВесь списокСледующая


Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги