07 травня 2011

Аналитика фармрынка. Аптечные продажи в Украине: итоги I-й кв. 2011г.

Аналитика фармрынка. Аптечные продажи в Украине: итоги I-й кв. 2011г.
696

АПТЕЧНАЯ "КОРЗИНА" Общий объем розничных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2011 г. составил 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении. Львиную долю в этом объеме составляют лекарственные средства — 85% в денежном и 65% в натуральном выражении. Темпы прироста объе­ма их продаж опережают среднерыночные — в анализируемый период объем розничной реализации лекарственных средств увеличился по сравнению с I кв. 2010 г. на 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении. Для других категорий товаров «аптечной корзины» — изделий медицинского назначения (ИМН*), биологически активных добавок (БАД) и косметики — отмечены значительно меньшие объем и темпы прироста розничной реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с сегментом лекарственных средств. В денежном выражении для сегментов ИМН и БАД в анализируемый период отмечена положительная динамика аптечных продаж — +12,3 и +11,5% соответственно, в то время как объем розничных продаж косметики снизился на 6,3% по сравнению с I кв. 2010 г. В натуральном выражении прирост объема аптечных продаж на уровне 3,8% отмечен в сегменте БАД, а для ИМН и косметики этот показатель был отрицательным — -0,3 и -9,3% соответственно. В сегментах лекарственных средств и ИМН отмечена сравнительно схожая динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки продукта, темпы ее прироста для этих категорий составили 14 и 13% соответственно. Для сегментов БАД и косметики характерна более медленная динамика этого показателя. РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам I кв. 2011 г. составил 5,7 млрд грн. (715,8 млн дол. США) за 304,7 млн упаковок. В разрезе помесячной динамики максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств в текущем году был отмечен в марте — 2 млрд грн. (254 млн дол.) за 107 млн упаковок. Как было отмечено, в целом по итогам I кв. 2011 г. темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении составили 21,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основной вклад в этот прирост был обеспечен преимущественно двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами. Индекс замещения определяется симбиозом изменения физического объема потребления лекарственных средств и ценовой структуры их аптечных продаж. Так, по итогам I кв. 2011 г. индекс замещения составил 11,8%, что было обус­ловлено увеличением на 6,5% объема аптечных продаж в натуральном выражении в этот период, а также смещением ценовой структуры розничной реализации с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства. Так, по итогам I кв. 2011 г. максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в натуральном выражении были отмечены для препаратов высокостоимостной ниши — +14,2%, для сегмента среднестоимостных лекарственных средств также характерны высокие темпы прироста. Благодаря опережающей динамике удельный вес лекарственных средств средне- и высокостоимостной ниш увеличился в общем объеме аптечных продаж, а доля низкостоимостных препаратов снизилась с 10,6 до 10,2% в денежном и с 56,7 до 54,8% в натуральном выражении. Инфляционный индекс в анализируемый период составил 8,4%, вклад инновационного индекса был менее существенным — 2,4%. Индекс эластичности спроса в текущем году стремится к нулю, что наряду с положительной динамикой физического объема потребления лекарственных средств свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами. В разрезе помесячной динамики с начала года в сегменте лекарственных средств было отмечено замедление темпов прироста аптечных продаж в денежном и натуральном выражении. При этом вклад инфляционной составляющей в этот прирост из месяца в месяц планомерно увеличивался, составив в январе, феврале и марте 7; 8 и 10% соответственно, а для индекса замещения, напротив, была отмечена противоположная динамика — 17; 12 и 7%, что было обусловлено замедлением темпов прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении. В структуре аптечных продаж лекарственные средства отечественного производства по итогам I кв. 2011 г. аккумулировали удельный вес в размере 27% в денежном и 64% в натуральном выражении, доля препаратов зарубежного производства соответственно составила 73 и 36%. Долевое участие украинских лекарств в объеме аптечных продаж по итогам I кв. в течение последних трех лет в денежном выражении увеличилось на 4%. В натуральных величинах изменение этого показателя менее существенно и характеризуется убылью — с 65 до 64%. По сравнению с I кв. 2010 г. для сегмента лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении отмечена опережающая динамика на фоне сегмента импорта, а в натуральном выражении — противоположная ситуаци­я. Реверсивный характер динамики этих двух сегментов фармрынка обусловлен опережающим ростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства — +21% по сравнению с I кв. 2010 г., в то время как для импортных препаратов этот показатель в 2,5 раза ниже — +8,5%. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку по итогам I кв. 2011 г. составила 18,7 грн., таковая препаратов отечественного и зарубежного производства — 7,9 и 37,9 грн. соответственно. В разрезе рыночного статуса на украинском фармрынке треть объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении аккумулируют генерики — 33 и 32% соответственно. На долю оригинальных лекарственных средств приходится 15% в денежном и 4% в натуральном выражении, более половины розничной реализации занимают традиционные лекарственные средства — 52 и 64% соответственно. Примечательно, что в целом по рынку темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств исчисляются двузначными цифрами — +14,4%, в то время как для сегмента оригинальных препаратов этот показатель по итогам I кв. 2011 г. составил лишь 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В общем объеме аптечных продаж в анализируемый период рецептурные и безрецептурные лекарственные средства были представлены в соотношении 51:49 в денежном и 32:68 в натуральном выражении соответственно. Состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. не изменился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, максимальный объем выручки аптечным учреждениям обеспечили препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания объема розничной реализации в денежном выражении расположились препараты групп R «Средства, действующие на респираторную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Максимальные темпы прироста в этот период продемонстрировали препараты групп R и J — 38 и 34% соответственно. Лидер среди маркетирующих организаций в анализируемый период по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении — отечественная фармкомпания «Фармак», переместившаяся со 2-й на 1-ю позицию по сравнению с I кв. 2010 г. благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста объема розничной реализации в денежном выражении— +33%. Топ-3 данного рейтинга также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi-Aventis». Суммарный удельный вес топ-30 маркетирующих организаций составил по итогам I кв. 2011 г. 58% общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. Учитывая сравнительно низкий уровень консолидации на отечественном фармрынке в сегменте маркетирующих организаций, изменение удельного веса компаний даже на несколько пунк­тов весьма значительно. При этом наиболее точно динамику рыночной доли фармкомпаний отражает показатель Evolution Index. Так, в анализируемый период топ-5 по этому показателю в апреле 2010 — марте 2011 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении сформировали компании «Heel», «Фармак», «ПРО-фарма», «Actavis Group» и «Дельта Медикел». В период YTD — накопительного итога за январь–март 2011 г. — для данных компаний этот показатель также был в плюсе. ВЫВОДЫ В I кв. 2011 г. общий объем рынка розничной реализации по всем категориям товаров «аптечной корзины» достиг 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении. Крупнейшая категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства — традиционно выступают в анализируемый период основным драйвером отечественного фармрынка, демонстрируя темпы прироста выше среднерыночных. Для группы парафармацевтической продукции в это время отмечено сравнительно слабое развитие. В частности, для сегмента косметики характерна отрицательная динамика аптечных продаж в денежном и натуральном выражении. Кроме того, динамика средневзвешенной стоимости в сегменте парафармацевтики гораздо размеренней по сравнению с товарами первой необходимости (лекарства) с меньшей эластичностью спроса. Как было отмечено, темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств опережают среднерыночные и в анализируемый период составили 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении. Так каковы же драйверы увеличения объема аптечных продаж в денежном выражении? В I кв. 2011 г. основной вклад в этот прирост был обеспечен двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами. Индекс замещения в анализируемый период составил 11,8%, что было определено увеличением количества реализованных упаковок наряду со смещением ценовой структуры аптечных продаж в пользу более дорогостоящих препаратов (сегмент высокостоимостных лекарственных средств демонстрирует опережающую динамику реализации в натуральном выражении). Также изменение ценовой структуры аптечных продаж отразилось и на средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, которая повысилась на 14,4%, при том что инфляционный индекс был почти вдвое меньше — 8%. Индекс эластичности спроса с начала текущего года стремится к нулю, что с учетом положительной динамики реализации лекарственных средств в натуральном выражении свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами. Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. вышла в лидеры отечественная компания «Фармак». Итак, первая четверть года позади. Украина — быстрорастущий фармрынок, о чем свидетельствуют двузначные темпы прироста, которые стабильно характеризуют его уже не первый год. Автор: Анна Шибаева Торговля в Украине, фармацевтический ритейл Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також