07 мая 2012

Как повлияют природные катаклизмы Японии на украинский рынок электроники

Как повлияют природные катаклизмы Японии на украинский рынок электроники

Новые, афтершоковые землетрясения в Японии странным образом влияют на украинского потребителя, который запасается рисом, покупает радиационные дозиметры и следит за ростом цен на технику «Made in Japan». Уже две недели по просторам Интернета сообщается о росте цен на товары из сферы высоких технологий. Как известно, Япония в этой сфере прочно занимает лидирующие позиции: по данным BBC, именно на Японском архипелаге сконцентрировано 40% мирового производства компонентов технологического сектора. Поэтому уже после первого землетрясения с последовавшим за ним цунами практически все исследовательские компании наперебой стали прогнозировать рост цен на комплектующую электронику для чипов памяти, жидкокристаллических мониторов и микроконтроллеров. Под эту гребенку были «зачесаны» также японские автомобили, японские фотоаппараты, японские пылесосы – да вообще вся техника, на которой можно увидеть надпись «Made in Japan». В марте 2012 года об остановке производства попеременно сообщали такие монстры японского хай-тека, как Sony, Toshiba, SanDisk, Freescale Semiconductor и Renesas Electronics. На время заморозились работы на заводах Toyota, Honda и Nissan. Однако все эти компании заверили своих партнеров, что восстановят производственные мощности оперативно. Так оперативно, что даже самый крупный заказчик попросту не заметит недостатка в самых невостребованных чипах. К примеру, уже на этой неделе к запуску конвейеров на своих заводах готовились Toyota, Nissan и Toshiba, а Sony вообще работала практически в полную докатастрофную силу. Поставки наладились, аналитики поутихли в своих прогнозах. Однако планы нарушило новое землетрясение, произошедшее в прошлый четверг и ставшее первым в серии так называемых повторных толчков или афтершоков, которые по сей день продолжают сотрясать острова на Дальнем Востоке. И хотя не все заводы остановлены и сообщают о причинении материального ущерба, риски кроются в перебоях с поставкой электроэнергии и транспортировкой продукции. Как результат, эксперты «по подорожанию» вновь почуяли дичь и сделали стойку. Детальней о прогнозах Итак, главными «пострадавшими» японского рынка могут стать ноутбуки, нетбуки, планшетные и карманные компьютеры (ППК и КПК) – об этом сказал журналистам глава Acer в Восточной Европе, России и СНГ. Поскольку во всех этих устройствах есть что-то японское, такая техника обязательно подорожает. На сколько – пока неизвестно. В своих прогнозах аналитики вспоминают землетрясение 1999 года в Тайване, после которого стоимость устройств возросла в несколько раз. Уже сейчас цена на оперативную память выросла на 10-15%, хотя дефицита чипов на рынке еще нет. А вот настоящего повышения цен на «умную» продукцию многие игроки рынка советуют ждать уже со второй половины апреля.
«По ноутбукам рост цены будет либо незначительным, либо его не будет вообще, – анализирует распространенные прогнозы категорийный менеджер сети магазинов цифровых решений MOYO Александр Гайворонский. – Что бы ни говорили, но ключевые заводы-сборщики находятся не в Японии, поэтому последствия катастрофы их не коснутся».
Чуть более осторожен руководитель программ исследований IDC в странах СНГ Алексей Гвозденко: по его словам, в Японии действительно сосредоточено производство многих комплектующих. «Несмотря на то, что многие японские компании, в том числе работающие на рынке IT, давно вынесли производство за пределы страны, они могут столкнуться с дефицитом комплектующих, поскольку многие их поставщики находятся в Японии, и им мог быть нанесен достаточно серьезный ущерб, – говорит эксперт. – В данной ситуации может вырасти рыночная доля неяпонских компаний, имеющих собственный полный цикл производства. Если же говорить о влиянии конкретно на украинский рынок, то тут многое будет зависеть от того, насколько важной является для того или иного вендора наша страна. Не исключен вариант, когда некоторые вендоры сосредоточат свои усилия на удержании позиций на более приоритетных для них рынках (например, российском), в то время как отгрузки в Украину будут происходить по остаточному принципу». Однако в IDC соглашаются с тем, что до середины текущего года влияние последствий землетрясения в Японии на IT-рынок будет минимальным. «Второй квартал на рынке обычно является временем затишья, и есть основания предполагать, что как сборщики, так и продавцы техники смогут удовлетворить текущий спрос с помощью имеющихся у них складских запасов, – резюмирует Алексей Гвозденко. Вторым в списке «жертв» эксперты называют «родственный» компьютерному сегмент мобильных телефонов и смартфонов, а также других небольших гаджетов. Так, например, представители компании Apple уже успели напугать гламурных любителей айподов, в производстве которых используется не только японская «память», но и стекло сенсорного экрана, элементы аккумуляторной батареи и «электронный компас», выпускаемые в этой стране. Кроме того, напряжение «подогрел» и мобильный гигант Nokia: в конце марта пресс-служба компании заявила, что Nokia может нарушить график поставок мобильных телефонов из-за нехватки японских компонентов и комплектующих. В результате мобильники подорожают, как минимум, на 10-30% в зависимости от степени «японскости», предупреждают потребителей эксперты. По мнению украинских ритейлеров, в этом сегменте ценовой рост не так страшен, как его нам малюют. «Об изменении цен говорить еще слишком рано, – считает генеральный директор сети ringoo Алексей Паламарчук. – По крайней мере, в товарной группе мобильных телефонов и аксессуаров к ним, а также карт памяти, флеш-накопителей и MP3-плееров пока каких-либо признаков подорожания нет. Так как электроника практически во всем мире – продукт импорта, то изменения цен могут (и происходят) в большинстве случаев в связи с колебаниями курса валют. Поэтому изменения курса азиатских валют к доллару США и евро могут повлиять на цены гораздо мощнее возможной остановки производств в связи с природными катаклизмами». Также эксперт утверждает, что цены на эту продукцию далеко не всегда прямо зависят от стоимости комплектующих. Например, формирование стоимости мобильников чаще всего определяется главным фактором – спросом на рынке. «В целом я бы подождал, как минимум, квартал, чтобы говорить о влиянии стихийного бедствия на состояние цен рынка электроники, особенно в Украине», – советует другим ритейлерам господин Паламарчук. Чуть более сложная ситуация со следующим каноническим продуктом японского хай-тека – профессиональной фототехникой. После того, как при первом землетрясении пострадали, как минимум, два завода компании Nikon, на форумах фотографов в Интернете царит настоящий скепсис. В компании пессимистические настроения фотопрофи улучшать не спешат: хотя производство компактных и зеркальных камер Nikon расположено в Таиланде и Китае, часть действительно высокотехнологичной оптики для профессиональных камер производится на островах. «Качественная техника для специалистов действительно начала понемногу подниматься в цене, хотя дефицита пока нет, – делится наблюдениями фотограф-фрилансер Максим (работает для нескольких украинских и российских журналов). – Нельзя сказать, что по всем позициям, ведь здесь тоже есть определенное деление: что-то производится в Таиланде, что-то в Японии. Но настораживает информация о том, что неизвестно, в каком состоянии находятся японские заводы топовой оптики. Если рядовой потребитель может японскую камеру заменить корейской, то для профессионала такой «размен» неприемлем. Очевидно, что в ближайшем будущем эксклюзивная фототехника подорожает на 20%». Что же касается подорожания автомобилей, здесь ситуация неоднозначна. Так, например, на фоне закрытия многих японских автозаводов российские дилеры, кивая на грядущий дефицит, уже начали задирать цены на 1-1,5 тыс. долл. Впрочем, украинские автодилеры к такому шагу прибегнуть не решатся, считает генеральный директор ВААИД (Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров) Олег Назаренко. По его словам, в нашей стране политика ценообразования очень жестко закреплена договорами с производителем, так что здесь все будет зависеть от самих автозаводов – и в первую очередь, от того, сколько «японского» в автомобиле заложено. «Японский автомобиль японскому автомобилю рознь, – утверждает эксперт. – Машины, полный цикл производства которых проходит на островах, определенно подорожают. Во-первых, из-за разрушений на заводах, а во-вторых, из-за перебоев с электроснабжением и логистикой. Однако их не так много: у Toyota это модели Corolla, RAV4, Land Cruiser, у Mitsubishi – Lancer, Pajero, Outlander XL. Полностью на островах собираются Lexus и Mazda. В большинстве же случаев японский автопром расположен дисперсно: та же Toyota некоторые модели собирает во Франции, а Mitsubishi – в Голландии. Сборочные заводы Nissan расположены в Великобритании, Мексике и Корее, Suzuki делает машины в Венгрии, Honda – в Турции. Себестоимость этих машин тоже несколько возрастет (из-за сбоев с поставкой японской автомобильной стали), но не факт, что японцы решатся «отбить» этот фактор на покупателях». Скорее всего, считает Олег Назаренко, японский автопром (который является не обузой, а кормильцем для страны) не рискнет поднимать свои цены, чтобы не потерять рынок. Сейчас на каждую модель машины приходится пять моделей конкурирующих компаний. Следовательно, отток клиентов принесет гораздо больше потерь, чем продажа машин по старым заявленным ценам. В целом же все эксперты сходятся в одном: в ближайшие несколько месяцев любое «сиюминутное» подорожание – будь то резкий скачок цен на японскую технику, либо подорожание корейских деталей к японским машинам и пылесосов с наклейками «Made in Taiwan» – это не что иное, как спекуляция на трагедии. Наши монополисты (как производители, так и поставщики с продавцами) по привычке используют для повышения цен все доступные поводы. Если дождь – продукт дорожает из-за излишней влажности. Если солнце – тот же продукт дорожает по причине чрезмерной солнечной активности. Так что будет совсем не удивительно, если в ближайшее время в украинских супермаркетах действительно поднимется в цене рисовая крупа (уж не важно, где там она выращивалась)… Что касается техники, то катастрофа даже такого масштаба, как это случилось в Японии, не может оказать серьезного долгосрочного влияния на мировой рынок. Цены подрастут ненамного и ненадолго, и это будет временное явление – ведь сейчас в любом продукте хай-тека очень мало незаменимых комплектующих, и уж точно не существует самих незаменимых продуктов. Правда, в нашей стране это правило не работает: если цены в Украине все же поднимутся, то надеяться на их возвращение к прежнему уровню бесполезно.   По материалам: telegrafua.com Автор: Алина ПОЛИЩУК Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Эксклюзивный материал TradeMaster.ua

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Читайте также

Лучшие компании

  

Личности

Блоги