Если рынок завален предложениями, это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко

Розница – достаточно сложная отрасль в плане подбора персонала. Магазин – это место, где продавец напрямую работает с покупателем и где, благодаря определенным знаниям и умениям, совершается сделка, то есть осуществляется продажа. Поэтому сотрудниками розничной компании в идеале должны быть люди, у которых есть внутренний дух предпринимательства.
Об основных трудностях, с которыми на сегодняшний день сталкивается компания-ритейлер при подборе персонала, а также о методах их решения на практике, корреспонденту портала розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA рассказала Мария ЧЕРНЕНКО, начальник управления по работе с персоналом торговой сети «Фокстрот. Техника для дома».
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ. ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОИСКА
На сегодняшний день сложнее всего дело обстоит со специалистами узкого профиля и управленцами. Если рынок завален предложениями, это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко.
Основная проблема розничных компаний - это привлечение людей. Работа в розничной сфере требует высочайшего уровня клиенториентированности и, вместе с тем, нацеленности на результат продаж – успешную сделку. По этой причине нам всегда непросто находить тех, в ком присутствует дух предпринимательства, способность идти на контакт с клиентом и предоставлять лучший сервис, предвосхищая его ожидания.
Еще одна сложность розничной торговли в необходимости поддерживать и постоянно улучшать уровень обслуживания в сети. Более того, он должен быть одинаково высоким в каждом магазине, независимо от его месторасположения. Уровень обслуживания – это отличительная черта розницы. Покупатель не просто получает товар, он получает впечатления от покупки. И эти впечатления создают люди – наш персонал. Поэтому, задача №1 - обеспечение высококлассного обслуживания в наших магазинах, а это, одна из самых сложных, но однозначно ключевая для любой розничной компании.
Также, не менее глобальной и актуальной для нашей страны проблемой является падение доли молодого населения. На сегодняшний день в Украине уровень рождаемость ниже смертности (на 1 экономически активного жителя приходится 1,4 пенсионера). По этой причине в стране сокращается количество молодых специалистов и, вместе с тем, падает качество их квалификации. В розничном бизнесе эта проблема более чем актуальна уже сейчас, так как ключевые розничные позиции (продавец-консультант и кассир) - это в основном молодежь.
Важно отметить, что трудностей с привлечением топ-менеджеров и руководителей подразделений компания «Фокстрот. Техника для дома» не испытывает. Сеть «Фокстрот. Техника для дома» - стабильная компания, и необходимость в привлечении новых управленцев возникает нечасто. Сегодня розница – очень конкурентная среда, где побеждает не тот, кто качественно делает свою работу, а тот, кто способен мыслить нестандартно, привносить новое, превышать ожидания. Когда мы рассматриваем кандидатов на позиции этого уровня, мы в большей степени обращаем внимание на их способность мыслить неординарно и видеть на 10 шагов вперед. Мы, в свою очередь, интересны для таких людей: в нашей команде есть высококвалифицированные специалисты с международным опытом, задачи нетривиальны и динамика работы просто сумасшедшая.
ВОЙНА ЗА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
К сожалению, система образования не синхронизирована с потребностями экономики нашей страны. Мы выпускаем тысячи экономистов, менеджеров, юристов, в то время, когда нужны представители рабочих специальностей, которые могут быть задействованы в транспортных отделах, сервисе, складах. Уже сегодня на рынке труда идет настоящая война за молодых специалистов, которые заканчивают ВУЗ и уже задумываются о будущей карьере. И в ближайшие пять лет эта проблема станет очень остро.
Основной сложностью для розничного бизнеса является ограниченность специальностей интересных таким компаниям, как наша, которые предлагают украинские учебные заведения. У нас практически нет шансов получить на входе молодого специалиста с необходимой базой знаний, даже после окончания профильного факультета.
Важно обратить внимание, что в связи со сложившейся нехваткой кадров, многие компании берут на себя функцию обучения, с которой, в идеале, должны были бы работать наши училища и ВУЗы. Сейчас мы сфокусированы на обучении специальностям розничной сети, но у нас есть потребность и в специалистах Сервисных Центров. И если ситуация по вопросу технических специалистов будет усугубляться, мы займемся обучением и в этом направлении.
У студентов сегодня есть широкий выбор, где и как строить карьеру – практически все крупные компании поддерживают определенную представленность в учебных заведениях, предлагая стажерские программы, вакансии с удобным для студентов графиком, программы построения карьеры с нуля. Компании вкладывают много сил в то, чтобы «зацепить» тех, кто сегодня еще студент, но завтра может стать сотрудником.
Компании вкладывают много сил в то, чтобы «зацепить» тех, кто сегодня еще студент, но завтра может стать сотрудником
Кроме того, уже внутри компании мы берем функцию обучения на себя, внедряя программы обучения и развития персонала, которые помогают передать все необходимые знания и навыки любому новичку.
ВНУТРЕННИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Так как наши запросы не совпадают с предложением системы образования, мы создали Корпоративный университет, который уже дает свои результаты. В рамках этого направления действуют программы подготовки и обучения продавцов-консультантов. Пришедшие вчера новички без опыта и малейшего представления о работе в рознице, завтра выйдут в зал к клиентам подкованными специалистами, которые прошли несколько уровней обучения. Кроме того, в Университете существует программа, позволяющая успешным продавцам развивать свои компетенции и расти на уровень директора магазина.
Также мы готовимся к запуску проекта, направленного на усиление роли администратора магазина, на укрепление его профессиональных компетенций и навыков. Получив новые знания, директор магазина сможет претендовать на более высокие позиции розничной вертикали.
Подобных программ в учебных заведениях не существует. И если компания заботится о своем будущем, которое выражается в готовом и кадровом резерве, она должна самостоятельно обучать персонал в соответствии со всеми бизнес-процессами розницы.
Если компания заботится о своем будущем, которое выражается в готовом и кадровом резерве, она должна самостоятельно обучать персонал в соответствии со всеми бизнес-процессами розницы
Мы формируем целый ряд программ, направленных на подготовку разных категорий специалистов магазина. В нашем понимании, это должен быть замкнутый цикл – от входа человека в компанию до продвижения его по всем иерархическим ступеням: продавец, старший продавец, заместитель управляющего магазином, управляющий и наконец - руководитель службы розничных продаж.
Мы гордимся тем, что все наши руководители розницы прошли путь от продавцов-консультантов. Кроме того, такой сотрудник очень лоялен к компании, он досконально знает компанию, ее бизнес-процессы, полностью включен в корпоративную культуру. И задача №1 системы обучения и развития – выстроить систему, которая позволит растить продавцов в руководителей.
Автор: Тамара РАДЧУК
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA
Раздел: Персонал >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар