12 липня 2012

Если рынок завален предложениями, это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко

Если рынок завален предложениями, это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко

2017

Розница – достаточно сложная отрасль в плане подбора персонала. Магазин – это место, где продавец напрямую работает с покупателем и где, благодаря определенным знаниям и умениям, совершается сделка, то есть осуществляется продажа. Поэтому сотрудниками розничной компании в идеале должны быть люди, у которых есть внутренний дух предпринимательства.

Об основных трудностях, с которыми на сегодняшний день сталкивается компания-ритейлер при подборе персонала, а также о методах их решения на практике, корреспонденту портала розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA рассказала Мария ЧЕРНЕНКО, начальник управления по работе с персоналом торговой сети «Фокстрот. Техника для дома».

 

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ. ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОИСКА

На сегодняшний день сложнее всего дело обстоит со специалистами узкого профиля и управленцами. Если рынок завален предложениями, это еще не значит, что найти своего кандидата будет легко.

 

Основная проблема розничных компаний - это привлечение людей. Работа в розничной сфере требует высочайшего уровня клиенториентированности и, вместе с тем, нацеленности на результат продаж – успешную сделку. По этой причине нам всегда непросто находить тех, в ком присутствует дух предпринимательства, способность идти на контакт с клиентом и предоставлять лучший сервис, предвосхищая его ожидания.

 

Еще одна сложность розничной торговли в необходимости поддерживать и постоянно улучшать уровень обслуживания в сети. Более того, он должен быть одинаково высоким в каждом магазине, независимо от его месторасположения. Уровень обслуживания – это отличительная черта розницы. Покупатель не просто получает товар, он получает впечатления от покупки. И эти впечатления создают люди – наш персонал. Поэтому, задача №1 - обеспечение высококлассного обслуживания в наших магазинах, а это, одна из самых сложных, но однозначно ключевая для любой розничной компании.

 

Также, не менее глобальной и актуальной для нашей страны проблемой является падение доли молодого населения. На сегодняшний день в Украине уровень рождаемость ниже смертности (на 1 экономически активного жителя приходится 1,4 пенсионера). По этой причине в стране сокращается количество молодых специалистов и, вместе с тем, падает качество их квалификации. В розничном бизнесе эта проблема более чем актуальна уже сейчас, так как ключевые розничные позиции (продавец-консультант и кассир) - это в основном молодежь.

 

Важно отметить, что трудностей с привлечением топ-менеджеров и руководителей подразделений компания «Фокстрот. Техника для дома» не испытывает. Сеть «Фокстрот. Техника для дома» - стабильная компания, и необходимость в привлечении новых управленцев возникает нечасто. Сегодня розница – очень конкурентная среда, где побеждает не тот, кто качественно делает свою работу, а тот, кто способен мыслить нестандартно, привносить новое, превышать ожидания. Когда мы рассматриваем кандидатов на позиции этого уровня, мы в большей степени обращаем внимание на их способность мыслить неординарно и видеть на 10 шагов вперед. Мы, в свою очередь, интересны для таких людей: в нашей команде есть высококвалифицированные специалисты с международным опытом, задачи нетривиальны и динамика работы просто сумасшедшая.

 

ВОЙНА ЗА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

К сожалению, система образования не синхронизирована с потребностями экономики нашей страны. Мы выпускаем тысячи экономистов, менеджеров, юристов, в то время, когда нужны представители рабочих специальностей, которые могут быть задействованы в транспортных отделах, сервисе, складах. Уже сегодня на рынке труда идет настоящая война за молодых специалистов, которые заканчивают ВУЗ и уже задумываются о будущей карьере. И в ближайшие пять лет эта проблема станет очень остро.

 

Основной сложностью для розничного бизнеса является ограниченность специальностей интересных таким компаниям, как наша, которые предлагают украинские учебные заведения. У нас практически нет шансов получить на входе молодого специалиста с необходимой базой знаний, даже после окончания профильного факультета.

Важно обратить внимание, что в связи со сложившейся нехваткой кадров, многие компании берут на себя функцию обучения, с которой, в идеале, должны были бы работать наши училища и ВУЗы. Сейчас мы сфокусированы на обучении специальностям розничной сети, но у нас есть потребность и в специалистах Сервисных Центров. И если ситуация по вопросу технических специалистов будет усугубляться, мы займемся обучением и в этом направлении.

У студентов сегодня есть широкий выбор, где и как строить карьеру – практически все крупные компании поддерживают определенную представленность в учебных заведениях, предлагая стажерские программы, вакансии с удобным для студентов графиком, программы построения карьеры с нуля. Компании вкладывают много сил в то, чтобы «зацепить» тех, кто сегодня еще студент, но завтра может стать сотрудником.

 

Компании вкладывают много сил в то, чтобы «зацепить» тех, кто сегодня еще студент, но завтра может стать сотрудником

 

Кроме того, уже внутри компании мы берем функцию обучения на себя, внедряя программы обучения и развития персонала, которые помогают передать все необходимые знания и навыки любому новичку.

 

ВНУТРЕННИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Так как наши запросы не совпадают с предложением системы образования, мы создали Корпоративный университет, который уже дает свои результаты. В рамках этого направления действуют программы подготовки и обучения продавцов-консультантов. Пришедшие вчера новички без опыта и малейшего представления о работе в рознице, завтра выйдут в зал к клиентам подкованными специалистами, которые прошли несколько уровней обучения. Кроме того, в Университете существует программа, позволяющая успешным продавцам развивать свои компетенции и расти на уровень директора магазина.

Также мы готовимся к запуску проекта, направленного на усиление роли администратора магазина, на укрепление его профессиональных компетенций и навыков. Получив новые знания, директор магазина сможет претендовать на более высокие позиции розничной вертикали.

Подобных программ в учебных заведениях не существует. И если компания заботится о своем будущем, которое выражается в готовом и кадровом резерве, она должна самостоятельно обучать персонал в соответствии со всеми бизнес-процессами розницы.

 

Если компания заботится о своем будущем, которое выражается в готовом и кадровом резерве, она должна самостоятельно обучать персонал в соответствии со всеми бизнес-процессами розницы

 

Мы формируем целый ряд программ, направленных на подготовку разных категорий специалистов магазина. В нашем понимании, это должен быть замкнутый цикл – от входа человека в компанию до продвижения его по всем иерархическим ступеням: продавец, старший продавец, заместитель управляющего магазином, управляющий и наконец - руководитель службы розничных продаж.

Мы гордимся тем, что все наши руководители розницы прошли путь от продавцов-консультантов. Кроме того, такой сотрудник очень лоялен к компании, он досконально знает компанию, ее бизнес-процессы, полностью включен в корпоративную культуру. И задача №1 системы обучения и развития – выстроить систему, которая позволит растить продавцов в руководителей.

 

Автор: Тамара РАДЧУК

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

Раздел: Персонал >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*