09 лютого 2009
Как выбрать подходящий торговый центр и не ошибиться
Оживление интереса к торговле в торговых центрах (ТЦ) и торгово-развлекательных комплексах (ТРК) началось в 2004 г, когда ритейлеры в полной мере осознали преимущества этого формата торговли. К ним, в первую очередь, относятся:
- синергия и постоянный поток покупателей - не только привлекаемый собственными силами, но и генерируемый менеджментом ТЦ и соседями-арендаторами (т. н. спонтанный покупательский поток);
- легкая и быстрая процедура открытия торговой точки (помещения полностью готовы, меньше волокиты с пожарной и санэпидемслужбой);
- высокий статус торговой точки, удобство для покупателя;
- незначительные рекламные издержки.
Перед компанией, осознавшей все преимущества работы в ТЦ, возникает вопрос выбора - к счастью, в столице и в других крупных городах Украины торговых и торгово-развлекательных центров хватает. Они, как правило, расположены в оживленных, хорошо обозримых местах с хорошей транспортной и пешеходной доступностью (ее может обеспечить и брендиро-ванный маршрутный автобус). Но даже удачное месторасположение не гарантирует популярность ТЦ среди покупателей и эффективности торговой деятельности предпринимателям. Поговорим о том, как застраховать себя и минимизировать риски при выборе торгового центра, как выбрать наиболее подходящий и успешно в нем работать.
ПОБЛИЖЕ К ЛЮДЯМ
Независимо от того, функционирует ли ТЦ или только возводится, знакомство с ним следует начать с изучения его месторасположения. Действующий ТЦ следует посетить как минимум дважды: в будний и выходной дни.
Прежде всего необходимо оценить торговую территорию (зоны охвата) и выяснить, прилегает ли ТЦ к жилым массивам. Это позволит определить, сколько потенциальных покупателей проживает а непосредственной близости к ТЦ. Для оценки торговой территории девелоперы используют метод изохрон и по требованию предоставят глубокий анализ торговой территории с точки зрения трех зон охвата. Чтобы адекватнее оценить полученную информацию, посчитайте количество жилых домов, расположенных вблизи ТЦ, оцените среднее количество этажей и парадных. Так можно с легкостью сравнить количество домохозяйств, заявленное менеджментом ТЦ, с реальным.
Если поблизости есть офисные центры, объекты сферы услуг и социального назначения, можно рассчитывать на дополнительную клиентуру - работников и клиентов данных учреждений.
Далее нужно выяснить, какова транспортная и пешеходная доступность ТЦ (насколько удобно к нему добираться). Для этого ритейлер должен оценить количество проезжающих мимо авто, состав транспортного потока, узнать, есть ли в непосредственной близости остановка общественного транспорта, как много людей пользуется ею, сколько маршрутов общественного транспорта пересекается здесь, когда интервалы наиболее напряженного движения.
Еще один важный вопрос - парковка (на сколько автомобилей она рассчитана, сильно ли загружена, удобно ли парковаться). В идеале картина должна быть следующей: большая стоянка с широкими проездами, загруженная на 80-85%.
Кроме того, выясните:
- насколько хорошо ТЦ виден с дороги;
-какие возможности наружной рекламы предусмотрены для арендаторов;
-каково конкурентное окружение ТЦ в целом и реализуемой компанией товарной группы в частности.
ПРОХОДНОЙ ДВОР ИЛИ МЕРТВАЯ ЗОНА?
Оценивая внутреннюю планировку торгового центра и востребованность группы товаров, которую собирается предложить компания-арендатор, было бы полезно добыть еще и такие сведения.
Количество посетителей в будний и выходной дни, насколько оживленная купля-продажа в ТЦ. Важно, чтобы посетители были покупателями, а торговый центр-живым, "бойким". Зная уровень посещаемости и особенности своего бизнеса, можно спрогнозировать количество потенциальных покупателей в данном ТЦ и товарооборот.
Портрет типичного покупателя позволит выявить потребительские предпочтения, оценить актуальность продаваемой продукции, ее торговый потенциал. Нужно заблаговременно выяснить, есть ли у посетителей ТЦ спрос на предлагаемые ри-тейлером товары и услуги и можно ли этот спрос стимулировать. Согласитесь, отдел швейцарских часов вряд ли будет успешен в ТЦ спальных районов.
Уровень представленных в ТЦ магазинов. Уровень арендаторов должен отвечать предпочтениям целевого потребителя и общей концепции ТЦ в ассортиментном, ценовом и мерчандайзинговом аспектах. Этот фактор красноречиво свидетельствует об уместности вашего магазина в данном ТЦ.
Насколько эффективно размещены якорные арендаторы и кто они. Главная функция якорей - генерировать потребительские потоки. Поэтому их размещение должно побуждать посетителей двигаться в глубину ТЦ и посещать соседние отделы.
Представленность и группировка товарных групп. Представленные в ТЦ товарные группы должны соответствовать запросам целевых потребителей, а их зонирование - облегчать посетителям ориентацию, обеспечивать арендаторам максимальную проходимость магазинов и, соответственно, увеличивать объемы продаж. Немаловажно и то, как работают соседние арендаторы в одной ценовой категории при соблюдении принципа соседства товарных категорий.
На каком этаже ТЦ площади сдаются в аренду. Большинство покупателей поднимаются не выше второго этажа - это известно давно. Они охотнее идут на второй этаж, нежели спускаются в цокольный. Учтите это, если вам предложат несколько вариантов арендных площадей. Может случиться так, что реализуемая вами группа товаров размещается исключительно в цоколе или на третьем этаже. Тогда еще раз посетите ТЦ, чтобы визуально оценить посещаемость этажа и проходимость предлагаемого места.
Оцените и степень магнетизма соседей. Посмотрите, можно ли выделить торговое место с помощью наружной рекламы (стрелок, указателей, подсветки). Если приложить усилия для продвижения отдела, используя листовки, акции, радиорекламу, напольную, подвесную рекламу, активизация его посещаемости гарантирована.
То, сколько входов в ТЦ и как они организованы, позволяет понять, как движутся посетители внутри ТЦ, есть ли в нем так называемые мертвые зоны, в которых потоки значительно ниже, чем в других местах ТЦ. Выясните, правильно ли реализован тандем "супермаркет - ТЦ". Классический супермаркет должен располагаться так, чтобы содействовать импульсным покупкам в отделах, находящихся на пути к нему. На современном столичном рынке это условие не всегда выполняется, и супермаркет ТЦ может располагаться на цокольном этаже, непосредственно у входа и даже иметь отдельные вход и паркинг. Размещенным в прикассовой зоне арендаторам во всех смыслах комфортно, а для остальных супермаркет, мягко говоря, неэффективно выполняет функцию якоря.
Легко ли ориентироваться в ТЦ - есть ли указатели, информационно-справочная служба. Естественно, на торговой площади, исчисляемой десятками тысяч квадратных метров, указатели и справочная служба облегчают навигацию и формируют лояльность к ТЦ.
Комфортно ли в ТЦ. Покупателям нравятся достаточно широкие проходы, высокие потолки, качественное освещение. Они стремятся в залы с хорошим уровнем вентиляции, с приятной отделкой и декором. Немаловажны для посетителей качество и громкость музыкального фона, наличие зон отдыха, эскалаторов и лифтов. Эти составляющие комфорта влияют на длительность пребывания посетителей в ТЦ, а значит, на их настроение и желание потратить деньги.
Режим работы. Важно, чтобы заявленный режим работы соблюдали все арендаторы. Если ритейлер в ТЦ планирует работать до 21:00, а к этому времени этаж "вымирает", то можно рассчитывать лишь на постоянных клиентов - импульсных покупок не будет. Продуктивность и эффективность в этом случае оставят желать лучшего. Радует, что такая практика в столичных ТЦ встречается все реже.
Процент свободных арендных мест. Это достаточно весомый показатель успеха ТЦ - вопиющее число пустующих площадей не может не насторожить.
Однако случается, что все места в ключевых ТЦ уже заняты. Что делать тогда: размещать торговую точку в ТЦ похуже, по остаточному принципу? Конечно же, нет. Не имеет значения, есть в ТЦ вакантные места или нет, - чрезвычайно важно произвести достойное впечатление. Если арендатор заинтересует представителей управляющей компании своим портфолио, активным мар кетингом, мерчандайзинговыми ходами и другими "изюминками", они обязательно предоставят нужное место. Пусть не сразу, но когда появятся свободные площади, его пригласят одним из первых.
Критически важно принять во внимание следующие параметры: доступность ТЦ, его посещаемость, соответствие портрета типичного потребителя ТЦ портрету целевой аудитории ритейлера, конкурентное окружение.
ВЗАИМНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ РИТЕЙЛЕРА И УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ТЦ
Что нужно выяснить и на что обратить внимание при встрече с отделом аренды управляющей компании? Цель данной встречи - взаимная презентация сторон.
Попробуйте определить заинтересованность ТЦ в вашей торговой точке. При профессиональном подходе управляющая компания ТЦ сможет составить четкое представление о концептуальных основах проекта: об объекте, целевой аудитории, ассортиментном наполнении, конкурентных преимуществах. Исходя из своих наблюдений арендатор детализирует интересующие его моменты и получает ответы на все возникшие вопросы. Следует поинтересоваться:
- насколько активная маркетинговая политика, направленная на привлечение покупателей, проводится или будет проводиться? Предусмотрены ли программы лояльности?
- предъявляются ли жесткие требования к торговому оборудованию, выкладке, рекламному оформлению? Какие именно?
- каков процент текучести арендаторов? Чем он объясняется?
Компания выбирает арендатора на основании таких критериев, как целевая группа, концепция магазина, профессионализм управления, грамотность менеджмента, востребованность представляемой продукции, периодичность обновления ассортимента, рекламные акции, история компании и планы ее развития. Если ваши собеседники ничем подобным не интересуются, значит, вы попали к непрофессионалам.
Чтобы достойно представить свой бизнес, желательно иметь презентацию своего проекта (портфолио). Презентация содержит общую информацию о компании и ее проектах, а также требования, предъявляемые к торговой площади. Вся информация подкрепляется фотографиями, создающими впечатление о магазине в целом, его ассортименте, выкладке, торговом оборудовании, посещаемости, атмосфере, маркетинговой активности. Выделите все ваши конкурентные преимущества!
При условии предварительной взаимной заинтересованности можно переходить к обсуждению пустующих площадей, арендной ставки и ее состава. На этой стадии важно выявить:
- насколько запрашиваемая цена аренды помещения соизмерима с оборотом, который может генерировать в данном местеваш бизнес?
- предусмотрена ли система скидок? Реализуются ли программы содействия арендатору с помощью цены аренды на адаптационный период (например, на первые шесть месяцев}?
- какова структура арендной ставки?Включены ли в арендную плату коммунальные и операционные платежи, затраты намаркетинг?
- предоставляются ли телефонные линии, интернет-каналы?
ВСЕ ТОЧКИ НАД Т
Когда компания накопила значительный объем информации, самое время взять паузу и еще раз проанализировать все сведения, полученные путем личного наблюдения и переговоров.
Для этого рекомендуют составить так называемый паспорт ТЦ. Перечислите в таблице все значимые для вас факторы и напишите напротив каждого из них свой комментарий. В результате получится исчерпывающая картина под названием "Мой бизнес и ТЦ", которая поможет принять решение (см. таблицу).
Такая таблица чрезвычайно эффективна, если вам предложат аренду в нескольких ТЦ и возникнет необходимость в сравнительной оценке. Вы можете детализировать или сократить паспорт ТЦ исходя из своих потребностей. Ясно одно: унификация, четкость и обоснованность подхода к выбору ТЦ помогут избежать опрометчивых шагов.
Текст: АРТЕМ НОВИКОВ, РОМАН ШКУРИТ,
консалтинговая компания "Диалог-Классик"
Паспорт Торгового Центра
Разработанная компанией "Диалог-Классик" таблица - всего лишь "штриховой набросок" к общей картине ТЦ. "Заиграет" она на полную силу лишь после того, как на холст будут добавлены краски - индивидуальные данные по конкретному торговому центру. Обычная практика этого процесса такова: каждому из параметров присваивается свой "вес" - важность для ритейлера. А каждый параметр имеет, например, 10-балльную шкалу. Сначала ТЦ оценивается по каждому параметру, а затем оценки, умноженные на свой "вес", суммируются. Полученная итоговая оценка может быть выставлена конкретному торговому центру.
К сожалению, оценить конкретные объекты клиентов или конкурентов представители компании "Диалог-Классик" отказались из этических соображений. Посему выполнить эту задачу мы просим уважаемых читателей - оцените пару-тройку ТЦ в столице или вашем родном городе. А затем сравним результаты - чтобы знать, где аренда стоит требуемых за нее денег!
Показатель
|
Раздел: Нерухомість >
Теги: Торговый центр, девелопер, покупатель, мерчандайзинг, ритейлер, розничные сети
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар