15 февраля 2018

Как реализовать на практике тренды, которые так и не были использованы в Украине?

Как реализовать на практике тренды, которые так и не были использованы в Украине?


В декабре 2017 года компания TradeMasterGroup собрала у себя в тренинговом центре ведущих трейдмаркетологов страны, и в ходе мозгового штурма специалисты придумали ряд предложений, с помощью которых можно было бы реализовать глобальные тренды ранее неиспользуемые украинским ритейлом.

На Конференции «BIG TRADE-MARKETING SHOW: исследования, решения, инновации», которая прошла 1 февраля 2018 года в Киеве, Дмитрий Горбач представил доклад, подготовленный по результатам Brainstorm.

Справка

Дмитрий Горбач — руководитель отдела трейд-маркетинга розничной сети «Червоний Маркет», ранее работал маркетинг-специалистом и бренд-менеджером в ООО «Орими Трэйд», где занимался планированием маркетинговой и рекламной стратегий.

Первый тренд, о котором рассказал Дмитрий, это виртуальная реальность, он рассказал, возможна ли реализация этого мирового тренда в Украине и привел, в качестве примера успешные кейсы.

Виртуальная реальность — это новое направление, которое набирает обороты с каждым днем, и сейчас занимает львиную долю в сегменте игр. Но в украинском ритейле мы пока не наблюдаем появление этого тренда. США, Германия — это те страны, которые задают тренды, показывают, что такие инструменты уже можно реализовывать, — на этих словах докладчик предложил аудитории посмотреть видеоролики с примерами успешных кейсов.

— В этих видео мы увидим как тренд «виртуальная реальность» уже реализован в крупнейших мировых сетях и как они им пользуются для привлечения покупателя в свои магазины. Первый пример, это программа ShelfZone от итальянского разработчика inVRsion. Виртуальная реальность, которая позволяет получить новый опыт в шопинге.

С помощью виртуальной реальности от AliBaba Group пользователь может моментально «попасть» в другой город, «посмотреть» достопримечательности, общаться с каким-то человеком, а также «попасть» в магазин, а программа подскажет как в нем ориентироваться, в зависимости от того что хочет получить покупатель.

В виртуальной реальности есть специальные указатели, виртуальный путеводитель. Можно получить информацию о товаре, о его свойствах, стоимости, о возможностях оплаты и доставки этого товара. В таких странах как Америка и Китай уже реализована возможность осуществлять покупки прямо из виртуальной реальности. Можно онлайн осуществить тест-драйв автомобиля.

Данный пример хорошо демонстрирует новые возможности для производителей. На рынке складывается тенденция к сокращению ритейлом физических площадей. Виртуальная реальность, это ответ производителям на вопрос, куда дальше двигаться — нужно создавать виртуальную полку. Это место, где они могут дополнительно себя представить.

И это подтверждают данные исследований, которые проводила компания Worldpay в восьми странах, из 16 000 опрошенных людей, 55% сказали о том, что они охотно будут общаться с такими технологиями, как виртуальная реальность и дополненная реальность.

Данные технологии скоро будут настолько же привычны и обыденны, как смартфоны. Но есть барьеры входа в такие инструменты — это стоимость оборудования. В последнем ролике вы видели виртуальные очки производителя HTC Vive, это один из производителей, который производит шлемы виртуальной реальности, максимально глубоко погружающие в тот мир, где вы хотите оказаться. Стоимость Oculus HTC Vive колеблется от 20-34 тыс. гривен. То есть покупка сравнима с покупкой нового флагмана от Apple либо Samsung. И 30% опрошенных людей говорят о том, что их сдерживает именно ценовой фактор стоимости таких девайсов.

Второй барьер виртуальной реальности, это оплата покупки. У нас в Украине до сих пор есть люди, которые не доверяют интернет-магазинам и боятся совершать онлайн-покупки со смартфонов, лэптопов, не говоря о том, что боятся делать это в виртуальной реальности. И 35 покупателей из 100 в таких прогрессивных странах, как Великобритания и Нидерланды тоже не готовы совершать покупки в виртуальной реальности, но 21% опрошенных голландцев все же верят, что там все безопасно. Значит, есть вероятность того, что со временем, когда технологии будут развиваться все больше, охват этого направления будет набирать масштабы, будет больше положительных отзывов о совершенных покупках, и будет колоссальный рост этого тренда.

Как уже упоминалось, Китай одна из прогрессивных стран, где активно пользуются виртуальной реальностью. 59% китайских покупателей верят, что устройства эти безопасны для платежей и 18% людей – новаторов уже активно пользуются виртуальной реальностью для совершения покупок.

Еще один барьер — отсутствие потребности в выгоде и ценности использования VR. На сегодняшний день, кроме сферы игр, очень мало приложений, которые предоставляют потребителям ощущения очевидной выгоды и ценности, оправдывающие усилия и стоимость использования шлема виртуальной реальности.

Следующий бренд — дополненная реальность, — продолжил свое выступление Дмитрий, — это инструмент, схожий с виртуальной реальностью, но только он шагнул немного в другое направление, дополненная реальность может помочь моментально присмотреться к товару, который вы хотите приобрести, даже не покидая дома.

Дмитрий показал в качестве примера, как использует дополненную реальность мебельная торговая сеть IKEA.  Компания IKEA предлагает своим клиентам воспользоваться специальным приложением в смартфоне, при помощи которого можно увидеть, как будет смотреться тот или иной предмет мебели в реальном интерьере. 

— Дополненная реальность это один из тех инструментов, которые при взаимодействии производителя и ритейлера поможет больше и активней продавать продукты, — пояснил докладчик.

Также Дмитрий рассказал об «умных» зеркалах, с помощью которых женщины могут выбрать декоративную косметику, увидеть, как будет смотреться какой-либо оттенок помады или теней и полностью подобрать себе образ на какое-нибудь запланированное мероприятие.

— Мы говорили о мировых кейсах, но есть и успешные начинания и в Украине, совсем недавно украинский ритейлер «Алло» первый в Европе запустил виртуальный магазин, где можно совершать покупки через виртуальную реальность. Какова стоимость такого проекта? В компании не раскрывают информации о размере инвестиций, но отмечают, «пятизначную сумму» и добавляют что это только начало, — дополнил свой рассказ Дмитрий.

Барьеры для использования тренда «дополненная реальность»:

−        Нестабильное экономическое положение в стране;

−        Отсутствие реальных данных влияния на продажи;

−        Высокая стоимость разработки проекта.

Следующий тренд — развитие канала онлайн-продаж. За 2017 год украинский рынок e-commerce вырос на 30% и составляет примерно 50 млрд. грн., по данным EVO. В компании считают, что объем рынка в 2018 году вырастет до 65 млрд грн. Объем e-commerce только в fashion-сегменте составил 200–250 млн. долл. США, по оценкам директора по маркетингу интернет-магазина «LeBoutique» Юлии Шиловой.

В 2017 году в Украине наблюдалась тенденция перехода на маркетплейс, так поступили Rozetka, LeBoutique и modnaKasta, что позволяет им тем самым завоевывать большую аудиторию. В компаниях уверены, что запуск маркетплейса привлечет на сайт более платежеспособную аудиторию и позволит значительно сократить время доставки.

Что еще необходимо для того, чтобы увеличить продажи в ритейле?

- быть мобильными (покупатели все чаще предпочитают шопинг с помощью смартфона);

- быть технологичными (онлайн-ритейлеры стремятся быть ближе к покупателю и внедряют сервисы, благодаря которым покупатели перестают бояться, что одежда или обувь им не подойдет);

- быть везде (количество интернет-покупателей в Украине растет с каждым годом, наблюдается тенденция к выходу онлайн-магазинов в офлайн);

- для крупных игроков, которые стремятся быть омникальными, стоит обратить внимание на дополнительные места хранения заказов до тех пор, пока покупатель сможет его забрать в удобное время;

- налаживать связи с логистическими компаниями для минимизации барьеров между товаром и покупателем.

Также Дмитрий отметил, что видеоблоггинг набирает обороты, как инструмент продвижения товара или услуги онлайн.

Методы продвижения в YouTube:

- сотрудничество с YouTube-блогерами;

- создание собственного YouTube-канала и его продвижение;

- совмещение обоих инструментов.

Украинская блогосфера еще не может похвастаться таким охватом аудитории, как та же американская, британская или даже российская, но освоение YouTube уже является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии прогрессивной компании в 2018 году.

Проблемы украинского  блоггинга:

−        Блогеры делают продукт на русском языке, привлекая больше аудиторию соседних государств, чтобы больше заработать;

−        в Украине получается замкнутый круг, бренды с бюджетами есть, но им не с кем работать.

Следующий тренд — мультимедийные экраны, как инструмент коммуникации с потребителем. На протяжении многих десятилетий полиграфия использовалась, как один из самых быстрых инструментов донести предложение продавца целевой аудитории. Но в эпоху диджитализации на смену бумаге приходят цифровые инструменты. Одним из таких инструментов у ритейлов является монитор или серия мониторов транслирующих рекламное сообщение.

Преимущество размещения мониторов:

−        Быстрое изготовление контента;

−        Быстрое размещение по всей сети и централизованное управление;

−        Частота выхода контента в зависимости от целей размещения;

−        Возможность работы вместе с аудиопотоком.

Недостаток:

− Требует больших инвестиций на покрытие магазинов сети.

И напоследок Дмитрий коротко рассказал о таких брендах в фуд-ритейле, как «Эко» и «Быстрое питание». Эти тренды очень быстро развиваются, по словам Дмитрия. В Европе, например, создаются мини-рынки внутри магазинов, все крупные торговые сети стараются использовать в своем дизайне «эко» декор и натуральные материалы. На кассах вместо обычных полиэтиленовых пакетов предлагаются пакеты из вторсырья либо бумажные пакеты.

На рынке Украины активно стали появляться торговые марки/бренды с зелёным листиком и пометкой «eco», но чёткого понимания, что такое эко-продукт и органический продукт нет. У покупателей есть устойчивая ассоциация, что «эко» - это что выращивает бабушка или дедушка в деревне.

 

Однако вместе с эко-направлением активно развивалось направление «хэндмэйд» и «мэйд ин Юкрэйн». Подхватив все эти направления, ритейолеры тоже стали меняться. По мнению экспертов эко-тренд будет только развиваться и набирать обороты. Ритейлеры, выпуская товары под собственными торговыми марками, будут больше делать акцент на бумажной упаковке в стиле «эко» для усиления ассоциации с натуральностью и безопасностью продуктов.

Направление «быстрого питания» начало появляться давно. Первыми это направление открыли большие гипермаркеты, в которых покупатели могут проводить по несколько часов, совершая покупки. И чтоб «не спугнуть» клиента и не потерять деньги, ритейл предлагает ему перекусить прямо в магазине.

За последние 3-5 лет предложение продуктов «быстрого питания» очень активно начали развивать сети АЗС.  Так, к примеру, WOG открыл отдельное направление WOG Café с далеко идущими планами открыть более 200 таких точек вне зоны заправок. Сеть АЗС «ОККО» подхватив направление «быстрого питания» сменила своё позиционирование, сделав уклон на питание.

Если для АЗС направление фуд-ритейла это больше диверсификация вложенных инвестиций в топливный бизнес, ввиду перехода на альтернативные источники топлива, то для фуд- ритейла это возможность увеличения среднего чека и лояльности клиента. Теперь, когда открывается очередной сетевой продуктовый магазин, можно на 90% быть уверенным, что в нём будет отдел с «быстрой едой».

Читайте также: Из научной фантастики в реальность: 35 инновационных разработок от компаний розничной торговли

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги