03 июня 2015

Тенденции рынка e-commerce в мире и Украине. Часть I

Тенденции рынка e-commerce в мире и Украине. Часть I

433

На сегодняшний день рынок e-commerce популярен в многих странах, в том числе и в Украине. Несмотря на то, что национальный онлайн-бизнес отстает от западных стран, развивается он достаточно активно. Проникновение Интернета становится практически повсеместным и это говорит о том, что вскоре электронная коммерция займет достойное место во всех сферах жизни украинцев, которые все больше понимают преимущества покупки товаров в сети.

Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых Вы узнаете о ситуации на рынке e-commerce, как ведет себя покупатель, что он покупает и многое др.

Из 130 стран мира по развитию e-commerce Украина оказалась на 58 месте, по данным организации UNCTAD. Во время составления рейтинга учитывались такие критерии, как безопасность и уровень распространенности сделок, использование интернета, распространение банковских карт и пр. Лидером рейтинга стал Люксембург, где уровень безопасности и популярности рынка электронной коммерции превышают 95 %, а уровень использования электронной формы расчета — 99 % (там практически вытеснен расчет наличными). Среди пятерки лучших также — Норвегия, Швеция и Финляндия. Украина же оказалась в списке стран рядом с Доминиканской республикой и Арменией, Российская федерация заняла в рейтинге 50-е место. Не смотря на нынешнею ситуацию в стране, e-commerce является одной из наиболее перспективных для развития отраслей, и многие категории товаров в онлайне растут даже в условиях падения самого рынка. Какие же тенденции на рынке наблюдаются сейчас?

Основные тенденции развития рынка e-commerce в мире:

  • В Великобритании и других развитых рынках покупатели предпочитают забирать товары в специальных центрах выдачи, самым важным компонентом стратегии онлайн-торговли является модель «click and collect» (онлайн-заказ с самовывозом).
  • В Австралии стремительно растет уровень автоматизации онлайн-торговли. В будущем здесь будут распространенными специализированные логистические объекты. Здесь все популярнее модель выдачи товаров через ячейки.
  • В Америке, по оценкам экспертов, онлайн-торговля составляет около 30 % спроса на оптовые складские форматы. Прямо возле основных городов онлайн-продаж торговые сети открывают крупные распределительные центры, а рядом с небольшими городами — средние склады. Это позволяет обеспечить клиентам всей страны доставку товаров уже в день оформления заказа.
  • В Индии доля онлайн-торговли составляет меньше 1 % от объема всего рынка ритейла. Там складские комплексы ориентируются на обслуживание только крупных городов. А сложная налоговая структура страны обусловила децентрализацию складских сетей, большинство с которых состоит из мелких объектов, разбросанных по разным районам страны. Налог на товары и услуги, появление которого ожидается в скором будущем, станет хорошим стимулом и приведет к росту спроса на большие распределительные центры.

Основные тенденции развития рынка e-commerce в Украине:

  • Розница уходит в Интернет. Доля интернет-розницы в общих объемах розничных продаж пока небольшая — 1,5 %, но потенциал роста чрезвычайно велик. Например, доля e-commerce в совокупном объеме розницы Великобритании становит 13 %.
  • Массовость покупок в Интернете. Интернет-покупатели Украины уже тратят в сети достаточно большие суммы, но проблема в том, что доля активных покупателей пока сравнительно невелика, интернет-покупки не стали массовым явлением. Если в Украине она становит 14 %, то в развитых странах — 70—90 %.
  • Привычка покупать онлайн. Основным барьером, который мешает активно покупать товары и услуги онлайн, является неопытность в пользовании сетью и недоверие. Наиболее активными покупателями являются те люди, которые «общаются» с сетью больше 3—5 лет и привыкли к возможностям Интернета.
  • Привычка выбирать онлайн. Использование Интернета для поиска и анализа информации о будущей покупке является переходным этапом к совершению покупок в сети. Привычка выбирать и оценивать товар онлайн уже появилась. Так, жители Украины гораздо интенсивнее изучают товар перед покупкой, используя поисковики (56—60 %), чем европейцы (33–41 %) или американцы (28 %).
  • Способы оплаты интернет-покупок. Сейчас 85 % покупок в Украине оплачиваются наличными при получении, а это отражается на повышенных логистических издержках продавцов, а также непосредственно указывает на недоверие покупателей.
  • Взаимосвязь рынков рекламы и e-commerce. В Украине рекламный рынок относительно рынка e-commerce развит недостаточно. Рекламный рынок зависит от рынка интернет-торговли: повышенная отдача от рекламы в виде продаж провоцирует увеличение бюджетов рекламодателей в сети, что приводит к увеличению рекламного рынка.

Тенденции к увеличению есть, но если оценить темпы развития основных сегментов за последние годы и учесть экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, то мнения многих по поводу дальнейшего развития расходятся. Одни эксперты говорят, что это поспособствует развитию, так как в Интернете цены дешевле, а экономия сейчас превыше всего. А другие предполагают, что при сохранившемся темпе роста среднего чека и количества заказов в основных категориях товаров рынок электронной коммерции до конца 2015 года упадет примерно на 45 % в долларах относительно прошедшего года и вырастет в гривне примерно на 25 %, а на уровень 2013 года рынок выйдет в середине 2018 года, если все стабилизируется.

Что же покупают в мире онлайн?

В общемировом рейтинге на первых местах такие товары, как электронные книги, музыка и диски (53 %), бытовая техника (46 %), спортивные товары и одежда (40—42 %), обувь и одежда (37—39 %), товары для дома (38 %).

В Украине и в России контроль за авторским правом пока не настолько силён, поэтому множество книг и музыкальных композиций находится в свободном доступе, и люди не видят смысла в их покупке. Наши покупатели больше всего покупают электронику, бытовую и компьютерную технику (38 %), одежду и обувь (14 %), автозапчасти (10 %), товары для дома и мебель (7 %), парфюмерию и косметику (4 %).

В процентном соотношении заметно, что национальный рынок e-commerce проигрывает, но он развивается и на данный момент является очень привлекательной нишей. Такая ситуация объясняется недостаточной вовлеченностью пользователей и высоким уровнем недоверия аудитории, а с этим нужно бороться.

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Раздел: Рекомендации >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги