20 листопада 2012

"Многие украинские ритейлеры заканчивали финансовый год "в ноль"", - Владимир ЛИЗУНОВ (KPMG Ukraine)

"Многие украинские ритейлеры заканчивали финансовый год "в ноль"", - Владимир ЛИЗУНОВ (KPMG Ukraine)

2536

Последние несколько лет рынок розничной торговли продуктами питания Украины развивается опережающими темпами. Все компании, так или иначе относящиеся к нему, задаются вопросами о том, как данная сфера будет развиваться в дальнейшем и какую стратегию развития выбрать для своего предприятия, исходя из трендов. О тенденциях дальнейшего развития современного ритейла в Украине, России и мире,  о причинах развития основных игроков данного рынка, о лучших стратегиях торговых сетей, о факторах, влияющих на украинский ритейл, рассказал корреспонденту TradeMaster® Владимир ЛИЗУНОВ, сертифицированный аналитик, руководитель подразделения корпоративных финансов компании «КПМГ Украина».

 

ТМ: Какие тенденции развития рынка розничной торговли продуктами питания в Украине наблюдаются в 2011-2012гг.?

- Рынок розничной торговли продуктами питания в Украине продолжает развиваться опережающими темпами по сравнению с общей динамикой экономики Украины. Например, один из лидеров рынка - ГК Fozzy Group в 2011 году показала прирост выручки 30% по сравнению с 2010 годом. При этом, рынок остается достаточно фрагментированным. ТОП-5 основных игроков занимают долю рынка около 20%. Основная причина роста современной розничной торговли заключается в том, что она все еще находится на начальной стадии развития. В Украине идет постепенное замещение устаревающего формата торговли – цивилизованным: супермаркетами, гипермаркетами и т.п.

 

ТМ: Чем объясняется прирост выручки ГК Fozzy Group на 30%?

- В первую очередь, экспансией. Поскольку Fozzy Group является мульти-форматным ритейлером, это позволяет компании работать в различных сегментах потребительского рынка, для потребителей с различными предпочтениями и покупательной способностью, что, в свою очередь, дает возможность открывать новые магазины и увеличивать доходность.

 

ТМ: Насколько украинские тенденции развития фуд-ритейла отличаются от мировых?

- Необходимо отметить, что на рынках развивающихся и развитых стран тенденции отличаются. В развитых странах ситуация более стабильная, а, соответственно, и темпы роста ниже. В данном случае, речь идет в меньшей степени о завоевании дополнительных долей рынка, а более – о переделе уже существующих. В развитых странах одни форматы конкурируют с другими. В развивающихся – наоборот, ситуация сходна с Украиной. Она заключается в быстром росте торговых сетей и замещении нецивилизованных форматов торговли современными.

Тенденции в России схожи с украинскими, но опережают их на несколько лет. Один из российских лидеров рынка розничной торговли, сеть магазинов «Магнит», также увеличил оборот за период на 30%. Объемы оборотов и количество магазинов российского ритейлера значительно больше, но, тем не менее, темпы развития схожи. В России долгое время две крупные ритейл-компании (Х5 Retail Group и «Магнит»), вели негласную конкурентную борьбу. X5 является мультиформатным ритейлером, «Магнит» развивает только один формат - «магазин у дома». Сейчас с огромным счетом в данной борьбе выигрывает сеть «Магнит».

 

ТМ: Что, по Вашему мнению способствовало успеху «Магнита»?

- Причина такого роста, в первую очередь, стратегическая. Дело в том, что X5 развивалась во многом за счет поглощения. Изначально произошло слияние крупных сетей, потом совершались покупки более мелких компаний. Рост за счет поглощения – более быстрый, но, с другой стороны, необходимо прилагать много усилий для улучшения эффективности: сети с различными системами управления и логистикой нужно приводить к единому стандарту. В то время как «Магнит» выбрал органичную, но быструю стратегию развития сети формата «магазин у дома». Его проще развивать, поскольку легче найти правильное расположение торговой точки, открыть и интегрировать в общую систему.

 

ТМ: Какую доходность показал рынок продуктового ритейла Украины в 2011-2012гг.?

- Многие украинские компании заканчивали финансовый год «в ноль» или даже с большим минусом по чистой прибыли, а некоторые иностранные компании имели небольшой прирост чистой прибыли.

 

ТМ: Какие внутренние факторы влияют на развитие украинских ритейлеров?

- Основным фактором, влияющим на развитие рынка розничной торговли, является незрелость рынка, в результате чего происходит замещение форматов. Поскольку растет благосостояние населения, потребители предпочитают формы современной торговли.

Ритейл-бизнес – это, в первую очередь, выбор оптимального расположения магазина. При этом, важно учитывать следующие факторы: во-первых, покупательская способность потребителей в районе расположения магазина, во-вторых, потенциальная частота совершения покупок в магазине.

Исходя из этого, происходит выбор форматов, который должен «вписываться» в общую стратегию развития компании.

Сети с различными стратегиями и форматами могут быть одинаково успешными, если учитывают основные факторы. Например, сети гипермаркетов такие, как Auchan и Metro Cash&Carry, успешны каждая в своем сегменте – как в России, так и в Украине. Это одни из немногих иностранных ритейлеров, которые успешно развиваются в данных странах. Но, тем не менее, в Украине лидируют компании, которые развиваются в разных форматах.

 

ТМ: По-вашему, какая стратегия является более перспективной: моно-форматная или мульти-форматная?

- С точки зрения долгосрочной стратегии, форматы гипермаркетов и дискаунтеров – предпочтительнее, поскольку идет вторая волна кризиса. Например, если судить по России, как ближайшему аналогу, лучшая стратегия, которая доказала свою эффективность – это моно-форматная сеть «Магнит». На украинском рынке лидирует мульти-форматный ритейлер Fozzy Group. Но одним из самых сильных его конкурентов является компания «АТБ-маркет», которая сохраняет моно-форматность. Данная ситуация повторяет сложившуюся в России между компаниями X5 и «Магнит».

 

Автор: Рыжкина Инна

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

Раздел: Рекомендації >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*