25 травня 2018

Проблемы АПК Украины: Новые стандарты. Что будет с рынком молока?

Проблемы АПК Украины: Новые стандарты. Что будет с рынком молока?

8927

15 мая 2018 компания TradeMasterGroup посетила  совещание Комитета предпринимателей агропромышленного комплекса при Торгово-промышленной палате Украины. Задачей встречи стало рассмотрение вопроса о модернизации государственного администрирования в сфере производства продуктов питания.

Мероприятие собрало представителей аграрно-промышленного комплекса и органов государственной власти, в частности с Министерства  аграрной политики и продовольствия Украины.

Стоит отметить, что Торгово-промышленная палата Украины – одна из самых эффективных и активных украинских организаций, создана для повышения конкурентоспособности предпринимательства и поддержания благоприятной среды для него на региональном, национальном и международном уровнях.  Работа ТПП базируется на принципах независимости, доверия, патриотизма, социальной ответственности, стабильности и системности, а также уникальности. Правовой основой деятельности ТПП является Закон Украины «О Торгово-промышленных палатах в Украине».

Пищевая промышленность является стратегической отраслью государства и показателем стабильности в социуме. Эта отрасль не только обеспечивает продовольствием страну, она также цениться и за рубежом. Так, внешнеторговое сальдо приравнивается сумме почти в 250 миллионов долларов в положительном ключе.  Несмотря на всю значимость и преуспевание пищевой промышленности в Украине, остается также много и проблемных моментов, которые оговаривались на заседании Комитета АПК, в частности. Так, члены комитета единогласно считают, что такие неотъемлемые составляющие развития пищевой промышленности, как безвредность, новаторство, уменьшение количества потерь продовольствия и его отходов, нуждаются в более пристальном внимании и содействии органов государственной власти.

Мы поставили себе задачу более детально исследовать ситуацию с рынком молочных продуктов в стране. За помощью я обратилась к члену комитета, руководителю Национальной ассоциации молочников Украины «Укрмолпром» - Бондаренко Василию Марковичу.  Ему было поставилено несколько актуальных на сегодняшний день вопросов, которые беспокоят множество украинцев.

- Василий Маркович, как Вы относитесь к введению европейских стандартов качества молочной продукции, которые предусматривают запрет на доступ молока «второго сорта» на полки магазинов и, в частности, на заводы?

- Неоднозначно. Такие правила вводятся во всех странах ЕС и для этого отведен специальный переходной период. В разных странах он может длиться по разному, кому-то нужно 2 года, а кому и 10-ти не хватит. Но установлен лимит – до 2022 «свыкнутся» с новыми стандартами.  Украине сложно так резко и радикально перейти к новым стандартам, мы не готовы. Поэтому я категорически отстаивал перед Министерством  аграрной политики и продовольствия Украины отсрочку на исполнения требований ЕС.  Такие резкие нововведения являются абсолютно необоснованными. Нельзя говорить о том, что все частные молочники не придерживаются гигиенических норм. Да, есть грубые их нарушители. Но мы  уверены, что большая часть селян продают натуральный продукт.  У населения всего более 1 миллиона коров, когда в фермерских хозяйствах всего 440 тысяч.

Мы не можем сейчас запретить населению сел продавать молоко, ведь производство остановится.

- Что делать жителям сел, которые «жили» за счет таких продаж?

Пока наладить санитарные условия выдойки коров.  17 мая состоялось заседание Технического комитета 140 "Молоко, мясо и продукты их переработки" по рассмотрению и согласованию окончательной редакции проекта ДСТУ 3662: 2018 "Молоко-сырье коровье. Технические условия", где было принято решение об отсрочке внедрения санитарно-гигиенических стандартов ЕС до 2020 года. За это время предусматривается активное строительство ферм и организацию кооперативов по производству молока. Также планируется обеспечить селян хотя бы бюджетными доильными аппаратами и контролировать санитарные условия такой дойки.

- Какой прогноз Вы даете повышению цен в связи с нововведениями и как Вы считаете можно минимизировать это повышение?

Мы уже и так переплачиваем. Покупая молоко, потребитель платит за полноценные жир и белок.  Если сравнивать с европейскими и американскими  стандартами, то там за аналогичную цену покупатель получает молоко с количеством белка от 3,3%  и жира от 4%, то у нас этот показатель 2,8% и 3% соответственно.

Пока обещается, что колоссального роста цен не произойдет. Реформирование пока в процессе, и у нас есть ещё время. Пока что-то сложно утверждать относительно ценовой политики.

- Как Вы оцениваете практическое применение в Украине положений закона  о запрете использовать названия молочных продуктов  в продукции, содержащей жиры немолочного происхождения?  Поддерживаете ли Вы принятие законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О молоке и молочных продуктах», предусматривающим введение специальной маркировки для молочных продуктов?

Ну что сказать, уже закону про молоко (ред – Закону Украины «О молоке и молочных продуктах) четырнадцать лет, а норме об наименовании молочной продукции – восемь. Уже очень давно рассматривается вопрос о том, что бы размещать продукцию, содержащую жиры немолочного происхождения в отдельном отсеке или прилавке. В Европе и Америке такие продукты называются «аналогами». У нас тоже их называют немного иначе, нежели натуральный продукт, это,  к примеру, «сметанка, сырный продукт, спред или маргарин».  То есть, эта норма действует, хотя и не полностью.  И специальная маркировка должна быть обязательна. Полностью искоренить молокосодержащие продукты нельзя. Но также нельзя вводить потребителей в заблуждение. Если на упаковке будет прямо написано, что продукт содержит жиры немолочного происхождения, покупатель будет осведомлен и будет делать  выбор самостоятельно: брать или не брать.  Просто кому-то подходит и такая продукция  связи с её дешевизной или ещё какими-то свойствами, поэтому будет не целесообразным запретить такие продукты вовсе.

- Вопрос невероятно актуален, поскольку, граждане неоднократно сталкивались с тем, что на прилавках массово продаются именно творожные массы, сметанные продукты и т.д., называя себя при этом «творог сыр кисломолочный» соответственно. А цена на них в среднем от 30 грн до 45 грн за килограмм, что уже является подозрительным для натурального продукта.  Имеют ли право реализаторы называть творожный продукт «творогом»?

Конечно же, нет. Это прямо предписано в законе. И как я уже говорил, предусматривается введение положений, что такие продукты должны лежать отдельно и иметь другую маркировку. Над этим сейчас работаем.

- Проанализировав положения вышеуказанного Закона -  не имеют права? Как тогда с этим бороться?  Какие меры, по Вашему мнению, можно применять в случае, если отказываются показывать документ на «творог»?

Вообще согласно законодательству, все необходимые документы, позволяющие торговлю должны находиться на точке продажи постоянно. Но, к сожалению, действительно, сколько уже потребителей спрашивали документ, им отказывали, находя разные отговорки.  Если Вам упрямо отказывают предоставить документацию на продукты, её состав, а у Вас есть обоснованные сомнения относительно её качества, Вы можете обратиться в  Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, написав жалобу надлежащего образца. Там же можно сдать продукт на анализ, но я не уверен относительно стоимости. Если Вы жалуетесь и это весьма обосновано, то лабораторный анализ должны сделать за государственный счет. Если ради своего интереса, то такая экспертиза будет платная. В случае, если продукция не соответствует стандартам качества или, как в данном случае, обнаружен немолочный жир в продукте, который позиционирует себя как натуральный молочный – следуют существенные штрафные санкции.

- Ваши обобщенные рекомендации, как не купить подделанную молочную продукцию.

К сожалению, проверить количество немолочной составляющей в молочных продуктах самостоятельно достаточно сложно. Если это, к примеру, не настоящее сливочное масло, оно не затвердеет в холодильнике. Творог же будет не естественного желтого цвета, с жирным привкусом на языке. Также, если творог через несколько часов стояния на прилавке или вне холодильника обветрится и создаст желтый налет сверху – там есть растительные жиры, а также после нескольких дней после изготовления такой творог не отдает кислинкой, в отличие от натурального кисломолочного творога.

Спасибо Василию Марковичу за информативный диалог, но также несколько слов о личном опыте.

Уже несколько лет прилавки столичных рынков предлагают потребителям под названием «творог» некий продукт, который  стоит в пределах 30-40 гривен за килограмм. Сразу приходит мысль в голову, что если коровье пастеризованное молоко стоит сейчас 20 гривен за литр, то как творог может стоить так мало.  На неоднократные просьбы предоставить соответствующую документацию, подтверждающую состав и натуральность молочных продуктов, продавцы в лучшем случае игнорировали, в худшем грубили.  Очень не хотелось обращаться с жалобами к государственным органам, но, как показывает практика, другого выхода «побороть молочную мафию» на рынках нет. Ведь наше здоровье и безопасность в наших руках. Потребители имеют право знать всю информацию о продукте. Это регламентирует не только Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О защите прав потребителей», но и Конституция Украины совместно с международными нормативно-правовыми актами, которые провозглашают человека, его жизнь и здоровье наивысшей ценностью. А поскольку Украина называет себя правовым государством и претендует на полноценное членство в Европейском Союзе, задачей органов государственной власти – это защита прав людей, в частности, и потребителей. Сделав информацию о продукции прозрачной и открытой, власть совершает значительный шаг к воплощению своего призвания – реализация и гарантия прав человека. 

Читайте также: Экспорт-импорт: украинские продукты питания на рынках мира

Не пропустите главное событие месяца! 

 

ЗАРЕГИСТИРОВАТЬСЯ

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Ринки Food >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*