11 березня 2016

В ритейле все уже давно придумано, просто нужно выбрать подходящий для себя инструмент, - Игорь Гарбарук

В ритейле все уже давно придумано, просто нужно выбрать подходящий для себя инструмент, - Игорь Гарбарук

2652

Эксперт в сфере ритейла, экс-директор департамента развития торговли Минэкономразвития Игорь ГАРБАРУК выступил не только модератором Конференции «Shop&FashionMaster-2016: Уникальные решения увеличения продаж с 1 кв. м», которая прошла 4 марта 2016 г в Киеве, но и с собственной презентацией «Розничная торговля – ключевой индикатор стабильности экономики страны», где описал текущую ситуацию на этом рынке в Украине и в мире.

Он рассказал, что в списке самых богатых людей мира по версии журнала Forbes одно из лидирующих мест с показателем $67 млрд. занимает представитель ритейла – Амансио Ортега, создатель и собственник компании Zara.

Согласно данных рейтинга компании Deloitte, 250 крупнейших мировых ритейлеров показали оборот в $4,3 трлн. Первое место по объему оборота занимает компания Wal-Mart ($476.3 млрд.). «Ритейл – этот тот бизнес, который позволит всегда зарабатывать деньги», - пояснил Игорь Гарбарук.

Касательно Украины эксперт предлагает рассматривать ситуацию до 2013 года, сейчас и в будущем. «Сфера внутренней торговли, безусловно, хорошо развивалась. В 2011-2012 гг. показатель прироста объема розничного товарооборота был на уровне 15%. Мы надеялись, что в 2013-м будет 16% и выше. Но этого не случилось (в 2013-м прирост был на уровне 8,7%). В 2014 году было уже падение розничного товарооборота на 8,6%, а оптового – на 15%. По итогам января-июля 2014 года произошла «точка невозврата» (показатели товарооборота ушли в «минус»). В 2014-2015 гг падение продолжилось – -12,2% в оптовой и -20,7% в розничной торговле. Самое большое падение в 2015 году произошло по итогам января-апреля, и в том же апреле месяце имел место самый большой скачок цен. Эти события между собой связаны», - рассказал Игорь Гарбарук.

Как отметил эксперт, наибольшее падение розничного товарооборота в 2015 было в Донецкой и Луганской областях (33,2% и 27,5% соответственно). А в 2014 году только Ровенская и Черновицкая области смогли минимально превысить объем розничной торговли предыдущего года (по итогам 2015 года у всех регионов «минус»).

Относительно прямых иностранных инвестиций в отрасль эксперт подчеркнул, что торговля традиционно шла на третьем месте после строительства и финансового сектора. «Если говорить о физическом росте инвестиций в торговлю, то в 2010-2011 гг был прирост в $430 млн, в 2012 году – $810 млн, а в 2013-м – $1,55 млрд. В 2014 году уже было отмечено падение на $430 млн», - подчеркнул Игорь Гарбарук.

В целом, перспективы украинской экономики пока туманны, а сама страна имеет одни из худших сравнительных показателей в мировых и европейских рейтингах. По данным Misery Index-2015 («Индекс несчастья») компании Bloomberg, Украина заняла второе место в мире после Венесуэлы. В 2016 году наша страна может передвинуться на 5-е место. Согласно исследования Global Wealth Report (2015), Украина заняла первое место по уровню падения реальных доходов (около 41%). В общемировом ВВП Украина формирует только 0,17% от общего показателя. Удельный вес расходов на продукты питания в Украине находится на уровне 57%, тогда как в среднем в ЕС – всего 12%.

Неутешительны и внутренние экономические показатели: уровень инфляции повысился на 43,3%, более чем на 40% выросла задолженность по зарплатам и т.д. Основные причины роста потребительских цен (данные Госстата за январь-2016 к январю-2015): услуги ЖКХ (в 2 раза), продукты питания (38,1%) и одежда и обувь (31,5%).

В целом, Игорь Гарбарук выделил такие изменения потребительского поведения покупателя в условиях кризиса:
- покупает только ограниченный минимум продуктов;
- уменьшает свой средний чек за счет приобретения более дешевых товаров;
- сокращает количество приобретенных SKU и их потребление;
- отказывается от приобретения качественных товаров и переходит на менее качественные, но значительно более дешевые товары;
- «измельчает» свою покупку между несколькими торговыми операторами - желая приобрести большее количество акционных товаров с минимальной наценкой.

Изменение потребительского поведения приводит к видоизменению стратегий украинских ритейлеров, среди которых эксперт назвал такие.

1. Политика низких цен (деятельность всех операторов в условиях минимальной рентабельности; усиление конкуренции в эконом-сегменте и банкротство небольших операторов; растущие кредитные обязательства; увеличение сроков оплаты и дебиторской задолженности; необходимость постоянной оптимизации и сокращения расходов; снижение качества; падение продаж).

2. Стратегия лидерства по затратам (низкие закупочные цены от поставщиков; максимально снижена стоимость аренды от собственника помещения; экономия на складских и офисных расходах; минимизация затрат на продвижение; снижение до предельно минимального уровня оплаты труда персонала и сервисных служб).

«Политика низких цен – это когда ритейлер загоняет себя в демпинг и думает, как протянуть еще некоторое время. Стратегию лидерства по затратам могут позволить себе только крупные компании – лидеры рынка, которые могут диктовать свои условия», – пояснил эксперт.

В качестве примера успешной стратегии он привел пример бизнес-модели компании Zara:
- актуальность, скорость и полный контроль на всех этапах (от поиска идей к продаже в магазинах);
- от разработки дизайна до появления вещи в магазине в среднем проходит 10 дней;
- ежедневно создаются минимум 3 новые модели и выкройки, а товары в магазинах обновляются каждые 2 недели;
- доставка на склады происходит в течение: 48 часов – в Азию и Южную Америку и 24 часов – в США и Европу;
- на продвижение компания тратит не более 0,3% от выручки.

«На основе своего опыта я считаю, что самым лучшим инструментом для ритейлера являются его торговые пространства и полки. Если там все организовано правильно, то деньги на рекламу тратить не надо. В 80% случаях решение о приобретении товара принимается непосредственно в точке продаж. В ритейле все уже давно придумано, просто нужно выбрать подходящий для себя инструмент», - резюмировал Игорь Гарбарук.

 

Инициатор и профессиональный организатор Конференции – B2B Медиа-группа TradeMasterGroup (www.TradeMaster.UA).
За помощь в организации мероприятия мы благодарим наших партнеров:
- IT-партнер конференции: «Скайлайн Софтвер» (оператор программ «1С» в Украине).
- обучающий Партнер – Retail Studio GT (занимается комплексным развитием магазинов и обучением персонала почти 10 лет).
- полиграфический Партнер - Всеукраинская сеть типографий «Вольф».
- Партнер кофе-брейка – JURA  – кофемашины, которые созданы, чтобы удовлетворять самым притязательным вкусам.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*