Инновации как способ повышения эффективности производственного бизнеса. Опыт "Концерн Фреш Ап"
О последних разработках в области совершенствования и оптимизации производственных бизнес-процессов, и о том, как компании удается бороться с препятствиями на этом пути – рассказала Елена ГЛОТОВА, Директор производственного департамента ПАО «Концерн Фреш Ап» (в рамках конференции «TechnologyMaster-2014», организованной В2В Медиа-группой TradeMaster® Group (TradeMaster.UA)).
Концерн «Фреш Ап» - предприятие по выпуску товаров бытовой химии, косметики и продуктов по уходу за полостью рта под торговыми марками заказчиков. Производственный бизнес – это не единственный бизнес собственника, большая часть заводских помещений сдается в аренду. Именно поэтому перед руководством производственного департамента были поставлены очень жесткие условия, касающиеся полной автономии, как следствие существует постоянная необходимость пересмотра абсолютно всех издержек и расходов.
Вся инновационная деятельность компании «Концерн Фреш Ап» направлена на повышение эффективности. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер, основоположник теории инноваций, выделил пять типичных изменений:
- освоение новых рынков сбыта;
- изготовление продукции с новыми свойствами;
- использование нового источника сырья;
- внедрение нового метода (способа) производства;
- проведение соответствующей реорганизации производства.
Именно эти типичные изменения и произошли в производственном департаменте «Концерна «Фреш Ап».
Освоение новых рынков сбыта
В случае «Фреш Ап» новыми рынками сбыта можно считать изготовление продукции private label (собственные торговые марки) для крупных розничных сетей.
Изготовление продукции с новыми свойствами
Создание традиционных продуктов с дополнительными свойствами.
В результате желания сетей получить уникальный СТМ-продукт, производителю приходится постоянно совершенствоваться и изготавливать товары, наделяя их различными, не присущими им ранее свойствами, направленными на устранение конкретной проблемы (антибактериальное, от перхоти и т.д.) Так на рынок вышли средства для интимной гигиены (жидкие мыла, гели, масла), которые пару лет назад еще не были знакомы нашему потребителю, но довольно быстро нашли своего покупателя и уверенно заняли место на полке.
Тактика мимикрии.
В связи с дороговизной рекламных компаний по телевидению и радиовещанию небольшие отечественные производители частенько используют тактику мимикрии при создании новых продуктов. Мимикрия (подражание, маскирование) — выражение для обозначения случаев чрезвычайного внешнего сходства.
Использование нового источника сырья (мониторинг существующего)
В случае «Фреш Ап» – это скорее не использование нового сырья (хотя без этого тоже никуда), а постоянный мониторинг сырьевого рынка для обеспечения справедливой цены на уже используемые сырьевые компоненты. Существует реестр поставщиков, где на каждый ингредиент указано до пяти альтернативных фирм-поставщиков, а так же преимущества или недостатки работы с каждой конкретной фирмой. Естественно, что на формирование подобной базы пошел не один год. Для каждого сырьевого компонента существует внутреннее электронное досье сырья (упаковки), с которым представитель отдела контроля качества производства обязан следить, а потом перепроверить (химически, микробиологически) тот или иной показатель паспорта поставщика сырья.
Внедрение нового метода (способа) производства – экономия ресурсов
Использование отработанной воды после охлаждения продукта в емкости.
Технологический процесс производства косметических кремов и жидких моющих средств предполагает нагревание содержимого реактора до 80С° (для приготовления кремовых эмульсий) и до 60С° (для приготовления жидких моющих средств). Нагревание содержимого реактора происходит посредством подогрева воды в рубашке емкости. Пока идет процесс нагревания в закрытом цикле, наблюдается движение одной и той же воды, а вот процесс охлаждения продукта предполагает подачу холодной водопроводной воды в рубашку реактора. Вследствие охлаждения содержимого емкости холодная вода рубашки гомогенизатора приобретает температуру 50-60С°, а затем обычно сливается в канализацию и заменяется новой порцией холодной воды. Охлаждение уже использованной (нагревшейся) воды и возвращение ее обратно в цикл не эффективно, поскольку предполагает инсталляцию охладительных мощностей, что в свою очередь ведет к дополнительному расходу энергии и инвестициям в охладительные сооружения.
Именно поэтому команда специалистов «Фреш Ап» разработала систему повторного использования теплой воды, включив данную воду в систему отопления помещений. Благодаря этому водно-отопительный цикл цеха использует для отопления не холодную водопроводную воду, а воду со средней температурой 50С°. Так водонагреватель с монтированной мощностью от 25 кВт фактически работает на минимальной мощности и поддерживает оптимальную температуру в помещении в осенне-весенний период.
Внедрение циклического охлаждения тубонаполнительных автоматов.
При использовании всех тубонаполнительных автоматов применяется вода для охлаждения прижимающих губок после запайки тубы. Ранее для этой цели использовалась водопроводная вода, которая после использования сливалась в канализацию. Специалисты «Фреш Ап» предложили монтировать на подходящем месте дополнительный резервуар и все количество воды данного резервуара включить в охлаждающий цикл. Теперь для процесса охлаждения губок используется одно и то же количество воды, без расхода проточной воды. Циркуляция и возврат воды в резервуар осуществляется методом, позволяющим достаточно понизить температуру воды (принцип водоохлаждающих башен) и рационально многократно использовать воду.
Рациональное использование производственного пространства.
Уменьшение и экономичное использование производственных площадей. Замена старых деревянных окон на металлопластиковые, а так же монтаж подвесных потолков, - значительно снизили затраты подразделения на отопление.
Проведение соответствующей реорганизации производства
Посторенние эффективной системы мотивации и стимулирования персонала.
С целью выбора подходящей системы оценки труда, проводились продолжительные исследования и устанавливались наиболее точные параметры производственного процесса. Было промониторино максимальное количество факторов, которые влияют на производительность труда персонала и организацию производственного процесса. Каждая должность рассматривалась как часть общего механизма с целью нахождения оптимального места в данном механизме. В ходе исследования были сделаны хронометрические замеры с целью определения времени на осуществление каждой отдельной операции (этикеровка флакона, наполнение тубы, закрутка крышки и т.д.). Рассматривались как возможности каждого конкретного работника, так и способность целой команды к исполнению определенного количества операций.
Установление справедливой и эффективной системы оплаты. Цель каждого работника – получение максимального вознаграждения за осуществление определенной трудовой деятельности. Через контроль каждой минуты рабочего дня персонала руководитель располагает точной информацией по участию каждого работника в производственном процессе (сдача сменной, суточной выработки каждой из бригад). Полученные данные обрабатываются компьютерной программой. Денежная сумма, согласно выпущенной продукции, которая сформировалась из предварительно разработанных расценок на каждый конкретный продукт и каждую конкретную операцию, автоматически распределяется между всеми участниками производственного процесса. Благодаря вышеизложенному, исключается субъективный фактор оценки и распределения денежных средств, а каждый работник получает то, что заработал. Естественно, что необходима периодическая актуализация основных показателей, по которым происходит оценка труда, но это зависит преимущественно от внешних факторов, таких как инфляция, а соответственно и курс национальной валюты.
Построение стратегии социальных пособий, как части оценки труда. В зависимости от финансовых возможностей компании могут утверждаться некоторые формы стимулирования через социальные пособия, как, например, экскурсии, оплата санитарно курортного или другого вида оздоровления и лечения. Это зависит от оценки руководством работы членов коллектива, оценки показателей определенного вклада в успехи компании.
К реорганизации производства возможно так же отнести использование аутсорсинга для некоторых бизнес процессов. Общий принцип аутсорсинга: перепоручать другим то, что они делают лучше и дешевле. Аутсорсинг производства - одно из наиболее динамично развивающихся направлений в современной мировой экономике, представляющее собой элемент стратегии предприятия, при котором оно на длительный срок передает сторонней организации целиком функцию производства отдельных составляющих своей продукции или операции по обеспечению производства, т. е. отдельный бизнес-процесс.
Те направления, которые предприятие «Фреш Ап» решило отдать на аутсорсинг, это:
- транспортное обслуживание;
- импорт сырьевых компонентов;
- производство упаковки (выдув флаконов, картонная упаковка, гофро).
Основные препятствия на пути повышения эффективности производственного бизнеса
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства (совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств) в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации.
На компании это отразилось сужением сырьевого рынка. Если ранее один сырьевой компонент мог закупаться у 5-10 поставщиков, то за крайние 3 года большинство из них перестали работать, рынок очень сузился. Особенно сократился выбор среди отечественных поставщиков сырья.
Для продукции компании характерно следующее ценообразование на протяжении 10 лет:
Наименование затрат
Процент |
% |
Сырье |
36 |
Упаковка |
42 |
Производственные расходы и контроль качества |
15 |
Транспорт |
4 |
Рентабельность |
4 |
ИТОГО |
100 |
Самые стрессовые ситуации компания переживает в период валютных колебаний. Есть период, за который заказчики готовы пересмотреть цены - чтобы его пережить мы увеличили свои складские запасы в 2 раза.
В ближайшей перспективе усилия компании сконцентрированы на поиске торговых партнеров. Сети, расположенные на территории Украины не покрывают всех возможностей. Мы готовы производить, наши площади позволяют расширяться. Потенциал есть, главное чтобы было кому это реализовывать.
***
В современных условиях повышение эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых рынках, новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.
Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка - создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.
Текст: Анастасия РУБАНОВИЧ
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
ФОТОРЕПОРТАЖ «TechnologyMaster-2014»
Итоги "TechnologyMaster-2014": практические решения по усовершенствованию производственного бизнеса
Раздел: Інновації у виробництві >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар