20 октября 2014

Особенности внедрения системы "Бережливое производство"

Особенности внедрения системы "Бережливое производство"

1570

«Технология LEAN (бережливого производства) – это непрерывный поток создания ценности», - отметил Степан СЛЕПЦОВ, директор компании «Бюро Бизнес Инжиниринга», в рамках доклада на конференции TechnologyMaster-2014.  

По словам г-на СЛЕПЦОВА, сформировав бизнес-модель компании, достаточно легко построить план реализации. Бизнес-модель позволяет сформировать виденье развития компании, которое можно разделить со своей командой. И благодаря этому возможно увидеть, кто не разделяет его и не видит себя в этом бизнесе в дальнейшем.

Формирование модели LEAN включает определение модели поставок бережливого производства, видов потерь, инструментов устранения потерь. Философия LEAN нацелена на то, чтобы реализовывать сложные вещи на производстве самыми простыми методами.

Виды деятельности внутри бизнеса компании делятся на создающие и несоздающие ценности. В число операций, несоздающих ценность, входят необходимые операции и потери, от которых важно избавляться. Cовершенствование производства - это поток создания ценности. Он включает все действия - как создающие ценность, так и не создающие ценности, которые позволяют продукту пройти все процессы от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки.

Концепция потока подразумевает то, что:

  • Любая деятельность может быть преобразована в поток;
  • Только в потоке можно добиться наивысшей эффективности производства;
  • В потоке видны все издержки и потери.

 

Типичными видами потерь (или операций без добавления ценности) являются перепроизводство, ожидание, дефекты и переделки, передвижения, транспортировка, запасы, обработка сверхнеобходимого.

  1. Перепроизводство – потери от избытков продукции или продукции произведенной досрочно.
  2. Ожидание – потери от времени простоя работников, информации или продукции, что приводит к ухудшению потока и увеличивают сроки.
  3. Дефекты и Переделки – потери от ошибок в документах, проблем качества продукции, или плохой работы поставщиков.
  4. Передвижения – потери от неправильной организации процессов.
  5. Транспортировка – потери, связанные с излишним движением людей, информации, материалов или продукции, увеличивающие время, отходы, усилия и затраты.
  6. Запасы – потери от накопленных излишков, неправильной организации хранения.
  7. Обработка сверх необходимого – потери, связанные с чрезмерной обработкой, использования неподходящих инструментов, сложных методов и технологий там, где можно использовать более простые.

 

Следует отметить, что ряд потерь для пакетного типа обработки являются критичными, способными привести к особенно крупным потерям, например, потери, связанные с дефектами. Как правило, дефекты проявляются в целом пакете, и продукция переделке не подлежит. Потери ожидания также распространяются на весь пакет и, часто, не могут быть сокращены в силу непреодолимых условий.

 

Среди инструментов устранения потерь по принципам бережливого производства эксперт назвал следующие:

1. Карты  потока ценности. Используются для создания карт физических и информационных потоков на предприятии и в цепочке поставок. Существует 4 вида потоков: операции, добавляющие стоимость и которые клиент готов оплатить; транспортировки, внутрицеховые и между площадками; инспекции проверки качества и количества продукции или информации; ожидания следующего этапа обработки продукции или информации. Инструмент показывает потери, связанные с нарушениями обработки, чрезмерными транспортировками, ожиданиями и ненужными перемещениями.

2. Матрица отклика цепочки поставок. Инструмент используется для оценки уровня запасов и сроков в цепи поставок необходимых для поддержания заданного уровня обслуживания клиентов.

3. Воронка вариативности производства. Визуальный метод формирует карту числа вариантов продукции на каждом этапе производственного процесса, позволяет определять места размещения резервов (буферных запасов).

4. Карта фильтрации качества. Показывает три различных типа дефектов качества (продукт, отходы, услуг) в потоке создания ценности.

5. Мультипликатор вариабельности спроса. Карта изменения размеров пакетов продукта на различных этапах производства.

6. Профиль формирования ценности. Карта показывает формирование ценности и стоимости в потоке.

7. Спагетти диаграмма. Карта перемещений в рамках производственного цеха в процессе работы.

 

Для успешного внедрения системы LEAN важен комплексный подход. Оптимизация цепочки поставок по принципам LEAN зависит от синхронизации всего процесса производства. В рамках такой модели компании-партнеры занимают проактивную роль по отношению к своим поставщикам, добиваясь от них развития производства (или услуг).

 

Для правильно выстроенной модели LEAN свойственны следующие характеристики:

  1. Природа конкуренции. Конкуренция осуществляется не между продуктами, а между цепочками поставок. Концентрация на общей конкурентоспособности потока создания ценности. Отсутствие конкуренции внутри цепи поставок, партнерство.
  2. Принципы выбора поставщиков (партнеров). Долгосрочные, часто пожизненные, отношения. Закупки основаны на максимизации выгоды всей сети. Количество поставщиков невелико и очень стабильно.
  3. Структура предложения. OEM – фирма разработавшая дизайн является лидером.
  4. Роль поставщиков. Проактивный подход к повышению конкурентоспособности всей цепочки поставок. Поставщик является лидером технологии в своей области.
  5. Развитие поставщиков. Высокий уровень координации на каждом уровне структуры поставок. Поставщики в пределах потока создания ценности рассматриваются как единая группа. Клиенты прилагают максимальные усилия для развития своих поставщиков. «Потери» должны устраняются по всему потоку создания ценности постоянно.
  6. Обмен данными и взаимодействие. Полная «прозрачность» в цепи: затраты, производительность и т.д.
  7. Принципы производства (синхронизация мощностей).

 

При внедрении системы бережливого производства на уровне руководства важен системный подход в основных направлениях: разработка стратегии; вовлечение персонала, инструменты оценки потока, построение системы планирования. На уровне нижестоящего управления - внедрение 5S(система организации и рационализации рабочего места – ред.), а также решение проблем и задач, поставленных менеджментом.

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Текст: Инна РЫЖКИНА

 

ФОТОРЕПОРТАЖ «TechnologyMaster-2014»

Итоги Итоги "TechnologyMaster-2014": практические решения по усовершенствованию производственного бизнеса

3 октября 2014г. в Киеве при участии более 80 экспертов по усовершенствованию производственного Бизнеса – состоялась 4-я ежегодная встреча на уникальной практической площадке – конференции "TechnologyMaster-2014" от В2В Медиа-группы TradeMaster® Group (TradeMaster.UA)

 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*