28 серпня 2014

FOOD-РИТЕЙЛ ПОД МИКРОСКОПОМ

FOOD-РИТЕЙЛ ПОД МИКРОСКОПОМ

2392

Редакция TradeMaster® продолжает следить за ключевыми изменениями и тенденциями развития украинского ритейла. Лето-2014 богато на небезызвестные экономические и политические события. Как развивается розница в нынешних условиях и насколько активен украинский потребитель – далее в нашем обзоре.

 

ДИНАМИКА В ЦИФРАХ

Розничный товарооборот демонстрирует положительный прирост. В июне 2014г. объем оборота розничной торговли увеличился на 2,8%. По данным Государственной службы статистики, тройку лидеров по динамике прироста розничного ТО составили: г. Киев – 11,5% (8540,5 млн. грн.), Донецкая область – 9,5% (7035,0 млн. грн.), Днепропетровская область – 8,5% (6340,1 млн. грн.). По данным исследования* редакции TradeMaster®, в регионах с наиболее высоким товарооборотом активны следующие ритейлеры:

 

КИЕВ

ТТ

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛ.

ТТ

ДОНЕЦКАЯ ОБЛ.

ТТ

ГК Fozzy Group

(«Сільпо», «Фора», Fozzy C&C)

166

«АТБ-маркет»

183

«АТБ-маркет»

157

«АТБ-маркет»

57

Varus

38

«Брусничка»

61

«ЭКО маркет»

32

«Сільпо»

22

«Аверс», «Батон», «Репка» (локальные сети, создавшие ассоциацию)

60

* Данные ТМ на 20 апреля 2014г., основаны на данных карты магазинов на официальных сайтах ритейлеров

 

Суммарно в указанных регионах действует 1134 торговых объекта: Киев – 462, Донецкая область – 369, Днепропетровская область – 303 (на 20 апреля 2014г.).

Наименьшую динамику роста розничного товарооборота продемонстрировали: Сумская область – 1,9% (1399,3 млн. грн.) с количеством ТТ современной розницы – 46, Кировоградская область – 1,8% (1358,4 млн. грн.) с 67 ТТ, Черновицкая область – 1,7% (1281,1 млн. грн.) с 19 ТТ.  

Улучшились за аналогичный период и потребительские настроения, достигнув самого высокого уровня с января текущего года. Согласно данным исследования GfK Ukraine, по сопоставимой с предыдущими волнами выборке (возраст 16-59) индекс потребительских настроений (ИПН) составил 68,4. В связи с улучшением краткосрочных экономических ожиданий граждан, ИПН вырос на 7,7 пункта по сравнению с апрелем 2014г. Как следствие, положительную динамику демонстрируют индекс ожидаемых изменений личного материального положения и индекс целесообразности делать крупные закупки. Как показывают наблюдения GfK Ukraine, потребительские настроения в июне улучшились во всех регионах, кроме Южного и Восточного.

Что же касается цен, то они неуклонно растут. По итогам первого полугодия 2014г. ценовой рост на потребительском рынке составил 11,6%. В Министерстве экономического развития и торговли Украины по итогам текущего года прогнозируют (с декабря по декабрь)  снижение показателя ВВП на 6%, рост цен – около 19% на потребительском рынке.

 

НОВОСТИ РОЗНИЦЫ

Украинские ритейлеры продолжают расширять количество магазинов, оптимизируя в то же время сети под влиянием сложившейся на локальных рынках ситуации.

Так, в июле выросла сеть супермаркетов  «VARUS», открыв три магазина в Киевском регионе. Двумя новыми торговыми объектами порадовала жителей Харькова сеть «магазинов у дома» «DIGMA», которая на сегодняшний день насчитывает уже 17 маркетов. Второй розничный объект в Харькове открыла сеть супермаркетов «Таврия В» - ведущий игрок food-ритейла Одессы, насчитывающий в Украине 58 ТТ.  На условиях франчайзинга очередным магазином расширил сеть ритейлер «Наш край». Новая ТТ находится в Киевском регионе и работает в формате «магазин у дома».

 

Следуя сложившейся временно сложной ситуации в регионе, Торговая сеть «Брусничка» в начале августа приостановила работу 7 из 76 фрешмаркетов в Донецкой и Луганской областях. Причины очевидны – боевые действия и угроза для жизни покупателей и персонала в  вышеуказанных регионах.

 

«Брусничка» (управляющая компания «Украинский Ритейл») – не единственный розничный оператор, который был вынужден приостановить работу своих ТТ из-за нестабильной ситуации на востоке Украины. Лидер украинского продуктового ритейла по количеству ТТ – «АТБ-маркет» во второй половине июля закрыл свои магазины в Луганске. Руководство луганского филиала называет несколько причин. Первая – проблемы с поставкой товаров: машины либо подвергаются грабежу на блокпостах Луганска, либо их просто не пускают в город. Вторая причина – это кадровый голод. Супермаркеты, находящиеся в зоне боевых действий, лишились практически 70% сотрудников. Часть персонала эвакуировалась из города, а часть уволилась из-за небезопасного передвижения по городу.

 

Отметим, что второй месяц лета для компании «АТБ-маркет», развивающей сеть дискаунтеров «АТБ», ознаменовался также новыми открытиями. 13 июля в столице начал работу новый торговый объект ритейлера. Кроме того, днепропетровский дискаунтер продолжает наращивать мощности в Крыму. Как сообщили в пресс-службе сети, 3 августа в г. Симферополе начал работу новый объект. По данным на 14.07.2014г. количество дискаунтеров «АТБ» на территории Украины составляет 885 ТТ.

 

Донецкий продуктовый ритейлер ТД «Амстор» закрыл один их первых своих киевских супермаркетов в ТЦ «Мармелад». По данным пресс-службы Торгового Дома, магазин был закрыт из-за неудачного месторасположения, но в пользу нового торгового объекта на Оболони, который сейчас готовят к открытию.  В планах ритейлера – расширить сеть до 39 ТТ, открыв 2 новых объекта в г. Киеве и г. Авдеевке.

 

Среди пока еще некрупных ритейлеров также наблюдаются тенденции развития и совершенствования процессов. Сеть магазинов «Два кроки від хати», под управлением Холдинга эмоций «!Fest»,  подключилась к программе лояльности сети Lokal. Как сообщили редакции TradeMaster® в пресс-службе холдинга, теперь  посетители супермаркетов могут накапливать бонусы, которые в компании называют «бофонами» и расплачиваться ими в магазине.

 Уверенно держит курс на развитие компания «Клевер Сторс», управляющая сетью из 19 минимаркетов «7-23» в г. Луцке Волынской области. Как сообщил редакции TradeMaster® коммерческий директор компании Богдан Каразия, в ближайшие 2-3 месяца можно ожидать открытия пяти новых торговых объектов. Уже в августе появится по одному супермаркету в г. Киверцы Волынской области и г. Ровно.

 

Наблюдаются положительные изменения не только в росте торговых объектов, а и в показателях торговли ритейлеров. Так,  в первом полугодии ООО «Фора», развивающее сеть одноименных «магазинов у дома» и входящее в торгово-промышленную группу ГК Fozzy Group, увеличило чистую прибыль до 59,61 млн. грн., а это в 12,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

ОСТОРОЖНО, РОССИЙСКИЙ ПРОДУКТ!

Во Львове вступило в действие постановление от 10.07.2014 г. № 3568 «Про координацію інформаційної діяльності та захист інформаційної безпеки на території м. Львова у 2014-2016 роках», согласно которому ритейлеры обязаны делать на товарах броскую пометку с надписью «Товары из Российской Федерации» с нанесением изображения флага РФ,  а также размещать такой товар на отдельных полках. Как сообщает один из инициаторов проекта, цель постановления – прекратить финансирование страны-оккупанта. В скором времени примеру Львова может последовать и столица Украины. Согласно данным ubr.ua, в комиссии Киеврады по торговле вопрос о маркировании российских товаров находится на стадии обсуждения.

 

Насколько такое новшество может повлиять на товарооборот ритейла, редакции TradeMaster® прокомментировали специалисты локальных сетей:

«Для продуктовой розницы маркировка товаров из РФ не ставит под угрозу объемы товарооборота. Ведь украинский производитель способен полностью удовлетворить запросы покупателей» - отмечает Наталья Яковенко, руководитель отдела маркетинга торговой сети «Барвінок».

 

«Сейчас мы занимаемся оптимизацией товарного ряда. На российские товары сегодня нет спроса. Оставим в ассортименте только жевательные резинки и шоколадные батончики. В Волынской области еще не было постановления о маркировке, но мы не против таких нововведений и с удовольствием их примем» - комментирует ситуацию в минимаркетах «7/23» коммерческий директор Богдан Каразия.

 

 

ПРОГНОЗЫ

Невзирая на нестабильную экономическую ситуацию в стране, во ІІ-м полугодии ритейлеры  не намерены останавливаться в развитии.  Правда, стратегии роста торговых объектов будут пересмотрены. Как сообщает издание «Капитал», по прогнозам исследовательской компании GT Partners Ukraine, до конца 2014 года в Украине на рынке food-ритейла появится максимум 400 сетевых продовольственных магазинов, что на 11,1 % меньше показателей аналогичного периода 2013 года. За последние три года такая ситуация наблюдается впервые.

Процент темпов падения мог быть выше, но положение спасло І-е полугодие, которое для ритейлеров стало сравнительно удачным. За шесть месяцев 2014г. в Украине было открыто 211 сетевых магазинов, из них 144 новых и 67 – сменили вывеску.  По данным GT Partners Ukraine, в январе-июне 2013г. розничные сети открыли 185 торговых точек, из которых новых – 150. Как и в прошлом году, лидером по росту ТТ стал днепропетровский дискаунтер «АТБ-маркет», увеличивший сеть на 50 супермаркетов.

Насколько точен данный прогноз – покажет время, на протяжении которого редакция TradeMaster® будет следить за всеми ключевыми событиями и основными трендами украинского ритейла. 

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Текст: Валентина КОР-ОГЛЫ

Раздел: Закон >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*