15 марта 2017

Защитить бизнес: как это сделать в Украине?

Защитить бизнес: как это сделать в Украине?


Количество рейдерских захватов продолжает расти. Подавляющее большинство нападений проходит успешно для злоумышленников. Одной из причин послужил новый закон и «проевропейская» система регистрации бизнеса. Подробно об этом   шла речь в предыдущей статье «Безопасность предпринимательства: тренды, трудности, решения». Но рейдеры  - не единственная проблема  предпринимателей, живущих  в стране, где  бандитские  привычки 90-ых пытаются  спрятаться  под фантиком псевдоевропейских  принципов. Как же защитить свой бизнес в   среде, где   хорошие новости   скрывают опасный контекст?

Что растет на правовом поле?

Решение многих спорных аспектов находит юридическая поддержка.   Но и на этом поле замечаются свои парадоксы. Как свидетельствуют цифры, количество юридических контор несколько возросло.  Вместе с тем, повысилось число нетрудоустроенных юристов.  Востребованность юридических услуг вполне обоснована.  Как сообщают многие предприниматели, украинское законодательство напоминает сито, нужно знать, как просочиться в его дыры.

"Я не думаю, что у нас в правовом поле есть какие-то глобальные дыры. Вопрос в применении закона.  У нас отсутствует и правовая культура. К сожалению, в нашей стране, хоть ВУЗы выпускают много юристов, много юристов работает в госструктурах: в судах, прокуратурах, правоохранительных органах.  Но, к сожалению, принципы верховенства права для них очень чужды. В связи с тем, что у нас нет комплексного понимания права, юрист берет позицию: если в законе это не прописано, мы этого делать не будем, если что-то четко не урегулировано - значит этого делать нельзя. Хотя, у нас даже в Конституции написано, что все что не запрещено - то разрешено", - в беседе с журналистом TradeMaster.UA комментирует Денис Овчаров, партнер "Практики безопасности бизнеса", адвокат юридической компании "Юскутум"

Чтобы обеспечить качественную правовую защиту, эксперт советует нанять штатного юриста и периодически обращаться к специалистам на аутсорсинге. Причина в том, что сотрудники юридических контор имеют более богатую практику, поскольку каждый день работают с клиентами разного профиля.

Но, не стоит полагаться на помощь посторонних.  Стремясь защитить свой капитал, необходимо также пенять на собственные ресурсы.

Как теперь защитить свой бизнес?

Денис Овчаров, партнер "Практики безопасности бизнеса", адвокат юридической компании "Юскутум", утверждает, что в действительности нет прямой связи между законодательством и рисками, которым подвергается бизнес:

"Проблема в том, что бизнес очень редко продумывает и выстраивает риск-менеджмент своей компании".

Эксперт отмечает, что любое предприятие должно бюджетировать риски в краткосрочной и долгосрочной перспективах. По его словам, в условиях политического, экономического и правоохранительного реформированиях, правовой фактор не является основным при анализе рисков. Причина в том, что большое количество информации пока недоступно для предпринимателей. Ярким примером тому служит Финансовая полиция. Деловому обществу еще не известно, когда появится этот орган, что именно войдет в его полномочия и под какой правовой базой будет урегулирован его механизм. Вместе с тем, будущее налоговой милиции, ее работников и уголовных производств еще четко не предрешено. Денис Овчаров отмечает, что эта проблема касается не законодательной базы, а политического вектора.

"Кроме того, когда мы говорим о безопасности бизнеса, мы должны четко понимать, кто в компании должен заниматься защитой бизнеса,", - продолжает эксперт - "То, что сейчас переживает средний бизнес -это дефицит понимания того, как системно защищать свой бизнес, не просто поставить забор, посадить охранника. Есть внешние риски от регулирующих органов (налоговая инспекция, служба по охране труда, пенсионные фонды, правоохранительные органы). Есть внутренние риски, связанные с организацией бизнес-процессов, с защитой компаний от корпоративного мошенничества, хищения".

По словам Дениса Овчарова, в этих процессах законодательство играет второстепенную роль. Основным фактором служит то, как компания проанализирует свои риски и предотвратит их. Чтобы спрогнозировать угрозы, Денис Овчаров рекомендует изучить историю компании за последние 5 лет. В плоскость исследования должны войти проблемы, начиная от внутрикорпоративного хищения, заканчивая проверками, процессами с внешними контрагентами и судами. Второй частью исследование должна стать аналитика событий на отраслевом рынке, которые случились за последний год. Особенное внимание стоит уделить проблемам, с которыми в этот период сталкивались ваши партнеры, коллеги и конкуренты. Для полноты исследования не сбрасывайте со счетов глобальные проблемы ниши малого, среднего, или крупного бизнеса (в зависимости от типа вашей компании). Важно проследить вектор давления со стороны государства и внутренних факторов. Таким образом удастся разъяснить ситуацию и проследить тенденции, это позволяет создать реальную картину угроз, определить алгоритм и бюджет защиты.

"Современный украинский бизнес очень хаотичный. Начинающему бизнесу до сих пор не свойственны планирование, аналитика, систематизация рисков и защиты бизнеса. Идет точечные действия по защите, грубо говоря - построить забор, посадить охранника, или юриста. Защита компании в первую очередь строится не с законодательства, а с корпоративной политики и корпоративной культуры".

Не для кого не секрет, что часто используют работников правоохранительных органов для давления на компанию. Почву этому создает отсутствие корпоративной культуры. Как говорится, цепляются там, где есть зацепки. Вместе с тем, эксперт отмечает, что построить корпоративную культуру в украинских реалиях весьма непросто.

"Корпоративная культура значит, что, когда ты строишь свою структуру, ты должен открывать свои процессы. Потому что она основана на принципах прозрачности, добросовестности, открытости.  Это подразумевает что зарплату не нужно давать в конверте, есть справедливая система вознаграждения и мотивации. Это масса процессов, которые свидетельствуют, что компания стала на европейский путь развития".

Эксперт отмечает, что в наших реалиях честная прозрачность ощутимо влияет на цену продукции. В результате компания станет неконкурентоспособной на фоне тех, кто играет "по-серому" и продает продукцию дешевле. Компании, которые хотят стать правильными, понимают, что отнюдь не все сразу выведут бизнес из тени, поэтому за открытость им придется заплатить сниженным спросом. Собеседник делится, что после Евромайдана многие предприниматели принципиально перестали заниматься взяточничеством. В результате те, кто продолжили раздавать взятки, смогли быстро наладить свои дела, а честным пришлось испытать сильное давление со стороны. В результате те, кто отказались от "договорняков" снова ушли "под крышу" недобросовестных работников госструктур. Поэтому в обществе появилось мнение, что налоги платят только трусы:

"Вот яркий пример: когда Насиров вручал бизнесменам грамоты за то, что они крупнейшие налогоплательщики, в момент награждения проходили обыски", - вспоминает Денис Овчаров.

Все же, любую проблему можно исправить, пока есть кому это делать.

"Когда у нас все станет на свои места, появится юридическая культура, стабилизируется политическая обстановка в стране, когда бизнес не будут "кошмарить" разными реформами, то бизнесу будет легче спрогнозировать риски, а следовательно - будет легче его защищать и тем самым будет легче работать", - считает эксперт.

Сколько же для этого должно пройти времени! Денис Овчаров считает, что это вопрос общества, а не времени. Вещи станут на свои места, когда социум перестанет ждать и надеяться на политиков. Нужно быть готовым к переменам и творить их.

"Власть не дают, власть берут", - подчеркивает собеседник - "Когда общество возьмет власть не в личных интересах, а в интересах социума, то возможно, будут существенные сдвиги и в правовой культуре, которая закроет многие вопросы".

Эксперт советует ритейлерам и производителям занимать проактивную позицию, а также больше заниматься оперативным системным планированием:

"В нынешних условиях лучше быть операционистом и отслеживать внешние проблемы и угрозы, чем строить глобальные стратегии для бизнеса. Сейчас на это нет времени", - подытоживает Денис Овчаров.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги