15 травня 2017

Спортивный ритейл: прибыльные ниши-2017

Спортивный ритейл: прибыльные ниши-2017

6005

Спортивный ритейл – одна из отраслей украинского бизнеса, которая находится на старте своего развития.  Это позволяет стать на путь прогрессивных инноваций, ведь полки украинских магазинов еще не видели весьма многого. Как же обстоят дела на сегодняшнем рынке спортивных товаров в Украине? Какими тенденциями живет запад?

Продажные тенденции

Обзор рынка сообщает, что сегмент спортивных товаров является фактически пустой нишей. Еще до революции эксперты прогнозировали ежегодный рост на 10%-20%. Но надежда на медленные темпы не оправдались. За последние годы этот сектор рынка значительно просел. В 2015-ом году его упадок превысил 40%, в сравнении с показателями 2014-го года. Нисходящая динамика замедлилась, но продолжилась в прошлом году. Ожидается, что 2017-ый год начнет вести к стабильности, но этот путь будет медленным и долгим.

Покупатели стали реже ходить по магазинам, но прибыль спортивных продавцов снизилась не существенно, или осталась прежней. Причиной оказалось повышение цен. Из числа спортивных товаров самой востребованной категорией служит одежда. Наиболее популярным товаром являются спортивные майки и футболки. Их доля рынка составляет 37%. Спрос на спортивные костюмы насчитывает 29%, на спортивную обувь – 22,5%. Спортивные куртки приобретает всего 1,5% клиентуры, а купальники – 0,5%.

В сегменте спортивной экипировки основные продажи формируют товары для зимних видов спорта. В совокупности, инвентарь для хоккея, беговых и горных лыж, а также для зимнего экстрима составляет 20,7 % продаж. Большим спросом пользуются товары для футбола. Их продажи насчитывают 17,2%. В лидеры продаж также входит инвентарь для художественной гимнастики. Товары для летних видов спорта формирует 13 продаж. Ранее хорошим спросом пользовалась продукция для активного отдыха. Но теперь все меньше украинцев приобретает палатки, матрасы и охотничьи ружья. Небольшой прирост наблюдается в сегменте товаров для рыболовли.

Отдельного внимания стоит продукция для спортивного питания. Сейчас она практически не пользуется спросом, хотя в обществе существует запрос на такие товары.

Значительную часть рынка заняли преимущественно транснациональные компании. В числе лидеров такие компании, как: «Делта-спорт», «Адидас-Украина», «Интератлетика», «Спортмастер», «Vasil» и «Puma-Украина».  Все же, нашлось место для отечественных производителей: «Спорт-зона», «Levit-leather», «Харбел», «Vadzaari», «Крон» и «Спорт обеспечение».  Стоит отметить, что в Украине присутствует только 2 официальных представительства зарубежных производителей: «Adidas» и «Reebok». Остальные бренды реализуются через дистрибьюторские сети.

Доля импорта на рынке весьма велика. Она составляет примерно 75%.  Примечательно, что в сегменте спортивной одежды доля импорта насчитывает 90%. Основными импортерами являются Китай, Тайвань, страны западной Европы и США. За последнее время импорт спортивных товаров в Украину просел почти на 60%. Экспорт украинским производителям не по силам. В сегменте спортивных товаров промышляют преимущественно малые предприятия. Хотя, их возможностей достаточно, чтобы экспортировать в Румынию, Беларусь и страны Западной Европы. В отличие от других производственных секторов, изготовителям спорттоваров не выгодно рассчитывать на торговлю со странами Африки и Азии. В отдельных государствах этих регионов стремительно развивается спортивная индустрия. В прочем, некоторые из развитых стран закупают спортивный инвентарь украинского производства. Ярким примером служит Канада, с которой Украина принялась укреплять и развивать торгово-экономические связи.

В число товаров украинского экспорта не входит одежда. Производители отправляют за рубеж футбольные ворота, волейбольные стойки, баскетбольные щиты и другое оборудование. Некоторые эксперты отмечают, что качество украинских футбольных сеток выше, чем к примеру качество аналогичного товара из Польши.

На внутреннем рынке основная масса сумок, чешек, скакалок и санок производится отечественными компаниями. Достаточно успешно развивается отрасль производства тренажеров и инвентаря для фитнеса. В частности, компании «Интератлетика», «VASIL» и «Вадзарри» стали основными игроками рынка, снабжая общество домашними и уличными тренажерами.

Кто и как покупает?

Чтобы понять какую продукцию, как и через что продавать, нужно разобраться том, кто же и как покупает. Потребителей товаров для спорта можно поделить на три категории:

  • Профессиональные спортсмены;
  • спортсмены-аматоры;
  • проактивная молодежь;

Профессиональный инвентарь и одежда для спорта изготавливаются из высококачественных материалов, что отражается на цене. Поэтому, ее покупателями являются профессиональные спортсмены, посетители дорогих спортивных секций и фитнес-клубов, а также состоятельные приверженцы спорта. Численность этой аудитории составляет 9,2%.  Несмотря на небольшое количество клиентов, именно они формируют важную долю доходов производителей.

Категория спортсменов-аматоров составляет 39%. Самую многочисленную группу формируют приверженцы проактивного образа жизни – 51,8%. Основную часть этой аудитории составляет молодежь.

Стоит отметить, что за последнее время укрепилась тенденция онлайн-покупок. Поскольку цены в интернет-магазинах несколько ниже, чем в офлайн-ритейле, большинство любителей спорта совершают виртуальный шоппинг.

Важную роль играет способ привлечения клиентов. Как показали соцопросы, всего 23,9% респондентов совершают выбор товара, опираясь на рекламу. 35,4% опрошенных следуют рекомендациям родственников и друзей. Основная часть аудитории – 40,7% доверяют только личному опыту. Стоит отметить, что в основном советами родственников и друзей руководствуются люди возрастом до 45-ти лет. 80% из них составляют клиенты 36-45 лет. Люди, возрастом 19-35 лет и старше 45-ти лет предпочитают руководствоваться личным опытом.

Украинские перспективы и западные тренды

Поскольку в контексте украинских производителей рынок пуст, перспективными нишами служат все направления. Особенно актуальным станет производство спортивных сумок и обуви, мячей, лыжного инвентаря, инвентаря для фитнеса и спортивного питания. Следует учесть, что мода на здоровый образ жизни принесла популярность фитнес-клубов. Занятия спортом формируют определённый стиль жизни, который требует конкретного инвентаря, одежды и питания. Импортные товары не по карману украинским потребителям. Поэтому, присутствует острая необходимость в развитии отечественного производства. Но одним из препятствий служит отсутствие качественной сырьевой базы. Пока производители не смогут восполнить этот пробел, им не стоит рассчитывать на прибыльность своего бизнеса. Сырье, закупленное за рубежом, существенно повышает себестоимость. Ирония проблематики заключается в том, что еще с советских времен Украина служит крупным поставщиком сырьевой продукции для западных партнеров.

Совершенствуя свою продукцию, стоит учитывать текущие тенденции запада. Сейчас большое внимание уделяется дизайну спортивной одежды. Ранее она рассматривалась, как униформа, теперь модная составляющая стала принципиальным фактором. Но, беспокоясь о дизайне, не стоит забывать о практичности. Собственно, практичность остается главным ориентиром производителей. Продолжает совершенствоваться комфортность и безопасность спортивной одежды.  Большое внимание уделяется качеству и свойству материалов для пошива. Впечатляющим прорывом стало изобретение немецкой компании «Qmilk».

В основе тканей этого бренда лежит молочный белок, а именно: казеин. Примечательно, что для производства пригоден лишь белок скисшего молока. Произведенная ткань не имеет запаха. По своей текстуре она может сравниться с шелком. Правда, молочная ткань гораздо нежнее, мягче и эластичнее шелка. Она обладает гипоаллергенными качествами, хорошо впитывает влагу, сохраняет нормальную температуру тела и не вызывает потение. Разработчики этого уникального продукта намерены производить стильную одежду для спорта.

Будьте в курсе последних тренов, в этом вам поможет TradeMaster.UA!

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая 

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*