16 декабря 2017

Автоматизация логистики: Опыт компании SAT по внедрению сервисов геолокации

Автоматизация логистики: Опыт компании SAT по внедрению сервисов геолокации

277

Одним из наиболее интересных и полезных выступлений на 18-й Всеукраинской практической конференции "Всеукраинский День Логиста-2017" стал, как показало анкетирование участников, доклад, сделанный представителями Транспортной Компании SAT Дмитрием Беспаловым (руководитель отдела информационных технологий) и Петром Коринецким (специалист по планированию перевозок компании).

Докладчики рассказали о том, как в компании внедрялся сервис геолокации и какие цели были достигнуты с его помощью. Предлагаем Вашему вниманию сокращенный вариант выступления специалистов SAT.

Первым начал выступление Дмитрий Беспалов, рассказавший, что, несмотря на название "Проект геосервисы" это не один проект, а ряд внедрений, которые в компании начаты, но которые, скорее всего, не будут закончены в ближайшее время, так как представляют собой постоянно модернизируемый сотрудниками механизм.

Что стало причиной запуска проекта?

"Если говорить упрощенно про то, как наш клиент видит наши услуги и услуги всех логистов, то это "просто перевезти из точки А в точку Б какой-то груз". Его не интересуют процессы, которые происходят внутри этой перевозки", - поясняет Дмитрий.

В свою очередь, логист в компании понимает, что на самом деле все обстоит сложнее: есть разные точки, есть разные зоны влияния на каждую них, разные зоны ответственности, и этим всем нужно управлять.

 

Именно логисты и управляют этим процессом. Хороший логист "держит в голове" все, что ему нужно для работы – направления, маршруты, перемещения транспорта и т.д. Плохой логист пытается имитировать деятельность, но чаще всего вынужден скрываться от начальства и коллег, или же придумывать оправдание своим неудачным действиям.

Но в любом случае, компания в значительной мере зависит от опыта и знаний логистов.

Поэтому "в какой-то момент мы решили если не отказаться, то существенно уменьшить влияние персонала, начав проект "Геосервисы", - рассказывает Дмитрий Беспалов. — Прежде всего, акцентировали внимание на точках А и Б. И задались целью перевести в координаты все адреса, все населенных пункты".

Начали со справочника населенных пунктов. До этого у компании был собственный справочник, который заполняли разные люди в различные периоды времени. Но работать с ним эффективно не получалось, так как данный документ был наполовину рукописным, содержал большое количество ошибок и неточностей (все-таки, вели его на протяжении 15 лет!)

Задачи, которую поставили перед собой в SAT – добиться того, чтобы справочник населенных пунктов был "привязан к географии", читался на разных языках во избежание появления сложностей, и был обязательно связан с каким-то госорганом, так как в Украине активно проходит процесс декоммунизации, и уследить за всеми обновлениями не всегда представляется возможным.

Из всего, что нашлось в открытом доступе, выбрали организацию КОАТУУ, которая как раз и призвана вести каталог населенных пунктов.

Из справочника КОАТУУ забрали всю государственную архитектуру и все наименования. После этого обратились к картографическим сервисам. Остановились на Google Maps. Одной из причин было то, что у них есть "айпишник" каждого населенного пункта. Кроме того, интегрироваться в Google API можно бесплатно.

После этого все полученные данные объединили в один каталог. В нем для каждого населенного пункта присутствуют все нужные координаты (долгота, широта, placeID), а также все названия на украинском, русском и английском языках. И даже государственное устройство населенного пункта!

Механизм действия, по словам Дмитрия, достаточно прост: все перебирается через Google proxy. Если даже в каком-то ключе в Google будет исчерпан лимит бесплатных обращений, то компания сможет перейти на другой. Всего их четыре, и этого хватит с головой: сейчас у специалистов нет перелимита, при том, что обрабатывается вся Украина – не только населенные пункты, но и все доступные координаты.

"Все, что клиент или логист вбивает в системе, периодически отправляется на Google как запрос и возвращается к нам. Мы решили все вопросы по декоммунизации – все переименования, все сложности, которые ложились на плечи операторов, простых людей, которые должны держать в голове, как, к примеру, раньше назывался проспект Степана Бандеры, или как теперь называется Кировоград. Еще один плюс – по улицам. Двойников-улиц очень много даже в маленьких городах. Например, в Киеве есть 2 улицы Полевая, и если кто-то заказывает доставку в Киев из Ужгорода, то вряд ли думает об этом. Но мы можем хотя бы предвидеть, что это находится в двух разных районах Киева. И это очень помогает при доставке", - рассказывает докладчик.

Еще один инструмент, который в компании получили благодаря новому сервису – возможность доставки груза даже в том случае, если клиент не знает точного адреса получателя.

К примеру, на трассе может находиться здание, в котором находится клиент, но у этого здания может не быть адреса. В этом случае можно работать по карте с применением "меток" – это так называемые "спецадреса".

В период заливки справочника все 33 с небольшим тысячи населенных пунктов в Украине были "прогнаны" через Google. 30 тысяч поисковая система нашла со 100% попаданием, а 3 тысячи вернула с просьбой, чтобы вмешался человек. Это относилось к населенным пунктам, названия которых повторяются. К примеру, в одной области может быть несколько сел с названием "Калиновка" и т.д. Поэтому человек сам выбирал, о каком населенном пункте идет речь. На это у сотрудника компании ушло примерно неделя времени.

В ходе работы над сервисом, рассказывает Дмитрий, сотрудниками SAT было развенчано несколько "мифов".

Первый из них – о том, что интеграция с Google является очень дорогой и будет настраиваться долго. Оказалось, что сервис очень удобный и совершенно бесплатный.

Второй миф: что клиенты не смогут называть точные адреса доставки и предоставлять более-менее нормальную информацию. Оказалось, что клиент хочет и готов предоставлять максимум информации, так как заинтересован в доставке нужному адресату.

Третий миф: много адресов не будет найдено в Google. На самом деле через Google прогнали всю предыдущую базу (с ошибками, опечатками и т.д.), и сервис нашел более 80% всех адресов.

Четвертый миф: невозможно работать с частными случаями. "Любой логист, - рассказывает Дмитрий, - приведет массу примеров, когда невозможно работать с каким-то адресом: к примеру, это режимный объект. Или огромный завод, который занимает площадь в несколько гектаров, но нужно доставить в одну точку". Между тем это все возможно сделать: когда сам логист или сотрудник службы доставки найдет нужный адрес, он поставит на карте метку, и в следующий раз груз будет быстро доставлен в точно указанное место. Этот механизм получил название "спецадреса".

Пятый миф: логист все держит в голове, он умеет прекрасно все планировать сам, ему не нужна посторонняя помощь. Оказалось, что это далеко не так, и логисты часто ошибаются.

"Когда мы только начинали разрабатывать сервис, то логисты еще работали по старинке, с большим количеством таблиц, в которых непосвященному человеку очень трудно разобраться, - рассказывает докладчик. - Мы в это время уже смотрели по карте как накануне "поехали рейсы". Увидели очень много интересного. К примеру, пятитонный автомобиль забирал каждое утро груз весом 5 кг в Броварах – ехал туда, стоят там, а потом возвращался в Киеве. И это при том, что у SAT есть отделение в Броварах!"

Другой пример: друг другого логиста катался каждый день по окрестностям Киева, получая лучших клиентов и лучшую зону покрытия, другие же водителя были вынуждены колесить по всей области. Если бы в это время разработчики (или представители руководства пришли к логистам с вопросом о всех замеченных несуразностях в работе, то наверняка услышали бы массу отговорок о том, что это частный случай и почему нужно туда поехать. Но с внедрением нового сервиса на карте можно стало четко видеть маршрут, километрах и тоннаж поездок.

Шестой миф: границы городов очень размыты, и в Google часто невозможно определить границу города. "Мы ушли от определения "граница города" и пришли к понятию "полигон", - рассказывает Дмитрий. — Теперь мы централизовано решаем, где заканчивается, к примеру, Одесса. А не логист в Одессе. Потому что раньше было, что город заканчивался там, где это было выгодно логисту".   

Последний миф: для первичного приема заявок нельзя использовать централизованный Call-Center. На данный момент операторы компании в Киеве разговаривают со всей Украиной и принимают заявки от них, и это не вызывает никаких сложностей. На самом деле совершенно не нужно быть в одном городе с клиентом и хорошо знать этот населенный пункт.

Разобравшись с "мифами", Дмитрий Беспалов передал слово Петру Коринецкому – под тем предлогом, что разработчик всегда высоко оценивает свое детище, а решающее слово должен сказать практик, использующий его в ежедневной деятельности.

По словам Петра, работа в проекте была разделена на три небольших подпроекта. Первый – Оптимизация магистральной логистики, второй - Оптимизация внутригородской логистики и третий - Автоматизация работы водителя-экспедитора (курьера).

Первым проектом стала оптимизация магистральной логистики и создание справочника расстояний.

"Дмитрий с командой IT-специалистов сделали более удобный интерфейс программного решения для магистрального логиста, сделали более удобной диспетчеризацию и контроль за соблюдением графика движения транспорта, - рассказал Петр. - Мы получили более удобный механизм планирования и оперативного перепланирования работы магистрального транспорта. Если раньше при планировании движения транспорта мы обращались к Google, к табличным формам, то сейчас у нас есть автоматические справочники в онлайн-режиме. Кроме того, стало намного проще работать диспетчеру. Он понимает, сколько еще машина будет ехать к пункту назначения, видит, если водитель делает остановку в местах, где ему не нужно было останавливаться. Также когда машину необходимо выпустить, и есть автоматическая точка контроля соблюдения графика".

Интересно, что, несмотря на все очевидные преимущества, внутригородские логисты всеми силами противились проекту.

Прежде всего, они понимали, что их работу можно будет проконтролировать. Также логисты осознавали, что работа над сервисом приведет к огромному объему дополнительной работы для них – тестирование, доработки, изменение бизнес-процессов, и т.д.

"Но самое главное, что когда к нам пришли IT-специалисты с готовой презентацией, с определенными доработками, - делится впечатлениями Петр Коринецкий, - то логисты поняли, что с внедрением системы они перестанут быть незаменимыми".

Перед началом работы над проектом в SAT решали, на чем лучше остановиться: внедрять уже существующие разработки или создавать свою. Оказалось, что ни одна из существующих TMS-систем не позволила бы окупить себя, кроме того, эти системы имеют ряд недостатков и не совсем пригодны для работы SAT. Внедряя их, компании пришлось бы перейти на другую платформу. Но всем уже был привычен и удобен прежний интерфейс. Вторая причина была логистической: у SAT большая часть - сборно-развозочные маршруты. То есть, больше грузов собирается на выезде к клиенту и доставляется в терминал, чем развозится клиенту.

Кроме того, в компании очень маленький горизонт планирования курьерской доставки: 90% грузов, которые принимаются, выполняются в тот же день. Более того: клиент сам планирует время забора груза, и у него есть возможность установить временные рамки до 1 часа с момента принятия заявки. То есть, если клиент позвонил, сказал, что нужно срочно доставить груз, то к нему приедут сотрудники SAT в течение часа. Но ни одна из систем не предоставляла таких возможностей. Кроме того, первоначально было трудно спланировать правильно время на загрузку/выгрузку автомобиля. Ведь для того, чтобы выгрузить 2 тысячи коробок общим весом 2 тонны, нужно больше времени, чем на выгрузку 2 паллет такого же веса.

Поэтому было решено провести анализ всех существующих на рынке TMS-систем и взять из функционала каждой из них самые полезные идеи. В итоге был создан собственный, оригинальный продукт, который сейчас масштабировали на все подразделения компании.

Чем хороша новая разработка? Прежде всего, логисты видят весь объем заявок на доставку грузов. Они могут выбрать как все нераспределенные заявки, так и по каждому отдельному рейсу. Теперь логисту намного легче понять, на какую машину или рейс распределить конкретную заявку или доставку. Он видит расположение машины на карте, видит параметры доставки, параметры груза. Система рекомендует логисту, к какой машине прикрепить заявку, но окончательное решение принимает человек.

 

Логист в данном интерфейсе также может видеть опоздания к конкретным заявкам или доставкам и скорректировать их. Также упрощается возможность контроля работы водителей. После внедрения решения успешно выполняется 99,7% заявок на выезд за грузом к заказчику. Также в данном интерфейсе есть возможность чата логиста и оператора кол-центра, логиста и водителя.

Наряду с собственной TMS-системой был запущен программный продукт, который предназначен для автоматизации работы курьера. Это приложение получило название "Мобильный киоск" и может устанавливаться на любой смартфон или планшет на базе Android. В комплекте с ним идет мобильный принтер, позволяющий на выезде печатать товарно-транспортные накладные на территории клиента. Данный интерфейс позволил компании работать в онлайн-режиме с клиентом и быстро создавать накладные на груз, получать оперативно заявки на выезд за грузом, доставки груза.

 

Несмотря на очевидные выгоды и преимущества, в компании столкнулись с тем, что внедрение новшеств (в данном случае, мобильного киоска) натолкнулось на сопротивление со стороны водителей – оно было даже большим, чем у логистов.

Водителей убеждали достаточно просто: был проведен анализ причин ДТП. Оказалось, что в 25% случаев они вызваны тем, что водитель общался с логистом по телефону, записывая его указания в блокноте и продолжая вождение транспортного средства.

Кроме того, на видео засняли процесс заполнения рукописной накладной груза, и выполнение этой операции через мобильный киоск – выгоды был очевидны. К тому же руководство прибегло к такому хитрому ходу, как оформление без очереди тех водителей, кто использовал мобильный терминал. Также водители получили возможность реализовать свои пожелания в данном программном продукте.

"По сути, у нас получился продукт, не просто придуманный IT-специалистами, о "доведенный до нужного уровня" самими водителями. Продукт, который полностью соответствует реалиям их работы", - рассказывает Петр.

Подводя итоги внедрения продуктов и сервисов в компании, докладчики отмечают, что нововведения принесли SAT результаты, которые даже можно измерить в деньгах. Так, сокращение времени на принятие решение о распределении заявок позволило сэкономить 120 тысяч гривен в год. А сокращение времени на диспетчеризацию и уменьшение количества ДТП привело к экономии от 200 до 500 тысяч гривен в год.

"Мы ускорили пункт выбора ускорение выбора необходимого пункта адресной доставки оператором КН и контакт-центра примерно на 20%, - отмечает г-н Коринецкий. - Мы получили более удобный и функциональный рабочий интерфейс логиста. Это привело к тому, что логисты стали делать меньше ошибок, процесс планирования ими работы был оптимизирован. Мы получили возможность контроля работы логистов, а логисты - самоконтроля корректности распределения заявок на выезд и доставку. Кроме того, логисты могут улучшать показатели выполнения заявок, а на этом завязаны их показатели KPI". 

Также улучшился контроль соблюдения временных регламентов; были сведены к нулю ошибки логистов, связанных с распределением; улучшились показатели процентного выполнения заявок/доставок.

Кроме того, специалистам SAT стало намного легче находить клиента и осуществлять доставку без конкретного адреса.

Еще один немаловажный результат: логисты перестали быть "незаменимым" персоналом, что значительно уменьшило риски. На сегодняшний день логист обучается не месяц, а 2 недели.

Также решена кадровая проблема с водителями: теперь на работу можно брать водителей из других регионов, которые плохо знают Киев.

"Но самое главное, - отмечает Петр, - мы увеличили горизонт планирования магистральной логистики и городской доставки. Сейчас магистральный логист узнает об объемах отправки не в 8-10 часов вечера, а практически в тот момент, когда водитель на выезде оформляет забираемые у клиента грузы. Соответственно, это позволило экономить на транспорте, на количестве так называемых "догоночных" маршрутов. И также позволило логистам в городах-получателях груза планировать прием груза и доставку по городу с сегодня на завтра".

Поэтому докладчик уверен, что любые важные изменения и проекты в IT поначалу кажутся бесмыссленными и дорогими, но потом приводят к результатам, которые даже трудно представить в самом начале. 

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Пишите нам!

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги