24 листопада 2010

Налоговый Кодекс: пункт за пунктом

Налоговый Кодекс: пункт за пунктом

1545

Кастрация «упрощенцев» Первое. Порог годового дохода, после которого начинается общая система налогообложения, определен в 300 тыс. грн без контрольно-кассового аппарата и 600 тыс. – с аппаратом. Требованием предпринимателей было сохранить старую систему с порогом в 500 тыс. Теперь существование упрощенки поставлено в зависимость от кассового аппарата, который станет символом новых налоговых правил. Второе. Перечень видов деятельности, выведенных из системы единого налога, включает почти два десятка пунктов. Изначально упрощенки оставили таксистам, турагентам и айтишникам (экспорт ПО, удаленная поддержка программ и оборудования, разработка и обновления ПО). Затем, 19 ноября, уже на следующий день после принятия кодекса, были «помилованы» все транспортные услуги, деятельность в сфере развлечений, теле- и радиовещания, в сфере геологии и геодезии, в сфере технических исследований, в сфере торговли через торговые автоматы и секонд-хенд. Последний, однако, ждет еще сито Таможенного кодекса. Теперь окончательный на данный момент список «запрещенных» к упрощенке видов деятельности выглядит так:
  • производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи пива и столовых вин физлицами);
  • производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов;
  • деятельность, связанная с драгметаллами и драгоценными камнями;
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, в т.ч. предоставление в аренду/субаренду торговых мест и других услуг на рынках и/или в торговых объектах;
  • оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • почта и связь;
  • расследования и обеспечение безопасности;
  • деятельность в сфере права;
  • бухгалтерский учет и аудит;
  • консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
  • деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере госуправления;
  • рекламная деятельность;
  • подбор и обеспечение персонала;
  • перепродажа предметов искусства, организация аукционов;
  • розничная торговля изделиями из драгметаллов;
  • розничная торговля через интернет.
Как видим, в большинстве случаев это – действительно «вкусные» виды деятельности, и именно на такие показательные пункты, как торговля антиквариатом, ювелирные магазины, внешнеэкономическая деятельность, любят ссылаться апологеты Налогового кодекса. При этом сомнения вызывает исключение из списка упрощенной системы розничной торговли через интернет, юрконсультаций, продажи ГСМ, кадровых агентств, бухучета и аудита – сфер, где задействовано значительное число физлиц, чьи доходы отнюдь не позволяют говорить о них как об угрозе наполнению бюджета. Та же ликвидация интернет-торговли как вида деятельности на упрощенной системе напрямую играет на руку владельцам крупных торговых сетей, которые теперь избавляются от конкурентов. В интересах большого бизнеса и практически все иные пункты, выведенные из упрощенной системы. Помимо ликвидации конкуренции со стороны мелкой буржуазии, суть урезания этой системы, в числе прочего – и в том, чтобы чиновники и крупный бизнес могли теперь монополизировать и контролировать отрасли, ранее выпадавшие из сферы их внимания. Таковыми являются услуги в сфере управления, подбора кадров, обеспечения безопасности – те сферы, которые ранее создавали для физлиц «защитный круг» от государства, позволяя общаться с ним как можно меньше. Ранее можно было обеспечивать деятельность СПД, работая с таким же СПД-бухгалтером, охранником, юристом и страховщиком. Теперь этого не будет, и любой предприниматель ставится в условия, когда за ним начинает неусыпно следить «глаз Большого Брата». Третье. В новом кодексе упрощенная система не распространяется на юридических лиц. Кроме того, фактически запрещена такая форма, как малое предприятие. Теперь в случае неизбежного банкротства налоговики отберут у вас все – вплоть до квартиры. Четвертое. «Упрощенцам» можно будет нанимать на работу не двух человек, а четырех (а ресторанам разрешено нанимать 8 человек). Отдельно от единого налога физлицам придется платить и единый социальный взнос с минимальной зарплаты, размер которого составит 319 грн. Пятое. Отныне большой бизнес отстранен от отношений с малым. Кодекс запрещает крупным предприятиям принимать в расходы все, что они купили у мелких предпринимателей. То есть, если они хотят это сделать, то должны платить из чистой прибыли, за счет теоретически средств владельцев. Шестое. Кроме того, 15%-ным налогом облагается доход «упрощенцев», полученный от деятельности, не указанной в соответствующем свидетельстве физлица-предпринимателя, а также от финансовых операций, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения. Седьмое. В случае осуществления физлицом-предпринимателем деятельности не по месту, указанному в свидетельстве, частник обязан оплатить налог по ставке 600 грн в месяц с начала отчетного года, в котором обнаружено такое нарушение, с учетом оплаченного налога за этот период. При этом такой плательщик налога обязан внести изменения в свидетельство плательщика налога. Две последние нормы введут в действие с 1 апреля 2011 года. Восьмое. В случае, если стоимость суммарного остатка товаров на торговом месте и/или на складе у физлица-предпринимателя при осуществлении им розничной торговли превышает предусмотренный для такого плательщика предельный объем годового дохода, физлицо обязано перейти на общую систему налогообложения со следующего квартала. Оно также теряет право платить налоги по упрощенной системе налогообложения в течение следующего календарного года. Предполагается, что данная норма будет введена с 1 июля 2011 года.   Вся власть фискалам Никакой кассовый аппарат не сравнится с тотальными расширением функций налоговых органов. Дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Это закрепляет практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов. Вообще-то, пунктов, по которым могут законно «раздеть», формально всего семь. Однако выписаны они так, что ясно – основой проверок станет прямой донос на вас. В ином ключе невозможно понимать формулировку «в случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» (пп. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80) или «в случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет» (пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80). Внеплановые проверки могут проводиться по сходным основаниям. Например, если по результатам «получения налоговой информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства». Или если «налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период». Или же «получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению». Сами сроки проверок для крупных налогоплательщиков увеличены. Плановые могут длиться от 20 до 30 рабочих дней, внеплановые – от 10 до 15 рабочих дней. Словом, бойтесь доноса и выплат в конвертах: налоговики будут проверять, как оформлены работники предприятий, какую официальную зарплату они получают, какие взносы они платят в пенсионный и другие социальные фонды. Одновременно права налоговиков становятся воистину безграничными. Теперь они могут, даже не аргументируя свой запрос, получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности», и – самое главное – применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредставления для проверки документов, их копий». В последнем случае Госкомпредпринимательства разъясняет, что имеется в виду «лишь» административный арест имущества на 96 часов. Госкомпредпринимательства обращает внимание, что арестовать средства на счету налогоплательщика можно только по решению суда, а решение об аресте имущества может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Также налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета вреда, нанесенного неправомерным арестом имущества. Однако понять, на чьей стороне будет суд, не сложно. В качестве «утешительных» переходных положений решено, что финансовые санкции за нарушение налогового законодательства к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, не будет применяться в течение второго и третьего кварталов 2011 года. То есть, большая часть предпринимателей полноценно ощутит на себе дыхание «азаровщины» во второй половине 2011-го. Власть тем самым оттягивает возможность предпринимательского бунта, который неизбежно начался бы уже к следующей весне, реши парламент ввести все нормы сразу с 1 января. Есть и небольшой пункт, который касается ответственности налоговиков. По сравнению с их полномочиями налоговый произвол урезали лишь в двух случаях, предусмотрев штрафы на смешные суммы. Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей об ответственности налоговиков за отказ принять налоговую декларацию. За подобные действия предлагает штрафовать на сумму 340-689 грн. То же самое касается случаев, когда должностные лица для принятия декларации требуют изменить указанные в ней показатели.   Налог на недвижимость Вводится налог на недвижимость. Как налог, затрагивающий в первую очередь, зажиточные слои населения, то есть как раз депутатов и прочих таких же, очень велика вероятность того, что введение его будет отсрочено еще раз. Сейчас введение налога предусмотрено с 2012 года. Пока положения о налоге на недвижимость выглядят так. Если у вас квартира до 120 квадратных метров и дом до 250 квадратных метров, вы налог платить не будете. Для квартир общей площадью 121-240 квадратных метров и домов 251-500 квадратных метров ставки устанавливаются местными властями на уровне до 1% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 квадратный метр. Для квартир свыше 240 квадратных метров и домов свыше 500 квадратных метров – на уровне 2,7% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 квадратный метр Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, установлены в следующих размерах (за 1 квадратный метр): с 0,075 до 0,24 грн в населенных пунктах с численностью населения до 3 тыс. человек; с 0,15 до 0,48 грн - с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек; с 0,24 до 0,77 грн - от 10 до 20 тыс. человек; с 0,375 до 1,2 грн - от 20 до 50 тыс. человек; с 0,45 до 1,44 грн - от 50 до 100 тыс. человек; с 0,525 до 1,68 грн - от 100 до 250 тыс. человек; с 0,6 до 1,92 грн - от 250 до 500 тыс. человек; с 0,75 до 2,4 грн от 500 до 1 млн человек; с 1,05 до 3,36 грн - с численностью населения свыше 1 млн человек. По решению местного совета от уплаты данного налога могут полностью или частично освобождаться пристройки к жилым домам для содержания скота, птицы и хранения инвентаря, гаражи, подвалы и чердаки, а также ветхие и аварийные дома. Могут остаться не обложенными налогом и другие важные, но уже для другой категории населения, помещения - сауны, бассейны, зимние сады и так далее. При этом никаким налогом на роскошь, как популистски пыталась представить его власть, эта норма, увы, не является. Следуя документу, в список необлагаемых налогом объектов внесены: один объект жилой недвижимости, принадлежащий семьям, которые воспитывают трех и более детей; общежития; не более одного садового и дачного дома на одного плательщика налога.   Транспортные новшества Важные новации Кодекса касаются налогов на транспортные средства. Ликвидирован ежегодный налог с владельцев транспортных средств, который заменили увеличенным акцизом на топливо. Автомобилистам следует готовиться к подорожанию всех видов топлива, и, как следствие, транспортных услуг. Для тех, кто много ездит, такая система будет в разы более затратной. Так как в МРЭО теперь не будут требовать уплаты транспортного сбора, это первый шаг к полному переводу техосмотра в частные руки, то есть на СТО. А СТО у нас теперь ведают исключительно представители большого бизнеса. Появился новый налог – сбор при первой регистрации авто, которым теперь дополнительно регулируется возраст импортируемых автомобилей. Для рынка новых автомобилей данный сбор остался на уровне прежнего транспортного сбора. Произошли изменения и в системе налогообложения сделок с подержанными автомобилями. Теперь продавцу необходимо будет уплачивать с суммы сделки, подтвержденной экспертной оценкой 0%, если это первая сделка за год, и 5%, если вторая. Ранее продавцы вынуждены были платить 15% налога со стоимости проданного автомобиля, что очень редко выполнялось. Официально появился сбор за парковку, который будут уплачивать владельцы автостоянок и парковок и перекладывать эти расходы на автомобилистов. Классовая контрреволюция Рассуждения власти о том, что былой «минимизатор» пойдет работать на завод, с головой выдают не только классовую сущность истинных авторов кодекса – спайки большого бизнеса и чиновничества, но и их странное скудоумие. Стремление загнать всех на заводы бессмысленно по той элементарной причине, что армады новых безработных просто… некуда нанимать. Нынешняя власть мыслит категориями родного региона - промышленного юго-востока Украины, где имеются большие предприятия. Но в Украине есть и другие регионы, где промышленности особой нет, и былому мелкому бизнесмену, после закрытия своего дела, деваться некуда. Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны. Уменьшить число активного населения в стране в целом, сделать налоговую милицию специальным карательным органом, которому на прокорм будет отдана целая прослойка населения – таковы лишь некоторые планы власти по упрочению своего режима. а рассчитывает также отсрочить протестные акции и самоорганизацию среднего класса тем, что самые жесткие положения Налогового кодекса будут вводиться постепенно. За это время с лидерами первых предпринимательских протестов рассчитывают покончить, а новая поросль – от страха - может так и не появиться. Автор: Павел Серов Источник: Контракты

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*