Рынок прямых продаж: итоги и ожидания

Канал прямых продаж в Украине владеет половиной рынка декоративной косметики и парфюмерии, и не останавливается на достигнутом. 28 марта 2013г. корреспондент портала розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA принял участие в работе круглого стола "Прямые продажи в Украине: итоги 2012 года и перспективы развития". Украинская ассоциация прямых продаж впервые огласила консолидированные данные по рынку прямых продаж в Украине за 2012г., векторы развития и новые тенденции
В круглом столе приняли участие представители УАПП, ведущие игроки рынка: Елена Старкова, председатель УАПП, генеральный директор AVON в Украине и Грузии, Надежда Бедричук, исполнительный директор УАПП, Никлас Палмквист, генеральный директор "Орифлэйм Украина", Алексей Кушлянский, генеральный директор ООО "Моринда Украина", Татьяна СЕРЕБРЯНИК, директор ООО "Гербалайф Украина", Дмитрий МЕЛЬНИЦКИЙ, генеральный директор ООО "Никкен Украина" и другие.
Сейчас в ассоциацию входит 10 компаний, из новоприбывших - ООО "Тиенс Украина" и ООО "Никкен Украина".
Разработан ряд критериев для компаний, которые подаются на членство в УАПП. Необходимо, чтобы компания была зарегистрирована в Украине, согласна выполнять кодекс профессиональной этики, присутствовала на рынке не менее 1 года и не работала по пирамидальной схеме.
В отличие от России, где уже есть ряд отечественных компаний прямых продаж, планирующих развитие за рубежом, украинские производители косметики пока не соответствуют необходимым масштабам.
В целом темпы роста рынка существенно снизились в течении последние двух лет. По данным Euromonitor International, основным источником роста рынка косметики в Украине является инфляционный компонент, который в этом году не состоялся и вместо 9% прогнозируемой инфляции вышел практически в 0. В результате в целом рынок товаров красоты и ухода за собой вырос по отношению к 2011г. на 4 %. Наибольший рост наблюдается в категории парфюмерия (+6%), выросла динамика особенно «премиум» сегмента, наименьший – категории товаров по уходу за волосами (+2%). В данной ситуации индустрия прямых продаж в целом потеряла долю рынка на 2%.
Рынок товаров красоты и ухода за собой по каналам дистрибуции разделился следующим образом:
Магазины розничной торговли (73%):
27% - специализированные магазины по продаже косметической продукции;
20% - супермаркеты;
12% - открытый рынок;
6% - гипермаркеты;
8% - другое.
Продажи вне магазина:
24% - прямые продажи;
2% - заказ товаров на дом;
1% - продажи через интернет.
В 2012г. общий объем прямых продаж в Украине компаниями УАПП сократился на 4,25%, количество дистрибуторов – на 6,28%.
"Отрицательная динамика отчасти связана с изменениями в законодательстве касающихся частных предпринимателей", - прокомментировала Елена Старкова, председатель УАПП, генеральный директор AVON в Украине и Грузии. Но, по словам эксперта, к концу 2012г. индустрия начала восстанавливаться, новые дистрибуторы прибывать. По состоянию на конец 2012г. компании-члены Ассоциации сотрудничают с 1,26 миллиона консультантов, дистрибуторов и частных предпринимателей.
В 2013г. компаниям-членам ассоциации пришлось увеличить вознаграждение дистрибуторов в среднем на 15%. Никлас Палмквист, генеральный директор "Орифлэйм Украина", прокомментировал, что в их компании комиссионное вознаграждение выросло на 20-30%.
Для BPC-рынка канал прямых продаж является ключевым в таких категориях, как декоративная косметика (49%) и парфюмерия (48%). Совокупный годовой объем продаж компаний, входящих в Украинскую ассоциацию прямых продаж (УАПП), в 2012 году составил 4,46 млрд. грн. Основную часть в общей структуре товарных категорий компаний-членов УАПП составляют косметические средства. В целом, структура украинского рынка прямых продаж в Украине в 2012г. выглядит следующим образом: 33% - уход за лицом; 20% - парфюмерия;16% - декоративная косметика; 9% - бытовая химия и средства для чистки; 9% - продукты для здоровья; 6% - одежда и аксессуары; 3% - товары для дома; 4% другие товары.
В 2012 году большинство компаний прямых продаж начали выводить на украинский рынок новые категории товаров, в частности продукты питания, товары для здоровья, товары для дома, одежду, украшения, книги, игры. Более того, на рынок вышли новые международные бренды, под которыми дистрибуторы реализуют не только товары, а финансовые и образовательные услуги.
"Компании прямых продаж, открывшие свои офисы в Украине, имеют многолетний опыт работы как в условиях высококонкурентной экономики, так и в условиях экономического кризиса. Этим объясняется выход на украинский рынок новых игроков даже в период снижения инвестиционной привлекательности региона и повышения рисков", - считает г-жа Старкова.
Среди положительных факторов, влияющих на развитие прямых продаж, эксперты называют:
- позитивное восприятие канала потребителями (70%);
- низкие доходы населения, стимулирующие поиск дополнительного заработка и стремления к экономии;
- культурные особенности населения – предпринимательский дух, открытость к общению;
- развитие интернет технологий и интернет коммерции (имеет самые высокие темпы роста, как результат дополнительный инструмент увеличения продаж);
- ненасыщенный рынок.
Сдерживающие факторы:
- минимальный уровень потребления как результат низкого ВВП и заработка населения;
- агрессивное развитие традиционных каналов торговли;
- налоговые изменения, неблагоприятные для предпринимателей и импортеров (таможенные сборы и налоги частных предпринимателей).
Елена ЯКИМЧУК, директор по корпоративным отношениям ООО "Эмвэй Украина", сообщила, что согласно данным исследования самозанятости населения Украины, к самой идеи 73% относятся позитивно, из них 37% - готовы заниматься прямыми продажами. Среди основных причин: дополнительный доход, саморазвитие, независимость от работодателя.
Дальнейшее увеличение дистрибуторов в индустрии напрямую связано с тем, насколько украинцы будут заинтересованы в развитии собственного бизнеса и насколько реальным они его видят в нынешних условиях. По данным Европейской ассоциации прямых продаж, 80% предпринимателей получают свой первый опыт бизнеса именно в сфере прямых продаж. По мнению основных игроков рынка, на сегодня в Украине многие сохраняют высокий интерес к открытию своего дела с минимальным стартовым капиталом. Но, все же, существует необходимость более активной поддержки малого бизнеса – прежде всего, за счет стабильности правил ведения частного бизнеса, снижения уровня вовлеченности фискальных органов в административные вопросы и уменьшения бюрократической нагрузки на предпринимателей.
Чтобы больше людей стали заинтересованными в прямых продажах как основном виде заработка, а не дополнительном, УАПП планируют ввести курс «Прямые продажи» в экономических вузах.
Справка ТМ:
Украинская Ассоциация Прямых Продаж – негосударственное, добровольное, неприбыльное объединение, созданное в октябре 2001 года.
Члены Ассоциации – это 10 компаний, которые осуществляют деятельность в сфере прямых продаж товаров и услуг в Украине: ДП «Эйвон Косметикс Юкрейн», ООО «Эмвэй Украина», ООО «Мэри Кэй (Украина) Лимитед», ДП «Орифлэйм Косметикс Украина», ДП «Фаберлик-Украина», ООО "Моринда Украина", ООО "Гербалайф Украина", ООО "Нускин Энтерпрайзес Украина", ООО "Тиенс Украина", ООО "Никкен Украина".
Украинская ассоциация прямых продаж представляет интересы отрасли прямых продаж товаров и услуг в Украине, а защищает права потребителей и тех, кто сотрудничает с компаниями прямых продаж. Деятельность Ассоциации сосредоточена на формировании позитивного отношения и доверия общественности к прямым продажам товаров и услуг как к одному из методов продажи продукции на справедливых условиях непосредственно конечному потребителю. Ассоциацией на постоянной основе проводится изучение, обобщение и распространение отечественного и иностранного опыта в сфере прямых продаж, разработан и внедрен Кодекс профессиональной этики для членов Ассоциации, который предусматривает нормы и правила профессионального поведения в отрасли прямых продаж товаров и услуг.
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар