Почему владеть агрохозяйствами становится не выгодно?

Владельцы мелких и средних хозяйств – с земельным банком от 2000 до 30 000 га – массово выставляют их на продажу. Наличие тенденции подтверждают представители нескольких крупных игроков на рынке, а также инвестбанкиры и юристы, занимающиеся организацией подобного рода сделок.
По оценкам Николая Гринченко, исполнительного директора компании «Агротрейд», в прошлом году число желающих продать свой небольшой агробизнес возросло в сравнении с 2011-м примерно в три раза.
«Сейчас на рынке такое количество интересных предложений, которого еще никогда не было, –констатирует миллиардер Юрий Косюк, основатель холдинга «Мироновский хлебопродукт». – Многие владельцы средних и мелких аграрных компаний – с земельным банком в 10–30 тыс. га – активно выходят из бизнеса».
Иван Трофименко, советник юридической фирмы AstapovLawyers отмечает, что в прошлом году число сделок по продаже небольших агрофирм было как никогда большим. «Подтверждаю тенденцию – о ней можно судить по количеству разрешений, выданных Антимонопольным комитетом», – добавляет Александр Костенко, гендиректор холдинга «Украинские аграрные инвестиции».
В АМКУ такой статистики не ведут. Впрочем, даже если бы она была, то все равно ни о чем не сказала бы, отмечает владелец компании-посредника, специализирующейся на M&A в агросекторе, просивший не упоминать его имени в статье. «Сделки, о которых уведомляют Антимонопольный комитет, это капля в море», – говорит он.
Что, где, почем?
Львиная доля выставленных на продажу хозяйств, по словам г-на Гринченко, сосредоточена в центре и на юге Украины – в Крыму, Херсонской, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Харьковской и Черниговской областях.
«Больше всего предложений о продаже растениеводческих и маслоперерабатывающих компаний, которые имеют собственные элеваторы и транспортную инфраструктуру», – делится наблюдениями Анжелика Штукатурова, старший юрист фирмы Salans.
Кто покупает? «В основном холдинги средних размеров, – говорит г-н Трофименко. – Успешно освоив 10–20 тыс. га площади, они делают следующий шаг и приобретают дополнительные гектары».
Активнее других поглощениями занимаются аграрные компании, которые недавно стали публичными и сейчас выполняют данные инвесторам обещания. Например, холдинг KSG Agro (акции с 2011 года торгуются на Варшавской бирже) благодаря приобретению девяти небольших хозяйств в прошлом году увеличил земельный банк в полтора раза – с 61 000 до 92 000 га.
Продавцы подобные сделки предпочитают не афишировать. «Их можно понять, – объясняет Юрий Астахов, директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital. – Часто, получив цену за бизнес из расчета от 1000 долл. за га, они стараются скрыть это, чтобы никому не повадно было». Покупатели же не разглашают имен продавцов, так как связаны условиями конфиденциальности. Согласно словам г-на Астахова, небольшие хозяйства оцениваются преимущественно по активам. Основу цены составляют права аренды – 400–800 долл. за га (в зависимости от региона, состояния почвы, срока аренды), к которой добавляется стоимость элеваторов, техники и запасов.
Зачем продают
На продажу владельцев хозяйств толкает несколько причин. В первую очередь выйти из аграрного бизнеса стремятся те, кто изначально не собирался им заниматься. В 2007-2008 годах такие предприниматели, надеясь на скорое снятие запрета на продажу сельскохозяйственной земли, активно подписывали договоры аренды, но за обработку угодий не брались.
Сейчас, когда отмена моратория под большим вопросом, спекулянты больше не надеются сорвать куш и стремятся отбить хотя бы часть понесенных затрат.
Александр КОСТЕНКО называет еще одну причину: «Среди владельцев хозяйств – много бывших директоров колхозов, которым сегодня хорошо за 60». Их дети, как правило, живут в городах и не горят желанием возвращаться в село управлять отцовским бизнесом. Приходится продавать.
У тех, для кого выращивание зерновых – профильный бизнес, есть другой повод отказаться от него. «Неблагоприятные погодные условия, которые в прошлом году убили часть урожая, сформировали определенный пессимизм по поводу восхваляемой рентабельности сельского хозяйства», – поясняет г-н Гринченко из «Агротрейда».
Но и владельцы хозяйств, наделы которых не пострадали от зимних морозов и летней засухи, тоже не в восторге. Вместе с ростом цен на сельхозпродукцию в прошлом году увеличивались и производственные затраты. Подорожали пестициды, горюче-смазочные материалы, семена.
«Пару лет назад усредненный рабочий капитал на гектар не превышал 300–400 долл., теперь, в зависимости от культуры, он составляет 600-800 долл., – констатирует Макар Пасенюк, партнер инвестиционной компании ICU. – Бизнес для мелких и средних фермеров превращается в бег на месте».
Аграрии, которые продают свои компании из-за проблем с финансированием, не прочь остаться в привычном для них бизнесе. «В большинстве случаев они готовы руководить проданными хозяйствами в качестве наемных менеджеров», – подчеркивает г-н Косюк.
Продолжение следует
По прогнозам инвестбанкиров и владельцев агрохолдингов, количество выставленных на продажу хозяйств будет и дальше расти – для многих фермеров это единственный способ избежать разорения.
Осенью прошлого года правительство подало в Верховную раду законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. В нем предусмотрена отмена налоговых льгот для сельхозпроизводителей, которые действовали в Украине с 1998 года. По подсчетам Алекса Лисситсы, президента Украинского клуба аграрного бизнеса, если такие изменения внесут, рентабельность аграриев сократится наполовину, а сумма финансовых потерь превысит 2 млрд. долл.
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
По материалам: forbes.ua
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар