50 лет с открытия первого в мире гипермаркета
Летом 2013 года рынок празднует полувековой юбилей появления гипермаркетов. Феномен, изменивший покупательские привычки миллионов людей, сейчас переживает «кризис среднего возраста», сталкиваясь с конкуренцией интернета и неблагоприятными демографическими изменениями в развитых государствах.
Единого определения гипермаркета (и его отличий от супермаркета) не существует, но обычно под этим термином понимается супермаркет увеличенной площади (от 2,5 тыс. кв. м.), где покупатель может приобрести весь набор повседневных товаров — от хлеба и молока до одежды и бытовой техники. Обычно гипермаркеты расположены в пригородах и оборудованы парковкой. В последнее время к ним пристраиваются кинотеатры, кафе, рестораны, спа-центры — в общем, в гипермаркет можно ходить не только за покупками, но и ради развлечений.
Все сети гипермаркетов соблюдают несколько простых правил. Ключевое из них — «все под одной крышей», то есть стремление максимально увеличить площадь магазина для того, чтобы впихнуть в него наибольшее количество товаров. «Средними» по размеру гипермаркетами считаются магазины с площадью в 5 тыс. кв. м., но, например, французский оператор гипермаркетов Auchan намерен строить торговые центры с площадью в 10 тыс. кв. м. (для сравнения, площадь футбольного поля составляет около семи тысяч «квадратов»). Значительные размеры позволяют гипермаркетам покупать больше товаров у производителей, тем самым экономя на закупочных ценах и снижая стоимость продукции для потребителей. Экономии служит и принцип самообслуживания, который не дает гипермаркету раздувать штат.
Первенство в открытии нового для середины XX века формата розничной торговли принадлежит европейцам. 15 июня 1963 года в пригороде Парижа, Сен-Женевьев-де-Буа, начал свою работу первый мега-супермаркет (термин «гипермаркет» появился три года спустя) Carrefour. Его площадь достигала 2,5 тыс. кв. м., что почти втрое превышало привычные для покупателей размеры магазинов того времени.
Достижение французов, впрочем, оспаривается бельгийцами, которые в 1961 году запустили сеть из трех гипермаркетов под торговой маркой GB в Брюгге, Одергеме и Андерлехте. Свои притязания на первенство есть и у американцев: в 1962 году в штате Мичиган появился супер-магазин «Тридцать акров», открытый сетью Meijer. Однако только после появления Carrefour, выручка которого в 2012 году достигла 76,1 млрд. евро, о гипермаркетах как об особом явлении в торговле начали говорить всерьез, поэтому свое 50-летие гипермаркеты отмечают именно в 2013 году.
Появление гипермаркетов именно в Старом Свете может показаться удивительным, так как в первой половине XX века американцы значительно обгоняли европейцев в сфере внедрения новаторских видов розничной торговли. Достаточно вспомнить пионера современных магазинов Фрэнка Вулворта, чья одноименная сеть универмагов еще в 1912 году охватывала 596 магазинов. Кроме того, в пользу Соединенных Штатов должна была играть и логистика, ведь гипермаркеты из-за своих размеров размещались в пригородах, до которых невозможно было добраться без автомобиля. Именно США в середине века стали крупнейшей «автомобильной страной», а население Соединенных Штатов активно мигрировало в пригороды, что должно было создать дополнительный спрос на магазины с широким ассортиментом товаров.
В реальности потребовалось несколько десятилетий, чтобы американцы начали привыкать к шопингу в гипермаркетах — предпочтения покупателей начали меняться только в конце 1980-х годов. Почему так произошло, неизвестно; возможно свою роль сыграло то, что у американцев не было привычки покупать продукты одновременно с другими, несъедобными товарами.
Справившись с покупательской инерцией, американцы начали задавать тон в ритейле. Если в Европе к лидерам рынка относится Carrefour, который к январю 2013 года владел 2166 магазинами, то в Соединенных Штатах на рынке крупных супермаркетов безоговорочно главенствует Wal-Mart, который распоряжается 4069 магазинами. Об успешности экономической модели гипермаркетов свидетельствуют следующие цифры – чистая прибыль Wal-Mart по итогам 2012 года выросла на 8,3% и достигла 17 млрд. долл., а стоимость реализованной продукции в 2013 финансовом году — 466 млрд. долл. Carrefour значительно уступает своему основному конкуренту: в 2012 году французская компания отчиталась о чистой прибыли в 1,23 млрд. евро, а объем реализованных товаров приблизился к 77 млрд. евро, что превышает показатели 2011 года.
Впечатляющие в абсолютных цифрах результаты лидеров отрасли не должны вводить в заблуждение — триумф гипермаркетов в сфере ритейла далеко не гарантирован. Магазины-гиганты столкнулись с двумя серьезными препятствиями.
Прежде всего, речь идет о развитии интернет-коммерции. По данным экспертов консалтинговой компании Forrester, объем интернет-торговли в Европе возрастет до 191 млрд. евро к 2017 году по сравнению со 112 млрд. евро в 2012 году. В США электронная коммерция в 2017 году вырастет до 370 млрд. долларов. Очевидно, что электронные магазины неизбежно отберут у гипермаркетов часть покупателей. Основная опасность для гипермаркетов - возможность представить потребителю больший и адаптированный ассортимент, который физически не может быть представлен в одном магазине. На руку онлайн-торговле играет и прогресс почтовых услуг, который делает доставку покупок более доступной.
Другим не менее важным фактором риска для выживания гипермаркетов являются демографические и социокультурные перемены в развитых государствах — старение населения и снижение рождаемости. Это приводит к снижению потребностей покупателей в целом ряде товаров, следовательно, и в самих магазинах, включая гипермаркеты. Необходимо учитывать и то, что последние располагаются в пригородах, до которых надо добираться на автомобиле: это и долго, и накладно, особенно учитывая, что во многих развитых странах литр бензина стоит несколько долларов.
И все же хоронить гипермаркеты пока рано. Прогресс в интернет-торговле связан не в последнюю очередь с тем, что ведущие торговые сети, включая Wal-Mart и Carrefour, активно экспериментируют с электронной коммерцией. Кроме того, надежды ритейлеров связаны и с развивающимися странами, где появляется многочисленный средний класс. Хорошим примером развивающейся экономики, которая представляет интерес для ритейлеров, является Россия.
В России нет ни Wal-Mart, ни Carrefour, но все же отечественный рынок можно назвать вполне «огипермарченным». Первые российские магазины такого рода появились в 1999 году в Санкт-Петербурге. Они принадлежали к сети «Лента» и были созданы на основе оптовых магазинов. В 2011 году, по данным газеты «Коммерсантъ», компания контролировала 42 магазина, а ее выручка с 1 кв. м. площади достигала 10,4 тыс. долл. Наиболее прибыльной сетью гипермаркетов в России является французский Auchan — она получает до 18 тыс. долл. с кв. м площади и планирует в 2013г. довести численность своих гипермакетов в РФ до 66, а к 2015 году – до сотни.
По данным исследования ИА «INFOLine», рынок гипермаркетов в России будет расти по крайней мере до 2015г. Конкуренция на нем настолько высока, что мировые лидеры приходить сюда просто не решаются: у Carrefour была одна неудачная попытка, а у Wal-Mart дело не продвинулось дальше обсуждений способов выхода на рынок. В начале августа в американской компании заявили, что в краткосрочной перспективе Россия ее не интересует.
Перспективы гипермаркетов в России во многом зависят от покупателей: любое снижение доходов среднего класса заставит ритейлеров пересмотреть свои планы. Кроме того, необходимо учитывать и основные европейские тенденции: если триумфа интернет-торговли России еще придется подождать, то избежать характерного для Старого Света демографического спада ей вряд ли удастся.
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
По материалам: lenta.ru
Раздел: Інновації у рітейлі >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар