04 февраля 2016

Финансовые проблемы и потребительские настроения украинцев в 2015 году

Финансовые проблемы и потребительские настроения украинцев в 2015 году


Сложные экономические и политические времена подорвали устоявшееся покупательское поведение среднестатистического украинца. Производители жалуются на сокращение объемов производства, ритейлеры - на сокращение объемов продаж. Но, чтобы изменить подобную тенденцию, нужно знать все проблемы и предпочтения покупателя. О том, что же предпочитал украинец по  итогам 3 квартала 2015 г., об изменениях и перспективах в сфере non-food рассказывает Виталий Брык, директор стратегического развития Украина, Беларусь компании Nielsen.

 

Во 2-м квартале  2015 г. Украина была самой пессимистичной страной в потребительском аспекте. В третьем квартале ситуация улучшилась, хоть и незначительно. В третьем квартале 2015 года уровень потребительского доверия в Украине составлял 51 из 100. Когда в то самое время в Польше эта цифра достигла – 80, России – 74, Турции – 84.

Главные ориентиры, на которых строится уровень потребительского доверия – это уверенность в своей работе и обладание «лишними» финансами. В цифрах ситуация Украины на 3 кв. 2015 г. такова: 48% людей не верят в перспективы своей работы, еще 22% думают, что их материальное положение оставляет желать лучшего, 42% считают, что сейчас не самое благоприятное время для совершения покупок. Чем дальше, тем хуже: 64% убеждены, что Украина вовсе не выйдет из кризиса. Самое печальное, что эта тенденция возрастает.

Подобные негативные настроения строятся на опасениях. На слайде представлено сравнение Украины с Европой в аспекте главных и наиболее актуальных опасений:

 

 

Касательно сравнения России и Украины, то Россию больше всего беспокоят  возросшие цены на продукты питания, состояние экономики, каждого третьего беспокоит вопрос войны и каждого пятого – отсутствие работы.

 

На чем же стали экономить украинцы?

 

Статистика гласит, что 64%  людей стали экономить на одежде и, затянув свои пояса, приобретенные на последнем шоппинге, стали донашивать старое. 56% населения Украины начали экономить на электричестве и газе, планомерно переходя с ванны на душ и регулярное выключение света. 52% людей совершили переход на более дешевые бренды, несмотря на то, что Украина считается одной из самых брендозависимых стран. Также 49% сократили свои расходы на развлечения вне дома.

Изменив сценарий, Виталий Брык предлагает рассмотреть то, на чем продолжат экономить украинцы. Так, в топ входит стабильная экономия на газе и электричестве, развлечениях в кафе и клубах, а также переход на более дешевую продукцию.

Что касается продуктов питания, то 1% людей готов покупать готовую еду, так как считает, что это более целесообразно в кризисные времена. Всем известно, что фрукты, овощи, мясо и рыба в своем чистом виде существенно подорожали. Именно поэтому украинцы совершают переход на альтернативные, пусть менее экологически чистые, продукты питания для того чтобы «накушаться», заявляет Виталий Брык.

В связи с тем, что доходы не растут, а цены непропорционально повышаются, люди начинают активно следить за ценами. Именно поэтому уровень знания цен среди покупателей существенно повысился: 15% людей утверждают, что знают все цены.

Статистика такова, что 23% респондентов в третьем квартале 2015 заявили, что у них вообще не остается денег после плановых покупок, по типу средств личной гигиены, медицины, прочего. Еще год назад таких людей было существенно меньше. Счастливые обладатели «лишних» финансов стараются обновить гардероб или отдохнуть на территории страны.

 

Среди разных категорий продукция подорожала по-разному.

 

Больше всего подорожали non-food товары, за счет чего упали объемы продаж этих категорий. Все это влечет за собой то, что люди активнее начинают искать выгодные предложения. Логично, что всегда есть процент людей, который готов переключаться между магазинами. Но, по результатам 3 кв.2015 года, каждый 5-й человек готов откликнуться на «горячее» предложение. Наиболее эффективно действуют скидки по типу «дополнительный продукт бесплатно».

Нация меняется, и молодое поколение уже не представляет свою жизнь без различных гаджетов. Статистика 2015 года гласит, что люди более активно используют интернет-приложения, через которые ищут специальные предложения и, в итоге, покупают продукт, заказывая его через интернет. Подобная тенденция обеспечивает эффективное развитие сферы он-лайн продаж.

 

Объемы в Украине падают из-за чрезмерной экономии людей.

 

Данные социологических исследований показывают, что украинцы стараются распределить свой бюджет между рядом игроков. Миссия покупок меняется, возможным становится вариант покупок «по чуть-чуть», так как это легче в моральном смысле.

 

Private Label в DIY позволяет быть особенным и уникальным.

 

Private Label влияет на лояльность покупателя посредством предложения, которое есть только в его сети и более низкими ценами, потому Private Label – это решение, заявляет Виталий Брык.

Статистика такова, что Privatе Label уже давно занял прочную позицию в «кармане» европейского покупателя (больше 30% от общих продаж), чего не скажешь об Украине – всего  8%.

 

Основной мотив покупки Private Label – это соотношение цены и качества.

 

Другие мотивы: 

 

Мерчендайзинг и планограмирование – это важно.

 

Покупателю должно быть комфортно внутри магазина, потому выкладка и планирование магазина остаются в приоритете. Персонализация и лояльность –другая важная особенность. Нужно предлагать клиенту именно то, что он хочет. Понимать логику его покупок, чтобы на ней выстраивать дальнейшую стратегию персонального шоппинга.

 

Уникальное предложение – всегда кстати.

 

К примеру, IKEA разработала мебель, которая подзаряжает гаджеты без проводов и розеток. Энергосберегающие дома, кварталы уютных домов, уже укомплектованных всем необходимым, кухни, которые можно забронировать для проведения времени с друзьями – примеры инновационных предложений, которые работают. Также не менее важна эмоция, утверждает Виталий Брык, что подразумевает производство продукции, наделенной атмосферой и идеей.

Несмотря на то, что покупательские настроения в 2015 году были не весьма позитивными, начинается новый год, который сулит кардинально иные парадигмы развития. Нужно лишь не забывать об инновациях, индивидуальном подходе, системах лояльности и уникальных предложениях, которые в силах обеспечить не только возвращение покупательского спроса, но и принципиально новую концепцию развития украинского ритейла.

 

ТЕКСТ: Алёна Лукьянченко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA 

 

 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги