Как уменьшить потери на ремиссии скоропортящихся товаров
В ходе конференции "Всеукраинский День Логиста-17: актуальные проблемы цепочки поставок и пути их решения. Свежие идеи и методы", которая успешно состоялась в пятницу, 24 ноября, Юрий Поенко, директор департамента логистики сети VARUS, представил свое видение того, как можно уменьшить потери розничной сети при управлении товарными запасами. Приводим краткое изложение основных положений его доклада.
Сегодня VARUS, по словам докладчика, - динамично развивающаяся сеть классических супермаркетов с широким ассортиментом, доступными ценами, отвечающая самым высоким требованиям своих клиентов. Розничная компания представлена 61-м супермаркетом с общей торговой площадью более 60 тыс. кв метров в Киевской, Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областях.
В торговых точках сети насчитывается до 25 тыс. SKU ассортимента, среди которого немалое место отводится так называемому "скоропорту" – товарам с ограниченным сроком реализации. Поэтому эффективная работа с таким товаром – одна из главных задач специалистов сети.
У VARUS есть два распределительных центра (РЦ) в Киеве: один для овощей (среднемесячный оборот 1 500 тонн) и один – "РЦ-Холод" с двумя температурными режимами (оборот 700 тонн). Еще два распредцентра находятся в Днепре: "РЦ-Овоши" на 4,5 – 6 тонн и "РЦ-Холод" с двумя температурными режимами, рассчитанный на хранение и обработку около 3 тыс. тонн товаров в месяц. Товар с РЦ поставляется на ежедневной основе 7 раз в неделю в каждый из супермаркетов сети.
"Это значит, что один пакет молока – один и тот же SKU — попадает в магазин каждый день", - поясняет Юрий.
Для того, чтобы товары без задержек поступали в магазины сети, логистическое подразделение компании вынуждено постоянно уделять внимание решению ряда вопросов, среди которых:
- Соблюдение качественных показателей на всех звеньях цепочки поставок;
- Оптимизация цепочки поставок с целью сокращения времени «попадания» товара от производителя (импортера) на полки магазинов;
- Качественное управление товарными запасами на РЦ и в супермаркетах;
- Улучшения качества «внутримагазинной» логистики.
Еще один вопрос, которому, по словам Юрия, постоянно уделяется внимание – это скорость выполнения всех операций.
"Для товаров, которые имеют срок годности три дня, очень важна скорость обработки и поступления в торговый зал, - считает эксперт. — Все наши усилия направлены на то, чтобы сократить время на то, чтобы закупленный, к примеру, во Львове товар был быстро привезен в Днепр, обработан на РЦ и отправлен в 61 магазин".
На каждом из этапов работы с товаром Юрий Поенко отмечает наиболее важные моменты и направления.
Складские операции
На этом этапе он выделяет следующие важные моменты:
- Соблюдение условий приема, хранения и отгрузки (постоянный температурный контроль);
- Сокращение потерь при комплектации (тара, технология отбора);
- Соблюдение товарного соседства;
- Соблюдение принципов FEFO;
- Сокращение товарного запаса на РЦ.
Особое внимание при этом Юрий предлагает уделять таре.
"Очень сложный вопрос для складских операций – это тара. Когда мы говорим о холодной логистике, то понимаем, что каждый производитель, дистрибутор привозит товар в какой-нибудь таре. Но вопрос в том, что каждый из участников цепочки поставок использует ту тару, которая удобна для него самого и не думает о том, как с ней дальше будут работать другие", - уверен докладчик.
Это приводит даже к некоторым курьезам: оказывается, что одним из самых популярных видов тары для овощей на сегодня стали "банановые ящики", оборот которых в Украине достигает огромных цифр.
К основным трудностям, на которые розничная сеть должна обратить внимание при повышении эффективности складских операций, докладчик причисляет следующие:
- Стандартизация и унификация тары
- Качественная потребительская упаковка
- Предпродажная подготовка (калибровка, переборка и отбраковка для овощей)
- Сокращение минимальной партии поставок от производителей
Чтобы решить проблему, скажем, некачественной упаковки, в сети VARUS вынуждены проводить предпогрузочную подготовку, а также калибровку, переборку и отбраковку овощей. Кроме того, сокращение минимальной партии поставок от производителей приводит к тому, что ритейлер не может закупить, к примеру, 10 тонн арбузов в Херсонской области, а вынужден делать перманентные закупки бахчи, в ходе которых и старается отобрать нужное количество "кавунов".
Транспортные операции
Не менее важны, считает спикер, и транспортные операции. Здесь решения, прежде всего, требуют:
- Контроль температурных режимов на всех этапах доставки товаров (от производителя до РЦ, от РЦ до магазинов);
- Использования стандартизированной тары (пуллинговые ящики roll-cage);
- Своевременная доставка на РЦ и с РЦ на магазины.
"На этом этапе мы пытаемся исключить проблемы, которые связаны именно с доставкой продукта, - поясняет эксперт. - Одним из решений этой проблемы могут стать пуллинговые (складывающиеся) ящики. Они специально создаются для того, чтобы в них можно было переложить продукцию из "бананки". Также есть отдельный проект - roll-cage – это контейнеры, которые позволят перевозить продукцию не в стандартных ящиках,накрытых пленкой, которая за что-то может цепляться, рваться и растягиваться, а перевозить именно в контейнерах, где она остается в целости и сохранности, и откуда может очень быстро размещаться на полке".
Основными трудностями, которые необходимо решить при выполнении транспортных операций, докладчик называет следующие:
- Устаревший парк автомобилей
- Колебание цены дизельного топлива
- Состояние дорог в стране
- Наличие дозволов на международные перевозки (увеличение времени доставки).
Особо выделяет докладчик устаревший парк автомобилей. Сейчас, по его мнению, складывается ситуация, когда большинство рефрижераторов – "древние" машины. Покупать новые для сети, которая стремится не повышать цены на продукты – весьма накладно. "Поэтому это и есть проблема: новые "рефы" стоят дорого, и арбузы мы возим "Камазами", которые старше меня. Картошку тоже. Это проблема, которая мешает рознице развиваться", - отмечает спикер.
Управление товарным запасом
Но при всех заминках с операциями на складе или с доставкой товара главными трудностями, убежден Юрий Поенко, являются потери от списания товаров в магазине.
"Во всех порядочных сетях (а все мы порядочные сети) существует золотое правило: Просроченного товара в магазине быть не должно. Если вы думаете, что руководство сетей поощряет использование залежалого товара (как показывают в некоторых передачах), то это все не так, - сетует директор департамента логистики сети VARUS . Существует строгое правило: просроченного товара на полке быть не должно. И основная масса потерь возникает из-за некорректного, неправильного управления товарными запасами на полке".
Для того, чтобы улучшить ситуацию с управлением товарными запасами, в сети внедрили систему автозаказа, которая построена на программном комплексе GOODSTREAM, основанном на теории ограничений (ТОС). При формировании автоматического заказа учитываются:
Ежедневные продажи (в частности, "вес" каждого дня: как известно, продажи вторника сильно отличаются от продаж четверга);
Ежечасные продажи (люди покупают молоко после рабочего дня, а колбасу – утром);
Выкладка на полке в каждом супермаркете;
Маркетинговые активности (акции сети, акции поставщиков и т.д.);
Текущие остатки товара;
Списания товара;
Сезонность;
Аналоги товаров (часто для людей, которые покупают пакет недорогого молока, не имеет значения, какой товар купить – "Хуторок" или "Яготинское" – это не брендозависимая категория товаров).
Основными трудностями, которые возникают при управлении товарными запасами, эксперт считает следующие:
- Ограничения в супермаркетах по зонам хранения;
- Трудоемкость поддержания оперативных корректных остатков товаров;
- Ручное управление при ошибках прогноза маркетинговых акций.
"Каждый магазин имеет ограничения по зонам хранения, - поясняет Юрий. - Все собственник торговых сетей понимают, что деньги приносят продажи, которые делаются с полок. Поэтому обычно вся площадь магазина по максимуму отдана под торговый зал. Зоны хранения как такой для скоропорта и т.д. обычно очень маленькие. Холодильные камеры также имеют ограниченный объем. По многим товарам имеются различные ограничения. Скажем, товар пришел утром, и на полку весь не влез. Его нужно где-то разместить, потому что он будет продаваться после обеда. Соответственно, это тоже есть для нас определенная проблема. Поэтому мы сейчас думаем о том, чтобы привозить товар меньшими партиями".
Есть определенные трудности и относительно маркетинговых акций: очень легко прогнозировать отдачу от акций Кока-колы и других известных брендов. Но очень трудно прогнозировать маркетинговые акции мало известных марок молока.
"К примеру, есть несколько брендов молока, - поясняет докладчик. - Когда один из производителей запускает свою акцию, люди покупают то молоко, которое дешевле. Соответственно, товар конкурентов останавливается в продажах".
Поэтому ритейлеры вынуждены составлять массу алгоритмов и методик выхода из подобной ситуации: уменьшение запаса конкурентов, увеличение полочного пространства и т.д.
Но, по большому счету, для оптимизации управления товарными запасами докладчик предлагает такие ноу-хау:
- Изменение системы мотивации менеджеров магазинов, направленной на улучшение работы с полкой магазина;
- Безакцептная приемка товаров с РЦ;
- Еженедельный анализ out-stock и over-stock;
- Ежемесячный анализ списаний (формируются предложения, направленные на улучшение системы управления товарными запасами).
Путь к совершенству
В глобальном же масштабе решить все перечисленные выше вопросы, по мнению Юрия Поенко, можно будет в случае:
- Стандартизации и унификации тары.
- В ситуации, когда поставщик станет думать вместе с розничной сетью в какой таре он должен везти товар и какой должна быть упаковка.
- Когда улучшится упаковка всех без исключения потребительских товаров.
- Когда ритейл и производители будут совместно проводить анализ списаний и определять их причины.
- В случае постоянного усовершенствования системы управления товарным запасом.
В целом, уверен спикер, у каждого менеджера есть масса возможностей для проявления своих задумок и идей, что позволяет любому креативному человеку испытывать подъем творческих сил.
"Было очень интересно услышать на конференции доклад Павла Ивлева о том, как хорошо функционирует рынок логистики в США, - улыбается Юрий. – Даже захотелось немного пожить там. Но работать, думаю, все-таки, лучше в Украине: за океаном все решено, выполнено и достигнуто. Красиво, но скучно. У нас же масса неограниченных возможностей!"
Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: потери, скоропортящиеся товары, сеть VARUS, Юрий ПОЕНКО
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар