12 лютого 2009
Почему покупатели "покупаются" на цвет

Мартин Пеглер, один из основоположников визуального мерчандайзинга, профессор Fashion Institute of Technology, утверждает, что визуальные мерчандайзеры — это "психологи мира розничной торговли". На Западе в университетах даже ведется подготовка студентов по этой специальности в связи с востребованностью профессиональных "оформителей продаж", в странах же СНГ предприниматели с прохладцей относятся к возможностям визуального мерчандайзинга. Одно из объяснений этому — "невозможность диагностики действенности визуального мерчандайзинга в каждой конкретной торговой точке". Такое отношение, по мнению г-на Пег-лера, изменится с увеличением доли магазинов самообслуживания — в условиях обостряющейся конкуренции владельцы торговых точек будут вынуждены искать новые способы привлечения покупателей, помимо простого наличия товара на полках и размещения магазина в жилом доме. Опыт работы западных ритейлеров показывает, что переход от понимания мерчандайзинга как всего лишь "свода правил" выкладки товара к использованию "мерчандайзинговых" возможностей самого торгового помещения происходит очень быстро. Магазин должен привлекать покупателей и руководить их действиями — в этом нет никакой мистики, ставка делается исключительно на законы психологии с учетом локального менталитета покупателей. Как показывают исследования, более 70% отечественных потребителей изначально не сориентированы на продукцию конкретной торговой марки и при отсутствии на полке с легкостью берут другую, совершая приблизительно две трети покупок импульсивно. Поэтому при правильном использовании инструментария мерчандайзинга у магазинов есть возможность значительно увеличить уровень своих продаж и привлечь к себе новых постоянных клиентов.
Примером удачного применения мерчандайзинга для создания атмосферы, располагающей к покупкам, можно считать небольшие магазины.
"На Западе все большей популярностью пользуется формат "магазин у дома", в котором создается максимальный уют для покупателя. Наличие в нем мини-кафе и зоны отдыха превращает торговую точку в место встреч соседей и друзей, - говорит Мартин Пеглер. - Площадь помещения вовсе не является решающим фактором, главное - функциональная обоснованность каждой детали и комфорт для покупателей. Сегодня при наличии огромного количества маленьких магазинов и минимума времени, отведенного на покупку продовольственных товаров, для покупателя наиболее привлекательной становится торговая точка, которая отвечает ряду требований: удобное расположение, достаточный ассортимент и приятная атмосфера".
Все фишки — на "красное"!
Один из наиболее эффективных инструментов визуального мерчандайзинга — использование влияния цвета — часто ставится под сомнение противниками колористики на том основании, что б ситуации, когда ритейлеры будут оформлять помещение "по правилам", все магазины стануг безликими и однообразными. Ответом же сомневающимся может стать обращение к теории мерчан-дайзинга, в основе которой находится аналитическая систематизированная информация о характеристиках целевой аудитории: демографической, социальной и т.д. Именно конечный объект воздействия — покупатель — является решающим фактором при выборе используемых методов влияния и манипулирования. И важным стимулятором поведенческих механизмов становится не обособленный цветовой фактор, а комплексное решение — свет, цвет, запах, звук, консолидируемые в рамках архитектурного решения. То есть, при наличии определенных параметров помещения, особенностей реализуемого товара, предполагаемого формата торговой точки, подход к цвету будет разным. Именно поэтому "цветовые эксклюзивы" в оформлении будут достаточно эффективны, если сориентированы на вкусы конкретного потребительского сегмента.
Ознакомившись с интерьерами московских магазинов, г-н Пеглер отметил характерную для российских (и, вероятно, украинских) ритейлеров тенденцию: неэффективное использование графического материала на фоне безликих стен, чрезмерное количество аляповатых рекламных постеров и маленьких, нефункциональных указателей. Подобная эклектика приводит к эффекту информационной перенасыщенности торгового пространства, созданию негативного настроя. В таких случаях единственной рекомендацией может стать размещение большой и понятной покупателю вывески над торговыми залами или отделами. Использующиеся графические изображения должны быть яркими и энергичными, неся в себе смысловую нагрузку и помогая покупателям ориентироваться в процессе поиска необходимого товара. Кроме того, не рекомендуется использовать комбинацию "рекламный плакат плюс вывеска", поскольку зачастую рекламные материалы бывают оформлены гораздо привлекательнее, нежели информативные, сбивая с толку потребителей и заставляя хаотично блуждать между стеллажами. Также, следует учитывать существование цветовых комбинаций, которые привлекают к себе внимание потенциального покупателя. Лучше всего воспринимается черная надпись на желтом фоне, сочетание зеленого шрифта на белом фоне или красного - на белом.
Цвет, убежден Мартин Пеглер, обладает как физическими, так и психологическими характеристиками влияния на человека. На физическом уровне он может влиять на физиологические процессы в организме (общеизвестно, что красный цвет стимулирует учащение сердцебиения), стимулируя или подавляя агрессию. Исходя из эффекта, производимого цветом на психику, их делят на возбуждающие и успокаивающие. К первой категории относится теплая гамма производных от красного и желтого, ко второй - холодные оттенки синего и зеленого.
Так называемые активные цвета, к которым относятся красный и желтый, привлекают к себе внимание и запоминаются намного больше, использовать их можно при оформлении вывесок, а также в случае необходимости задать направление движению покупателей. Но поскольку активные цвета действуют как сильные раздражители, не следует чрезмерно ими увлекаться, памятуя о персонале магазина. Говоря о цветовом зонировании помещения в соответствии с товарными группами, Мартин Пеглер советует максимально учитывать природу самого продукта и гипотетический ассоциативный ряд, который с помощью цвета выстраивается в воображении покупателя. Немаловажно учитывать при этом тематическое единство оформления помещения, его функциональность и комфортность.
Так, в оформлении бакалейного отдела Мартин Пеглер рекомендует использовать разнообразные теплые оттенки коричневого и желтого, а из материалов отдавать предпочтение дереву или стилизованному под него пластику. Оригинальные деревянные полки, расположенные удобно для покупателей, использование плетеных корзин для багетов, яркая большая вывеска над отделом создадут ощущение удобства и комфорта для покупателей. Одной из грубейших ошибок владельцев российских магазинов, отмечает американский профессор, становится само расположение хлебного отдела — как правило, недалеко от входа в служебные помещения, где воздушными потоками уносятся аппетитные запахи свежей продукции. "Доказано, что проголодавшийся человек, придя в магазин, приобретет в два раза больше продуктов питания, нежели планировалось изначально, — говорит г-н Пеглер. — Именно поэтому на Западе гораздо большее внимание уделяется такому манипулятору, как запах, даже если он имеет искусственное происхождение".
Еще одной торговой зоной, "чувствительной" к запахам, является отдел чая и кофе: привлекательный аромат свежемолотого кофе становится стимулом к его эмоциональным покупкам. А так как этот напиток ассоциируется у большинства потребителей с минутами отдыха, рекомендуется при выборе базисного цветового решения обращаться к темным теплым тонам, которые способствуют снижению раздражения, расслабленности и в целом смягчают возбуждение: темно-коричневый, насыщенный бордовый, приглушенный коралловый. В качестве отделки можно использовать вкрапления желто-песочного, золотистого, кирпичного. Что касается освещения, то в таком отделе вполне допустим неяркий свет с акпентами на товаре и хорошо продуманная локальная подсветка витрин или полок.
К тому же при наличии торговых площадей в таком отделе рекомендуется открыть мини-кафе, где покупатели могли бы попробовать предлагаемый кофе. Такая практика не является новинкой: один из отечественных производителей тонизирующих напитков практикует работу двух заведений - кофейни и магазина в соседнем помещении, где можно купить понравившийся сорт кофе. В результате компания приобретает постоянных посетителей и покупателей.Рыбный отдел можно оформлять с использованием морских мотивов и соответствующих цветовых решений: всевозможных сочетаний и оттенков синего, голубого, бирюзового и серебристого. Но та кое цветовое решение должно быть оправданным, поскольку синие холодные тона понижают температуру помещения на 2-3 градуса.
Ни в коем случае не стоит использовать эти цвета для оформления витрин, за стеклом которых будет находиться продукция розового или красного оттенка (разделанная рыба, мясо) поскольку это при даст ей непрезентабельные оттенки. Не рекомендуется также держать мясные продукты в лотках синего или голубого цвета, создающих иллюзию несвежести товара.
Использование синего цвета обосновано в том случае, если есть необходимость выделить предметы, которые должны привлекать внимание на большом расстоянии или необходимо принять взвешенное решение (например, в салонах бытовой техники, в ювелирных магазинах и т.д.) — синий цвет, в отличие от других спектральных цветов, менее всего изменяется и действует успокаивающе, а его холодные оттенки способствуют трезвой оценке ситуации. Но при длительном воздействии синего цвета у человека появляется чувство усталости, депрессия. Такой же эффект вызывает и избыток в оформлении помещения фиолетового цвета, поэтому желательно использовать этот цвет в качестве акцентных пятен небольшой п.лощади.
Отделы свежих овощей и фруктов г-н Пеглер рекомендует оформлять с помощью декоративных нюансов, создавая фермерские мотивы: деревянные ящики, зеленые исскусственные листья (таким образом создается ощущение свежести продукта). Но самое важное в данном случае — правильное выделение такого товара, которое способно сделать его привлекательным по своим внешним параметрам. "Овощи и фрукты нуждаются только в правильном освещении и оформлении, — утверждает Мартин Пеглер. - Стоит убрать их из некогда белых грязных лотков и серых пластмассовых ящиков, заменив их деревянными конструкциями (невысокие стеллажи или деревянные подставки), правильно направить свет — и вы сами подивитесь переменам и связанным с ними результатом в денежном эквиваленте".
При оформлении товаров непродовольственного сектора выбор цвета зависит от типа товара и аудитории. Существуют стойкие тенденции, к которым человек привыкает с детства, еще при подборе распашонок: голубое — для мальчиков, розовое - для девочек. Поэтому в тех отделах, где торгуют товарами для младенцев, стоит отдать предпочтение пастельным теплым тонам.Легендарная создательница популярной косметики Мэри Кей, выбрав нежно-розовый цвет для упаковок и баночек крема, поступила весьма разумно, поскольку, как утверждают психологи, в 75% случаев такой цвет вызывает ассо циации с мягкостью и хрупкостью. Его использование в оформлении торгового помещения (например, отдела косметики и парфюмерии) способствует возникновению "омолаживающего" эффекта — в слегка розовом свете кожа выглядит более привлекательной, что является для женщин лучшим консультантом-продавцом.
О цвете при свете
Но даже при условии правильно подобранного цветового оформления магазина его эффект может быть "сведен на нет" неправильным освещением. Кажущаяся простота вопроса на самом деле обманчива.Мартин ежемесячника RETAIL DESIGN & VISUAL PRESENTATION.
* За единицу светового потока принимается Люмен (лм) - единица измерения светового потока. Один люмен равен световому потоку, излучаемому в телесном (пространственном угле) однородным точечным источником с силой света в одну канделу.
Люкс - это единица измерения освещенности, которая равна отношению значения светового потока в люменах к площади проецируемого изображения (люмен/квадратный метр).
** Индекс цветопередачи лампы характеризует степень точности, с которой воспроизводится истинный цвет объекта. Каждая лампа имеет свой Индекс цветопередачи - Colour Reproduction Index (CRI), который измеряется в Ra Максимальное значение Ra равно 100.
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: мерчандайзер, визуальный мерчандайзинг, создать магазин, цвет магазина, мерчандайзинг,
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар