15 листопада 2012

На что идут производители ради значка Organic на упаковке

На что идут производители ради значка Organic на упаковке

2972

Мода на органические продукты дошла и до украинского потребителя. Другое дело, что удовлетворить потребности клиента, заботящегося о собственном здоровье, производителям пока не так просто. Ведь только чтобы получить разрешение на маркировку Organic нужно пройти долгий путь.

«Пусть прозвучит странно, но наши коровы питаются лучше, чем большинство украинцев», – говорит Олег Жуковский, председатель наблюдательного совета «ЭтноПродукт». Отказ от применения пестицидов, синтезированных удобрений, химических средств защиты растений, трансгенных семян, антибиотиков, гормонов, а также использование особенного севооборота – это то, на что идут производители органических продуктов. Оценили ли их усилия украинские потребители?

В 2008г. Олег Жуковский купил четыре хозяйства в Черниговской области и занялся органическим земледелием и животноводством. Но только в прошлом году все его фермы – 8000 га и стадо на 2500 голов – получили сертификат органического производства ЕС, а вместе с ним право ставить европейский логотип Organic на молоко, мед и продукцию растениеводства.

Ради небольшого зеленого значка на упаковке пришлось постараться. Четыре года назад на фермы «ЭтноПродукта» приехали специалисты швейцарского Института экологического маркетинга и взяли десятки проб грунта, чтобы удостовериться, что в нем нет тяжелых металлов и радиации. Так был запущен процесс трансформации хозяйства из традиционного в органическое. Переходной период обычно длится два-три года, в течение которых компания должна следовать всем принципам органического земледелия, но реализовывать свою продукцию как органическую права еще не имеет.

 

Урожаи у органических хозяйств меньше. К примеру, урожайность органического картофеля составляет 60% по сравнению с обычной картошкой. Урожаи зерновых уменьшаются примерно на треть. Объемы механической работы и ручного труда растут.

При правильной работе с грунтом урожайность в растениеводстве можно улучшить. Но органикам никогда не достигнуть, к примеру, надоев индустриальных коров, которые дают около 10 т молока в год – в европейских фермерских хозяйствах и 6-9 т – в украинских. Для сравнения, корова в хозяйствах «ЭтноПродукта» приносит три тонны молока в год.


Продукция со значком Organic произведена по всем «органическим» правилам ЕС. Такой бизнес подходит не всем. «Среди наших клиентов были крупные компании, но они не смогли выполнить все требования. Потеря статуса органического производителя – не такая уж редкость на рынке», – говорит Ксения Гладченко, менеджер качества компании «Органик Стандарт». Массовым это производство не может быть однозначно. Даже в странах с развитым органическим земледелием, оно занимает не больше 5-8% рынка.

«Оптовику я продаю свой картофель по 3 грн. за кг. А в супермаркете он будет стоить – 14 грн.», – говорит Галина Илляш, председатель кооператива «Надия», получившего два года назад органический сертификат на производство овощей.

Но и такая премия за приложенные усилия ее устраивает. Ведь остальные производители продают картошку по 0,90 коп. за кг. Сейчас члены кооператива выращивают органические продукты на 20 га. В 2011г. они продали продукции на 100 000 грн.


Стоимость органических продуктов в Украине в разы выше, чем обычных (в США или Германии разница в цене – 10-15%). Далеко не все покупатели готовы столько переплачивать.

Рынок сертифицированной органической продукции в Украине невелик – 5 млн. евро в 2011г., по оценке Федерации органического движения Украины.

Около тысячи магазинов реализуют органические товары, но меньше ста из них, утверждает Евгений Милованов, глава Федерации органического движения Украины, осознанно занимаются развитием этой категории. Поэтому часто на одной полке соседствуют сертифицированные органические продукты и псевдоорганические товары.

Компании все еще запросто пользуются неосведомленностью потребителя и играют на чувствах «чем дороже, тем лучше». К примеру, шесть сертифицированных производителей предлагают органическое молоко и молочные продукты, а «примазавшихся» к органикам – еще несколько небольших фирм.

Похожая ситуация на рынке куриных яиц. С двумя сертифицированными фермерскими хозяйствами в Винницкой и Закарпатской областях конкурируют крупные производители промышленных яиц, которые продают продукт в супермаркетах, используя словосочетание «органические яйца» просто как маркетинговую уловку. Соотношение продуктов, соответствующих стандартам ЕС в органическом производстве и продуктов, просто названных производителей органическими, 50 на 50.

Рынок пока еще не оправдал его ожидания. До сих пор «ЭтноПродукт» продавал меньше 20% молока, как органическое. Остальное совсем по другой цене приходилось отдавать переработчику, которого мало заботит «здоровое» происхождение сырья. Но совсем скоро ситуация может измениться.

Всего в Украине около 150 компаний, получивших органический сертификат. В основном – это производители зерновых, овощей, ягод, соков, круп, муки.


Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

По материалам: forbes.ua

Раздел: Інновації у рітейлі >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*