12 грудня 2012

Как отразится на украинском ритейле поглощение компанией Auchan сети гипермаркетов Real?

Как отразится на украинском ритейле поглощение компанией Auchan сети гипермаркетов Real?

2516

Благодаря покупке Real украинское подразделение Auchan войдет в пятерку крупнейших продовольственных ритейлеров страны.

Когда месяц назад генеральный директор «Ашан Украина» Жерар ГАЛЛЕ заявил, что компания планирует развиваться в Украине со скоростью два магазина в год, это прозвучало как дежурное, но не очень реалистичное обещание. Последний украинский магазин компания открыла еще в марте 2010 г., во Львове, и с тех пор не проявляла признаков активизации. Однако прошел всего месяц после заявления Галле, и план на 2012 г. оказался блестяще реализован. Выполнение обещания обошлось группе Auchan в 1,1 млрд. евро.

 

РЕАЛьный «Ашан»

«В офисе Metro Group слышны хлопки пробок от шампанского», – пошутил один из пользователей сети Facebook в пятницу, после того как стало известно о покупке французской группой Auchan сети гипермаркетов Real, принадлежащих  немецкому концерну. Продать этот бизнес Metro пыталась на протяжении двух лет – и это только публичная часть переговоров с потенциальными покупателями.

Auchan приобрела активы в четырех странах –  91 гипермаркет в Польше, России, Румынии и Украине с суммарным объемом продаж в прошлом году более 2,6 млрд. евро. На Real претендовало несколько международных ритейлеров, однако не последнюю роль сыграл тот факт, что Auchan широко представлен на этих рынках, в отличие, к примеру, от Tesco, который также приценивался к объекту. «Auchan… наиболее подходящий покупатель на  бизнес-активы Real в Восточной Европе. Он предлагает хорошие перспективы развития для гипермаркетов Real и их сотрудников», – сказал Олаф Кох, председатель правления Metro AG.  

«Благодаря покупке бизнеса Real в четырех странах Groupe Auchan имеет возможность сбалансировать свое присутствие в Центральной и Восточной Европе», - отмечает Вианне МЮЛЬЕ, председатель совета директоров Groupe Auchan.

За собой Metro оставила немецкое подразделение Real – группа верит в перспективность формата «гипермаркет» на этом рынке. Сделка также не коснулась турецкого бизнеса Real, но на сей раз по причине равнодушия покупателя – Auchan  не работает в этой стране.

Сделка будет закрыта уже в 2013 г., после соблюдения процедурных формальностей, в частности, получения разрешений на поглощение от антимонопольных органов. Еще не менее полугода займет процесс интеграции новых активов в структуру группы Auchan. После этого гипермаркеты Real перестанут существовать – покупатель планирует масштабный ребрендинг. 

Сумма сделки – 1,1 млрд. евро. Какую часть из этой суммы сгенерировали украинские активы, стороны не разглашают. «Мы не подсчитывали эту цифру», – ответил представитель Metro Group Рюдигер ШТАЛЬШМИДТ. При этом он подчеркнул, что, несмотря на продажу активов в Украине, группа продолжает рассматривать этот рынок как перспективный. «Мы сфокусируемся на развитии Metro Cash & Carry и таким образом продолжим присутствовать в стране», – пояснил он.

 

Украинские активы

Из 91 магазина Real, которые стали объектом сделки, в Украине расположены два – в Одессе и Киеве. Магазинов сети Auchan в Украине восемь. 20 млн. евро составляет средний размер инвестиций в один гипермаркет Auchan в Украине. Окупаемость гипермаркета – 6-7 лет.

То, что Auchan в Украине – более конкурентоспособная сеть, даже безотносительно  к количеству магазинов, чем Real – несомненно. У Auchan более четкое и понятное позиционирование, к тому же налажено производство товаров private labels. Приобретая Real, французы не только нарастили свои площади в Украине на более чем 20 тыс. кв. м, но и ликвидировали конкурента, поскольку Real позиционировался как гипермаркет-дискаунтер. «Их коммуникация всегда была сфокусирована именно на ценах», – отмечает Глеб ВЫШЛИНСКИЙ, заместитель директора GfK Ukraine

По его словам, одесский магазин Real достаточно успешен, обслуживая поселок Котовского, где проживает 250-300 тыс. человек. Столичный объект, учитывая удачное расположение – практически в центре города, на ул. Антоновича, – также имеет хорошие перспективы, считает г-н ВЫШЛИНСКИЙ.

Любопытно, что второй и последний гипермаркет Real открылся всего полторы недели назад в новом торговом центре Ocean Plaza. Открытие магазина сопровождала активная рекламная кампания (в основном на радио и листовки), главный посыл которой: «Жить стало дешевле». Целесообразность вложений в промо теперь, когда очевидно, что Real осталось существовать считанные месяцы, очень сомнительна. «Возникает мысль, что локальный топ-менеджмент Metro до конца не был осведомлен о сделке», – предполагает Игорь ГУГЛЯ, генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine.

Такая скрытность вполне в духе транснациональных компаний, особенно публичных, поскольку любая утечка может повлиять на курс акций. «В итоге промо Real в Оcean Plaza – это, конечно, выброшенные деньги, но при сумме сделки более чем 1 млрд. евро  – это оправданная плата за сохранение конфиденциальности», – признает ВЫШЛИНСКИЙ.

Два гипермаркета в городах-миллионниках – удачное приобретение для Auchan на украинском рынке, особенно учитывая сложности при покупке участков для строительства с нуля. Как отметил один из операторов рынка, после разрыва тесной кооперации с «Фуршетом» Auchan развивался самостоятельно, и на собственном опыте успел убедиться, что выделение земли и получение разрешений на строительство в Украине – дело непростое. «Для компании, которая не настроена давать взятки, это довольно сложно», – констатирует собеседник.

Де-факто количество магазинов сети уже увеличилось до 10. Затраты на комплексное переоборудование магазинов и ребрендинг могут достигнуть нескольких миллионов долларов.

 

Топ-5

Несмотря на несопоставимые обороты и относительно небольшой масштаб бизнеса Real в Украине, присоединение этих двух гипермаркетов существенно упрочит позиции украинского Auchan. На конец 2011 г. оборот Auchan в Украине достиг 5 млрд. грн. Компания занимает шестое место в стране по этому показателю среди продуктовых ритейлеров.

Оборот Real в Украине за этот период – 300 млн. грн. «Новый Real в Киеве будет генерировать минимум в два раза больше, чем одесский – около 600 млн. грн. Итого в сумме – 5,9 млрд. грн. С учетом инфляции в 15% оборот объединенной компании на конец 2013 г. составит около 6,7 млрд. грн.», – подсчитал Игорь ГУГЛЯ.

С таким показателем компания поднимается на четвертое место в стране, потеснив «Фуршет» и «Велику Кишеню». «Но это при условии сохранения статус-кво, если другие сети не будут наращивать активы. Рыночные симптомы указывают на то, что если кого и обойдет Auchan, то это будет «Фуршет», поскольку у этой сети довольно размытые планы по развитию. А «Ритейл Груп» (сеть «Велика Кишеня») – наоборот, активизировалась», – добавляет ГУГЛЯ. Cовладелец компании «Фуршет» Игорь Баленко был не доступен для комментариев.

Не исключено, что «шопинг» Auchan в Украине не закончится поглощением Real. Теоретически, французской группе на нашем рынке могут быть интересны небольшие региональные сети, которые сейчас не выдерживают конкуренции с национальными игроками. «Возможно, еще «Караван» – он такой слегка бесхозный, обособленный, у него нет четкого позиционирования, и он мог бы стать органичной составной частью крупной сети», – говорит ВЫШЛИНСКИЙ

 

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

По материалам: forbes.ua

 

Раздел: Інновації у рітейлі >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*