23 грудня 2009
Розничный бизнес: основные тенденции и прогноз на будущее

Как помнят наши постоянные читатели, именно Юрию Наврузову принадлежит предостережение о чрезмерном увлечении торговых сетей заемными средствами в их стремлении к развитию, которое он высказывал еще в 2007 году задолго до проявления мирового кризиса.
ТМ: Юрий, добрый день. Благодарим за согласие ответить на наши вопросы. Как Вы оцениваете существующее положение рынка розничной торговли в Украине?
ЮН: Давайте вспомним результаты развития рынка розницы за несколько последних лет. Так, например, по данным госкомстата объем розничного товарооборота в 2006 году составил почти 124 млрд грн, что в сравнительных ценах на 25,3% превышает объемы 2005 года, при этом отмечалось, что рост розничного товарооборота в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 23%. В 2007 оборот розничной торговли составил 319 млрд грн при товарообороте предприятий розничной торговли 175 млрд грн. Аналогичные параметры рынка в 2008 году – 449 млрд грн и 244 млрд грн. Соответственно доля организованной торговли в общем обороте за последние годы составила порядка 55%. В то время как розничный рынок (оборот розницы) в целом рос с ускорением: темпы роста в 2003 составили 20%, в 2004/5 – 23-25%, в 2006/8 – 40-50%. С такими показателями украинская розница вступила в кризис.
ТМ: В чем Вы видите основные причины роста розничной торговли до кризиса?
ЮН: Основные причины роста отрасли я бы разделил на три составляющие:
- в экономической плоскости – это частично рост доходов, но главное – рост расходов, который могли себе позволить домохозяйства в связи с доступностью кредитов для потребителей,
- в психологической плоскости – это массовый психоз потребления в долг, некое стремление обывателей хоть в чем-то стать похожими на своих кумиров, имеющих бесконтрольное потребление продуктов питания и бессмысленное обновление товаров долговременного спроса вне всякой связи с жизненным циклом товаров и их физическим и моральным старением,
- в структурной плоскости – это стремительное увеличение точек организованной торговли и переключение потребителей на них.
Раздел: Інтерв'ю >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар