03 квітня 2014

Расчет заказа на товар с ограниченным сроком годности БЕЗ ПОТЕРЬ

Расчет заказа на товар с ограниченным сроком годности БЕЗ ПОТЕРЬ

4102

Любой закупщик, когда-либо сталкивавшийся с закупками скоропортящегося товара: со сроком годности от 12 часов до нескольких суток, знает, насколько непросто корректно определить размер заказа на «скоропорт». Как, управляя заказом, выбрать стратегию и учесть нюансы, чтобы результатами были минимизация потерь и упущенной выгоды - проконсультировал Виктор ШИКОВ, Генеральный директор «Тримас Групп» (г. Москва), Ведущий в СНГ Эксперт по планированию и прогнозированию, управлению запасами и потоками. 

 

Виктор ШИКОВ привел итоговые описания и формулы моделей из постановки задачи для модулей автозаказа, их плюсы и минусы, а также условия использования.

 

Заказ по минимуму

Суть данной стратегии проста и незатейлива: т.к. себестоимость продукта существенно (за редкими исключениями) выше торговой наценки на него, то заказывается ровно столько, сколько компания точно сможет реализовать.

Например, объем продаж компании по некоему виду скоропорта, колеблется в пределах от 148 до 186 единиц товара в день.

При сроке годности трое суток и соответствующей периодичности поступления заказ формируется на объем реализации за двое суток: 148*2=296 ед.

В этом случае минимизируются потери от окончания срока годности товара, но высок риск возникновения потерь, связанных с дефицитом.

Такой подход оптимален для позиций, не оказывающих существенного влияния на объем продаж и прибыль компании (или магазина) и при этом имеющие существенные риски отклонения от прогноза продаж.

Чаще всего это позиции групп CY и CZ. XYZ-анализ в данном случае проводится методом «точность/исполняемость» по прогнозу спроса/продаж.

 

Заказ по среднему

Эта стратегия также проста и может быть оптимальна для использования, в случае если срок годности продукта составляет от 3-х суток и более. 

Для продуктов со сроком годности менее 3-х суток данный подход не является оптимальным: высок риск окончания срока годности до полной реализации партии. Задача, решаемая при ее использовании, - обеспечение среднего возможного объема продаж, как наиболее вероятного для минимизации упущенной выгоды и параллельной попытки минимизировать потери от окончания срока годности товара.

Минус метода в том, что наценка редко равна себестоимости, поэтому потери от просрочки могут быть существенно выше, чем потери от отсутствия товара на полке.

Кроме того, дневные колебания спроса могут быть очень большими (в разы) относительно среднего.

 

***

Модели, описываемые ниже, менее известны (в том числе из-за того, что выводились Виктором ШИКОВЫМ и рядом его коллег, и не очень широко «пиарились»), но тем не менее, доказали свою работоспособность и эффективность.

 

Сбалансированный заказ

Когда при расчете объема заказа учитывается несколько параметров:

- Прогноз продаж.

- Вероятное отклонение от прогноза.

- Срок годности.

- Себестоимость продукта.

- Наценка.

 

Задачей при использовании данного метода является оптимизация заказа для минимизации потерь от окончания срока годности и параллельной минимизации потерь от упущенной выгоды (дефицита и связанного с ним отсутствия продаж).

Именно поэтому и учитываются такие параметры как «себестоимость», «срок годности» и «наценка».

Используемые параметры:

λ – интенсивность продаж (единиц товара в единицу времени).

σ - среднеквадратичное (как наиболее вероятное отклонение в большую и меньшую стороны) отклонение от средней интенсивности продаж.

Т – срок годности продукта.

L – себестоимость единицы товара на полке магазина (включая доставку).

V – объем партии поставки.

d – наценка на единицу товара. При этом может рассчитываться как:

d = δ*L, где δ – наценка в % к себестоимости товара.

Определяем возможные потери от окончания срока годности.

Эти потери возникают, если наш прогноз по объему реализации оказался выше фактической интенсивности продаж.

Потери от окончания срока годности связаны с падением продаж ниже прогнозируемого объема.
Потери от дефицита связаны с тем, что прогноз продаж занижен относительно фактического спроса или иначе - фактические продажи выше прогноза.

Исходить можно из нескольких предпосылок.

 

Вариант первый:

Рассчитан на подход, использующий при формировании прогноза продаж средний объем продаж за минувшие 10-20-30 дней.

В силу этого, мы можем пренебречь сезонным (по временам года) колебанием спроса.

Также принимается, что отклонения в большую и меньшую сторону от прогноза являются примерно равными, - продажи соответствуют нормальному закону распределения вероятностей.

Что в реальных условиях зачастую неверно, но с некоторыми допущениями может быть принято.

Объем партии заказа:

 

V=T*[λ+σ(δ-1)/(δ+1)]

 

Если предположить, что σ/λ=k

То есть k является коэффициентом, характеризующим величину σ относительно λ, то формула примет такой вид:

 

V=T* λ *[1+k*(δ-1)/(δ+1)]

 

Или

 

V=T* λ + T* λ *k*(δ-1)/(δ+1)

 

Видно, что при относительно невысокой наценке δ (<100%) партия закупки должна быть менее прогноза.

При низкой наценке (δ→0) и большой волатильности (вероятном отклонении) спроса (k→1) стоит принять решение о выводе этого товара из ассортимента.

 

Вариант второй:

В этом варианте также при формировании прогноза продаж используется средний объем продаж за минувшие 10-20-30 дней.

Мы также пренебрегаем сезонным (по временам года) колебанием спроса.

Но считаем, что отклонения от прогноза в большую и меньшую сторону равными не являются. Что на практике и является наиболее распространенным случаем.

 

Δ(+) - наиболее вероятное превышение в % относительно прогноза продаж.

Δ(-) - наиболее вероятное понижение продаж в %относительно прогноза.

d=L*δ 

Объем заказа:

 

V=T*λ*[1+(δΔ(+)-Δ(-))/(1+δ)]

 

То же можно выразить иным образом:

Если принять, что 

d =S-L

где

S – цена продажи товара 

L – себестоимость товара.

 

V=Tλ/S [S(1+Δ+)-L(Δ++Δ-)]

 

(T*λ) – как несложно заметить, это – прогноз продаж на период срока годности.

 

Вариант третий:

Этот вариант отличается от предыдущих тем, что в первом и втором поставка организуется к окончанию срока годности предыдущей партии.

Этот же вариант подразумевает под собой некую периодичность поставок скоропорта в точку реализации либо некую периодичность производства.

T – здесь периодичность поставки/производства.

τ – срок годности продукта в магазине.

Объем заказа/поставки:

 V=λ[δ*(T- τ)*(1+Δ(+))+ τ(1-Δ(-))]

 

Где:

λ – интенсивность истечения запасов (интенсивность спроса)

δ=d/L, 

d – размер торговой наценки в рублях, 

L – себестоимость товара в рублях.

T – здесь периодичность поставки/производства.

τ – срок годности продукта в магазине.

Δ(+) - размер наиболее вероятного превышения интенсивности спроса (фактических продаж) над прогнозируемыми - определяется из статистики.

Δ(-) - размер наиболее вероятного снижения интенсивности спроса (фактических продаж) относительно прогноза, - определяется из статистики.

 

Этот же метод можно использовать к формированию заказа для позиций с ограниченным жизненным циклом, например, в IT-сфере, в частности, для компаний, занимающихся поставками и реализацией различных гаджетов, а также расчета партий поставки «резко сезонных» товаров: елочных игрушек, подарков к «мужским» и «женским» праздникам и т.п.

Формула здесь дана в общем виде, т.к. возможны частные случаи, которые могут корректировать формулу, применительно к условиям данной компании: возможен ли контроль «первый пришел-первый ушел», срок годности может быть больше периода поставок и насколько больше, и т.д. и т.п. 

Например, при значительном превышении сроком годности периодичности поставок объем партии поставки можно формировать исходя из реализации за перерыв между поставками. 

Т.е. если периодичность поставок – ежедневно, а срок годности составляет 3 суток, то партия поставки может формироваться исходя из соображений «на день продаж».

 

Каждый конкретный случай и условия конкретной компании необходимо учитывать, но общий вид модели позволяет формировать достаточно адекватный заказ.

 

Записаться на тренинги, узнать ближайшие даты проведения, получить расширенную презентацию встречи и регистрационные документы для участия: (067) 505-25-24, (044) 383-50-34, st@trademaster.com.ua, Татьяна Ильенко

 

О ТРЕНЕРЕ – Виктор ШИКОВ:

Бизнес-тренер, консультант по логистике Виктор ШИКОВ (Москва) –акционер и соучредитель нескольких торговых и торгово-производственных компаний. Имеет большой практический опыт работы в сфере логистики: создания и управления системами снабжения и распределения – 17 лет; опыт консалтинга – 13 лет, опыт обучения владельцев и топ-менеджеров в открытом формате – 8 лет.

Детально о Тренере

 

Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA (В2В Медиа-группа TradeMaster® Group)

Раздел: Логістика >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*