13 вересня 2017

Как подготовить компанию к будущему. Пошаговая инструкция

Как подготовить компанию к будущему. Пошаговая инструкция

3755

В ходе «Битвы лучших тренеров», которая развернулась в рамках 7-ой Всеукраинской практической конференции «B2BMaster-2017», весьма драматично складывалась ситуация с голосованием в секции «В2В-Управление», где многие тренеры набрали высокое количество голосов слушателей. В итоге второе место и звание Серебряного тренера достались Андрею Длигачу. Во многом этому, вероятно, способствовала тема, которую представил докладчик, и которая волнует многих представителей бизнеса: каким будет наше будущее, каких приятных сюрпризов и неожиданностей ждать от него, как подготовиться к тому, чтобы приятных моментов было больше? Предлагаем изложение выступления спикера.


Справка

Андрей ДЛИГАЧ - доктор экономических наук, Генеральный директор группы компаний Advanter Group, председатель совета директоров холдинга Интернет-проектов iVentures, вице-президент общественной организации «Здоровая нация - ЗНАК», сооснователь движения FreeGen, соучредитель ГП «Нова Країна», Доцент кафедры международной экономики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Постоянный приглашенный преподаватель МИМ Киев («Стратегическое управление», «Маркетинговый менеджмент»), БВШД (Москва) и NIMA, Ведущий эксперт Украинской ассоциации маркетинга. Член профессиональных жюри конкурсов «Бренд Года», Беларусь (Председатель жюри 2008), «Белый квадрат» (Председатель жюри 2012, 2013), EFFIE Awards (2009, 2011), OPEN и других.


Свое выступление спикер начал с воспоминания о школьных годах: во время занятия физикой Андрей натолкнулся на формулу Лапласа, которая позволяет выяснить местонахождение любого человека или предмета в любом месте, в любое время. Тогда же у него возникло ощущение, что в мире все предсказуемо, все можно предвидеть и если будет создан какой-то супермозг, в который ввести все необходимые данные, то он сможет легко предсказать, что будет с определенной сферой экономики, отдельной страной или даже целым миром через некоторое время.

Как оказалось, такие предположения далеки от истины: даже в наши дни, когда появился искусственный интеллект («супермозг»), нейросети и big data, все попытки создать некий институт, который сможет точно прогнозировать цены на определенные виды продукции (зерновые, нефть и т.д.) оказываются безуспешными. И это при том, что в них задействованы лучшие умы и технологии человечества, все достижения современной науки.

Машины выдают большое количество вариантов, и не приводят никакой конкретики.

И даже если в любой сверхмощный компьютер ввести всю информацию о какой-либо стране, он не сможет смоделировать ее будущее.

«Потому что из всех путей развития будет выбран самый маловероятный – и это доказано Украиной многократно», - иронизирует докладчик.

В итоге мы прилагаем массу усилий, проводим массу исследований, а в результате получаем «А кто его знает». Такую ситуацию Андрей называет «Синдромом Франкенштейна». В ней мы существуем уже долгое время, полагая, что все изменения должны быть связаны с коалиционным правительством, договоренностями между ветвями власти и т.д.

«Мы с вами живем внутри фазового перехода, и многие события в нем являются случайными, - полагает Андрей Длигач. - Поэтому прогнозировать в случайном хаотическом процессе бессмысленно. Что делать по отношению к хаотическому процессу? Только управлять. Другого варианта нет: или ты научишься управлять процессом, или становишься объектом в чьей-то игре. А если ты объект в чьей-то игре, то вместо того, чтобы расти, как растет рынок, ты начинаешь умирать. Мы ведем анализ на многих рынках, и видим, что они вроде бы как выкарабкались из кризиса, а количество компаний на них неуклонно снижается».

На других рынках наблюдается обратная картина: они вроде бы падают, зато компании на них начинают процветать. Происходит это благодаря тому, что владельцы бизнеса перестают плыть по течению и делают контроверсивные действия. Например, американские стартаперы, живущие в Силиковой долине, активно скупают землю в Новой Зеландии, другие резко меняют характер бизнеса и т.д.

Поэтому докладчик советует руководствовать правилом №1: «Правил нет».

 

Джек Уэлч (в 1981—2001 годах генеральный директор General Electric) любил говорить, что если компания не меняется, то долго не просуществует. В наши дни рынки меняются очень быстро, коммуникации меняются очень быстро. А самое главное, что произошло – это то, что мир стал «плоским».

«Мы больше не ищем экспертов, а ищем экспертизу у тех, кого знаем и чьему мнению доверяем. Информация от знакомых для нас ценнее, чем мнение эксперта. И мы предпочитаем узнать мнение о загрязнении окружающей среды под Киевом от своего друга, который работает в Минэкологии, чем искать прогнозы от международных организаций», - отмечает Андрей.

В этом новом, «плоском» мире, появляются новые ценности. В нем появляются вообще другие технологии коммуникации, продаж, выстраивания отношений, управления. Все крутится вокруг отношений СО-вместной деятельности, доверия. Меняется в связи с этим и торговля. Крупные ритейлеры и инвесторы (тот же Уоррен Баффет) выходят из розницы, а Amazon и Alibaba идут в стационарные магазины. H&M уходит из Германии, но приходит в Украину.

Все из-за того, полагает докладчик, что все ищут, пробуют, испытывают новые для себя форматы, которые позволят торговать без продаж: не продавать, а влюблять.

К примеру, Mercedes подсматривает секреты у Wal-Mart и начинает предлагать посетителям вкусный кофе вместо того, чтобы рассказывать о «железе». Нейросети научились обучать другие нейросети, искусственный интеллект создает новый искусственный интеллект – все это показывает, что «джин уже вылетел из бутылки» - все вокруг человека ползает, летает, движется и т.д.

«Но когда пересматривать все те тренды, которые нас окружают, становится страшно. И возникает мысль, а что будет после того, как весь этот вал инноваций пройдет? Что будет после Google, после Facebook? Мы ведь собираемся жить в том мире? Поэтому, может, пора перестать прыгать с бубнами вокруг Гугла и говорить о том, какие они молодцы?», - вопрошает докладчик. И предлагает задуматься о создании бизнеса, который будет построен по правилам и принципам будущего, который не будет зависеть от прихотей государства или каких-то трендов. Но каким должен быть такой бизнес?

Каким будет будущее

«То будущее, которое является лучшей моделью для настоящего, имеет более эффективную организационную структуру», - считает тренер.

Улучшенная система мотивации персонала – это как и более тонкий айфон или другая техника, не имеют отношения к будущему, а просто представляют улучшение настоящего, так как не меняют основу.

«Система мотивации – это вчерашний день, - считает эксперт. - Персоналу нужно создавать рамку для реализации своих интересов и согласовывать эти интересы с ним. А вовсе не пытаться мотивировать. Продажи – также вчерашний день. Если ты хочешь что-то продать, то должен перестать продавать. Потому что будущее отличается принципом построения экономики как таковой. Будущее открыто, настоящее построено на контроле. Вместо системы, построенной на тотальном мониторинге всех процессов, развивается система, построенная на открытости и заинтересованности каждого. Если ты поддерживаешь в своем бизнесе ощущение комфорта, статус-кво, то ты просто греешь настоящее. В будущем все построено на рамках отношений, на креативности, а вовсе не на иерархических структурах. Так выглядит динамика экономики». 

Мы находимся в переходном периоде к экономике условного шеринга (от анл. share – «делиться» - ред.), где важным является не владение, а использование. В условиях глобального распределения не обязательно нужно большое количество заводов для производства чего-то. К примеру, в Украине за годы независимости построено 56 заводов – достаточно большое количество - но их появление не принесло заметного экономического эффекта. Если завод не ориентирован на экспорт, а только на внутреннее потребление, если он существует только для перераспределения средств, это приводит к снижению ликвидности компании, у нее практически убыточная ликвидность, негативная динамика. В итоге вместо того, чтобы развивать рынки, мы развиваем экономику второго-третьего уклада. Мы развиваем сельское хозяйство, даже не интенсифицируя его, вместо того, чтобы развивать новое сельское хозяйство, которое вообще не привязано к земле («вертикальные фермы», теплицы на крышах супермаркетов и т.д.).

«Мы держимся за эту землю двумя руками, не понимая, что все это заставляет экономику и страну дрейфовать в прошлое», - отмечает Андрей Длигач.

Но в будущем, вероятно, не будет перехода к тому, что мы называем «умное пространство» - «пришел домой, хлопнул в ладоши и зажегся свет, и т.д.». Дом будущего, считает докладчик, выглядит по-другому: «Ты пришел домой, а по дрожанию ключа в замочной скважине дом понял твое настроение, стены перекрасил, пончик приготовил, музыку Баха включил. Ты присел, дом тебя обнял, и ты счастлив. Это интеллектуальное пространство, потому что оно управляет. А не автоматизированное пространство, которым управляешь ты».

Нам придется научиться существовать в этом мире. Мы не будем думать о том, как продавать людям, потому что большую часть решений о покупках будет приниматься роботами. Совершать покупку также будет искусственный интеллект (закупщики уже отрабатывают подобные методы на системе «Prozorro»).

«Представьте: как продавать холодильнику с искусственным интеллектом, который связывается с rozetka.ua о поставке йогурта? Пока что мы этого не понимаем. И вот чему нужно учиться на конференциях, семинарах и тренингах. Нас всех напугал недавний вирус petya. Потому что он съел все наши данные, над которыми мы трясемся. А что нужно сделать для того, чтобы мы не тряслись над ними? Сделать их открытыми. На уровне блокчейна, облачных технологий или распределенных данных. Не пытайтесь защититься от будущего – оно все равно придет», - призывает Андрей Длигач. 

Также докладчик привел большое количество других признаков экономики будущего:

  • Динамические виртуальные «государства».
  • «Впечатления» вокруг объектов, а не в формате временной ленты.
  • Массовое персонифицированное производство.
  • Принципиально другой ландшафт производства конечных продуктов «по запросу».
  • Магазин будущего - это не магазин товаров, где человек бегает в поисках подходящих, а шоу-рум, в котором человек поставлен (посажен) в центр, а вокруг него разворачивается кухонная мебель, ТВ со звуком, продукты с рецептами, одежно-аксессуарные луки.
  • Кибернетические расширения человека.
  • Другое сельское хозяйство (Plenty: закрытые фермы компании позволяют выращивать в 350 раз больше продукции, чем поля или теплицы).
  • Анализ здоровья – «на лету».
  • Психическое здоровье – по лексикону (IBM).
  • Мгновенный анализ ДНК.
  • 80% профессий или исчезнут (как бухгалтера и дальнобойщики) или преобразуются полностью (как преподаватели и маркетологи) в ближайшие 20 лет.
  • Чем заниматься в мире персонифицированного роботизированного производства и сервисов на искусственном интеллекте? Творчеством, наукой, образованием.

 В будущем, уверен докладчик, кардинально изменятся все сферы жизни человека.

Также Андрей Длигач предложил слушателям чек-лист,  помощью которого можно определить, насколько компания готова к будущему. На каждый из вопросов нужно ответить «Да» или «Нет», и количество положительных ответов укажет, насколько близок бизнес к переходу к экономике нового типа.

  1. Есть ли понимание – почему сейчас покупают именно у вас? Достаточно ли у вас знаний о клиенте? О каждом конкретном
  2. В вашей стратегии есть план по партнёрству с facebook, google, prom.ua (bigl.ua, …), amazon, aliexpress, нова пошта, rozetka.ua, prozorro, igov, uber, tesla, delo.ua, made in ukraine, …?
  3. В стратегии определено, что будет источником вашего заработка в январе 2018 года (i.e. кто будет вашим клиентом)? В 2019 году? В 2020?
  4. Почему именно у вас они будут покупать?
  5. В вашей стратегии определено формирование/развитие системы доверия к вам? Репутация измеряема и управляема?
  6. Ваша стратегия базируется на развитии компетенций партнеров/сотрудников? …конкурентов?
  7. Ваша стратегия учитывает владение «ключевой точкой»?
  8. У вас в стратегии запланировано управление счастьем или что-то из Нового Мира?
  9. Ваша стратегия предполагает проактивное управление вашим рынком/нишей?
  10. Вас вдохновляет имеющаяся у вас стратегия?
  11. «Плоская» организационная структура. Управление рамками отношений на фоне внедрения corporate governance.
  12. Бизнес-модель на ценностях будущего. Стратсессия без форсайта - тактсессия
  13. От мотивации персонала – к бизнес-партнерству или геймификации. От корпоративной культуры – к внутреннему маркетингу
  14. «Выращивание» бизнеса, а не строительство. Безопасность как следствие открытости и вовлечения
  15. Гибкость и развитие экосистемы бизнеса. Облачные технологии. Контрактное производство. Аутсорсинг.

Всем, кого заинтересовала презентация Андрея Длигача, предлагаем просмотреть видео конференции на нашем портале или связаться с тренером по телефону (067) 505 25 24, электронной почте st@trademaster.com.ua.

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Пишите нам!

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*