17 октября 2017

Стратегия на миллиард: как эффективно организовать стратегическую сессию в компании

Стратегия на миллиард: как эффективно организовать  стратегическую сессию в компании

1761

Что такое стратегия и нужна ли она в бизнесе? Как правильно составить стратегический план? На какие этапы лучше разбить процесс создания стратегии в компании и почему нужно вовлекать в него как владельцев компании, так и каждого сотрудника? Ответы на эти вопросы прозвучали в докладе Юлии Алексеевой на «Битве лучших тренеров», которая проходила в рамках 7-ой Всеукраинской практической конференции «B2BMaster-2017».


Справка

Юлия АЛЕКСЕЕВА - бизнес-консультант, соучредитель и генеральный директор холдинга компаний «ZABUGOR.COM». Бронзовый тренер по управлению 2013 года, Бронзовый тренер по продажам 2015 г. Профессиональная деятельность: С 2011 г. - лектор в Школе Владельцев Бизнеса, активно сотрудничает с ее основателем. 2013 г. - издана первая книга в СНГ «Роскошный сервис в туризме. Настольная книга менеджера по работе с ВИП клиентом». 2014 году - основала общественную организацию «Открой Украину». 2015 г. - Юлия вошла в 20-ку Лучших бизнес леди Украины 2015 «SHE Rank TOP 100».


Представившись аудитории, Юлия заявила о том, что намерена говорить с участниками конференции о будущем.

"С вами сегодня будут много говорить о будущем. Это сейчас топ-тема любого мероприятия, которая необычайно популярна. Всех пугает этот future shock – шок от приближения быстрого будущего. Оно наступает настолько быстро, что мы не успеваем на него реагировать. И все пытаются найти какие-то рецепты, все пытаются нам объяснить смысл происходящего и что с ним делать", - уверена докладчик.

Каждый человек и особенно каждый бизнесмен ищет свой рецепт и предлагает прогнозы о том, как лучше вступить в цифровую эру, когда большое количество рабочих мест исчезнет, а время совершения всех бизнес-процессов сократится до минимума.

Пока что большинство наших соотечественников живут по принципу: когда в жизни проявляется конкретная проблема, они начинают думать, как на нее реагировать. Но правильно ли искать решение для сложной ситуации, которая уже сфомировалась? Не будет ли более разумным заранее продумать все возможные варианты развития событий и способы реагирования на них?

В качестве примера докладчик привела полководца Суворова. Несмотря на то, что более 70% информации о нем не соответствует истине, непреложным фактом является то, что фельдмаршал за 40 лет не проиграл ни одного сражения. Причина – в том, что у этого человека было сценарное мышление. Перед каждым боем он закрывался на несколько часов в каком-нибудь помещении и в голове проигрывал все возможные варианты боя (примерно 70-80 вариантов). Что делать, если противник применит артиллерию? Если побегут солдаты или растеряются офицеры? Какие шаги предпринимать в том случае, если неприятель окружит войска или даже изменится погода? Кроме того, все способы действий Суворов отрабатывал перед сражением с войсками, превращая толпу крепостных крестьян в сплоченную команду.

Точно так же может поступать и современный человек, который занимается бизнесом. То есть, продумать всевозможные реакции на различные события, а не стучать по дереву и боятся думать о них, чтобы, не дай Бог, не "накликать беду".

Такое применение сценарного мышления предполагает разработку стратегии действий конкретного человека или компании в различных ситуациях.

Стратегия - это ответ на простой вопрос: "КАК МЫ ПОБЕДИМ?"

Стратегия, в трактовании Юлии – это схема действий, притом довольно простая: "раз-два-три-четыре".

Пока что большинство наших сограждан воспринимает стратегию как нечто глобально-необъятное – то, что трудно поддается осознанию и выполнению.

В качестве примера докладчик приводит случай с представителем Минэкономики: на одном из мероприятий молодой чиновник (вероятно, получивший отличное образование за рубежом) выступал с рассказом о новой стратегии отношений государства и бизнеса – о том, как теперь все будет хорошо. Когда у него спросили, в чем выражается новая стратегия – в снижении налогов на несколько лет, в выдаче недорогих кредитов и т.д., он посмотрел на всех снисходительно и изрек: "Да вы что! Стратегия – это документ на 70 страниц, а вы ходите выразить его в 2 фразах!"

Между тем стратегия, считает г-жа Алексеева, именно и должна выражаться простыми терминами и словами.

"Когда начинаешь разбирать стратегию любой большой компании, понимаешь, что она довольно простая, но ее сила в том, что стратегия донесена до всех сотрудников и всем им понятна. В стратегии должна быть одна-две идеи, которые должны освоить все. У нас в стране проживает несколько десятков миллионов человек. Как можно донести до них стратегию на 70 страниц?", - удивляется спикер.

Что такое стратегия на бытовом уровне? Можно представить такую ситуацию: нам со школьных лет знаком некий молодой человек - большой умница, молодец и "светлая голова" – вступивший в период "кризиса среднего возраста". Он сидит на никчемной работе за минимальную зарплату, страдает от "тупого" начальника, дома – от "пиления" несносной жены и т.д. Какая для него может быть стратегия? Первое – освоить новую профессию/вид деятельности. Второе – сменить место работы. Третье – разобраться с женой/развестись. Точно так же и в бизнесе.

"Любая победная стратегия предполагает, что нужно что-то поменять в себе, должна быть какая-то внутренняя борьба. Все решения всегда на поверхности. Но мы постоянно ищем какой-то обходной путь. Часто приходится слышать такую стратегию: "Мы повысим в своем отделе продажи на 10%!" Супер! Но это цель. А в чем стратегия? За счет чего? Стратегия – это то, что меняет всю компанию. Прописать стандарты продаж – это не делает коренных изменений. Раньше стратегия прописывалась на 5, на 10 лет, сейчас же с шоковым приближением будущего она может меняться даже каждые 3 месяца. Поэтому должная быть достаточно простой для того, чтобы команда могла ее осознать и применять. Сотрудники должны понять стратегию и начать быстро реагировать для того, чтобы получить результат", - рекомендует докладчик.

Стратегия компании, которую возглавляет Юлия (туристическая деятельность в люкс-сегменте), выглядит следующим образом: в течение года разрабатывается линейка продуктов, которые есть только у этой компании, формируется собственная технология продаж и затем передается агентской сети.

"Под этим – куча проектов, программ, документов, просчетов, финансирование, но стратегия – это "раз-два-три". Это знает каждый из моих сотрудников, это везде у него прописано, это звучит на собраниях. Поэтому каждый четко понимает, куда мы идем. И он готов работать над ее выполнением, так как знает, что его ждет в будущем", - делится опытом докладчик.

Но как создавать стратегию в компании? Весь этот процесс спикер предлагает разбить на восемь этапов.

Первый - Сбор данных. Занимает в первый раз около 3-х недель. Впоследствии - 2-3 дня. Обычно собираются данные, которые важны для компании. "Для меня таким параметром является средний чек – стоимость моей путевки, - говорит эксперт. - Это то, насколько нам доверяют самые требовательные, самые успешные клиенты, которые пользуются услугами класса люкс, а не ищут скидок и низких цен. Важна рентабельность – сколько платят за наши услуги, а не за гостиницы, перелеты и т.д. Для меня не важна средняя зарплата рядового менеджера – только то, что может иметь значение в будущем".

Второй этап: Стратегическая сессия с учредителями. Она также очень важна, так как владельцы бизнеса в Украине обычно или вообще не занимаются делами компании, либо пытаются перебрать на себя все операционные обязанности управленцев. "Иногда владельцы – люди творческие, и стараются применить любую услышанную где-то на конференции идею. И когда у них в голове нет четкого 1,2,3…, возникает большая сложность как вообще туда вести компанию. На этом этапе очень важны продукт – цель (куда мы идем), замысел (стратегия – шаги, которые будем предпринимать – пресловутые 1,2,3 …) и идеальная картина того,  что мы хотим увидеть на выходе", - рассказывает Юлия. Обычно этот этап занимает 10-12 часов.   

Третий этап: Стратегическая сессия с ТОПами.

Лучше всего ее проводить 2 дня по 12 часов каждый. "Именно так я и рекомендую поступать, потому что первый день обычно не приносит результатов – мозг сопротивляется любой информации. И только дальше начинается связка идей, он начинает работать", - уверена спикер. На этой сессии владелец бизнеса говорит примерно следующее: "Наша команда сильна и прекрасна, мы плывем в такое-то будущее, вот такую идеальную картину мы видим". Но при этом он не озвучивает свою стратегию, только видение того, куда компания должна идти и основные, цифровые показатели, которых нужно достичь. После этого обращается к собравшимся: "Я знаю, что вы молодцы. Вперед, прокладываем путь!" И команда начинает прокладывать маршрут достижения цели. Так обычно происходит на зрелых рынках, где компаниям по нескольку десятков лет. Но когда владелец озвучивает свое видение идеальной картины, у него должен быть собственный ответ как добиться ее. Потому что если ставятся нереальные задачи (увеличить продажи на 200%), это не приносит результата. Иногда бывает, что предложенная топами стратегия – более реалистичная и реализуемая, чем у владельца. И когда они обе приводятся к общему знаменателю, на выходе получается "нечто невероятное". Итогом этого процесса должна быть стратегия с программами для всех функциональных подразделений, бюджетами, идеальными картинами и основными задачами на первый месяц. Вот это очень важный момент, считает спикер: если не прописываются задачи на первый месяц, люди выходят с понедельника, и как жили раньше, так и живут. Притом задачи на первый месяц должны быть настолько маленькими, "чтобы не было больно".

Четвертый шаг – Доработка и согласование всех материалов. Сведение в единый документ. Утверждение Владельцем. Подготовка презентации для сотрудников.

Пятый этап: Презентация стратегии сотрудникам. На это можно отвести 2 часа

"Собираем всех сотрудников и "на пальцах" им объясняем куда мы идем. Нужно четко довести до каждого, как мы планируем добиться указанных результатов. При этом обычно подводятся итоги прошлого года, рассказывается про будущее и т.д. Но самое главное – каждый должен выйти с четкой идеей о том, как будет осуществляться движение вперед", - считает Юлия Алексеева

Шестой этап - Написание программ для каждого из отделов. Отдел продаж – у него своя программа, которая будет включать обучение продавцов, составление технологических карт, изучение всего, тренинги. Своя программа будет у финансового подразделения, у других отделов. На этот этап можно выделить до 2-х недель.

Седьмой этап: Изучение сотрудниками стратегии и программ, аттестация на знание усвоенного материала.

И, наконец, самый важный, восьмой этап: Контроль реализации стратегии. Еженедельно и поквартально. Каждый руководитель отчитывается по своим программам.

После прохождения всех этапов процесса создания стратегия компания может быть уверена в том, что никакое "шоковое будущее" для нее не будет страшным, ведь в бизнесе, как и в путешествии, главное – знать, куда ты движешься и какой результат хочешь получить.

Всем, кого заинтересовала презентация Юлии Алексеевой, предлагаем посмотреть видео конференции на нашем портале или связаться с докладчиком по телефону (067) 505-2524, электронной почте st@trademaster.com.ua.

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги