01 березня 2018

Анализ трендов в ритейле, заявленных в начале 2017 года: что было задумано и что получилось? Часть 2

Анализ трендов в ритейле, заявленных в начале 2017 года: что было задумано и что получилось? Часть 2

5642

Отечественные маркетологи в начале прошлого года говорили о тенденциях развития розничной торговли в мире и о том, чего следует ожидать Украине в будущем, к чему готовиться. Что изменилось за год? Как развивались заявленные тренды в Украине, и какие тренды получили развитие на глобальном уровне? Эти и другие вопросы осветил Игорь Дидок — партнер Dot_Dot Innovation, в своем докладе на Конференции BIG TRADE-MARKETING SHOW, он провел анализ трендов в ритейле, о которых маркетологи заявляли год назад.

Шестой тренд — Food-To-Go — продолжил свое выступление Игорь, — это готовая еда, еда на вынос, готовые наборы продуктов, которые можно приготовить дома и так далее. Это действительно быстро набирающий обороты тренд в мире, и, на самом деле, этот тренд уже пришел и к нам в Украину. У нас в Украине очень долго не развивался формат торговли Convenience, это нишу занимали киоски, небольшие магазинчики, так называемый несистемный ритейл. Системный ритейл — розничные сети в настоящее время постепенно начинают входить в эту нишу. Как ни странно, но пионерами в этом направлении стали сети автозаправочных станций, у которых в магазинах есть широкий ассортимент еды на вынос, готовых к употреблению продуктов и так далее.  

На западной Украине развивается несколько сетей формата Convenience store. Они получили большее развитие на западной Украине, потому что там, в центре городов нет места под большие супермаркеты. Соответственно, это очень удобная среда для развития такого формата.

Например, новый формат супермаркетов «Сім-23» в городе Луцк, там и своя кухня и возможность приготовить себе лимонад, выпить сок, съесть салат.

Магазины при АЗС «ОККО», классический формат Convenience store выглядит так, как в Украине магазины при АЗС.

Торговая сеть Amazon Go — еда на вынос, готовые продуктовые наборы, которые вы можете приготовить у себя дома.

В Украине тренд Food-To-Go развивается, было несколько стартапов, на сегодняшний день некоторые из них закрылись, некоторые продолжают существовать и развиваться. Возможно, что еда на вынос и еда, готовая к потреблению — это тренд который будет жить и развиваться.

Автозаправочные станции сделали правильный выбор, развивая этот тренд в своих магазинах, бизнес на бензине становится все более призрачным, с развитием электротранспорта, и с развитием более экономичных двигателей внутреннего сгорания. Потребление топлива будет падать, но потребление продуктов питания падать не будет.

Седьмой тренд — это смешение форматов. Чистота формата осталась в прошлом, на сегодняшний день коворкинг в торговом центре или кафе, ресторан в супермаркете, уже никого не удивляет. Это действительно глобальный тренд.

На фото Kachorovska store & cafe — это обувной магазин, в котором вы можете позавтракать с полноценной кухней.

Почему ряд ритейлеров, особенно те, у которых частота визита и количество поводов для визита достаточно ограничена, пытаются внести туда какой-либо сервис, создающий дополнительные поводы для визита в этот магазин? Покупатели не покупают одежду и обувь каждый день, но завтракают и обедают каждый день, поэтому «non food» категории стараются смешать формат, чтобы привлечь дополнительное количество посетителей, увеличить число визитов.

«Зашла выпить кофе в обувной магазин и вышла с новыми сапожками», — это реально работает, поэтому этот тренд будет продолжаться.

Пример — ресторан «Lucky» в гипермаркете «Good Wine», успешный кейс, посетитель может попросить принести любое вино, которое находится в этом магазине, и ему продадут его без всякой ресторанной наценки по цене полки.

В последней части своего выступления докладчик предложил рассмотреть три глобальных тренда, о которых в прошлом году не говорили:

Первый глобальный трендсокращение средней площади магазинов. Данные Planet Retail, которые говорят о том, что с 2012 по 2022 год средняя площадь продуктового магазина в Европе сократится на 10%. Это огромные изменения. Понятно, что если супермаркет или гипермаркет уже построен, то он свою площадь не сократит, но новые торговые площадки, которые будут строиться, будут иметь меньшую площадь, и более того, площадь для выкладки товара внутри гипермаркетов, супермаркетов будет тоже сокращаться.

Почему так происходит?

Первая причина — это урбанизация, все больше и больше людей приезжает жить в большие города. И для этих людей потратить полдня или целый день для того, чтобы добраться в какой-то гипермаркет, это очень большая инвестиция, люди не хотят тратить так много времени. 

Второй момент — это уменьшение среднего размера семьи, сегодня потребителю не нужно делать закупки на неделю. Зачастую семья — это два человека, которые могут пообедать в ресторане или кафе. Вечером в Европе, например, потребление очень снижено, люди не готовят по вечерам, они берут какие-то готовые закуски, поэтому у них нет потребности в еженедельной закупке.

Ну и, в-третьих — это старение населения.

Все это приводит к тому, что потребность в торговых площадях в Европе или эффективность торговых площадей в Европе падает. Что это означает для производителей продуктов питания? Это означает, что попасть в магазин будет сложнее, обеспечить представленность товара в магазине будет сложнее. И к этому нужно быть готовым. Нужно быть готовым к тому, чтобы создавать новые каналы для продвижения и продажи собственных товаров, потому что, для ритейла нецелесообразно будет делать настолько широкий ассортимент продуктов.

Пример в Украине — компания «Жжук», на сегодняшний день у них более 500 магазинов гаджетов и аксессуаров к ним, в основном в маленьких городках страны. В компании понимали, что 20% площадей у них используются неэффективно. На сегодняшний день при магазинах «Жжук» уже открыто 10 кафе, и проект этот успешный.

Пример в Японии — сеть магазинов «7Eleven», у них 9000 торговых точек в стране, все они находятся в жилых зданиях, фактически в каждом квартале. Оборачиваемость товарного запаса в сети «7Eleven» — 55 раз в год. Доставка товара происходит каждые 30 минут, при этом они могут использовать мотоциклы, лодки, машины и даже вертолеты. Это все они используют на ежедневной основе. Конфигурация торговой полки меняется фактически три раза в день, то есть утром это одни товары на полках, в обед другие, вечером третьи. За счет этого они обеспечивают высокую оборачиваемость и валовую маржу порядка 30%.

Второй глобальный тренд — исчезновение кассовых зон. В ближайшие три года почти прекратятся поставки кассовых боксов, то есть классического оборудования для касс. Ряд крупных европейских ритейлеров заявляет, что в 2020 году они прекратят покупать стандартные кассовые системы. Потому что инновации в платежных системах позволяют сделать и еще, потому что во всем мире происходит кризис линейного персонала, то есть люди, в целом, не хотят работать в магазинах.

Развитие технологий, таких как, искусственный интеллект, компьютерное зрение, нейронные сети, позволяют создать «умный» магазин. На сегодняшний день среди мировых ритейлеров ведется дискуссия — что правильней, создать «умный» магазин в целом или создать «умную» тележку? Давайте рассмотрим оба варианта, как это работает и в чем разница.

1-я концепция — это создание умной тележки. Преимущества в том, что она будет синхронизироваться со списком покупок, может показывать, где находится тот или иной товар или категория, которая необходима потребителю. Она будет самостоятельно или при помощи человека сканировать товар, и, если к ней еще подключить нейронную сеть и сканер, она будет обучаться, то есть каждый раз фиксировать вид товара по штрих коду, и, в дальнейшем уже без сканирования будет воспринимать товар, понимать, что положено в тележку. Плюс ее в том, что если сломается какой-то элемент на тележке, то сломается только одна тележка, если сломается что-то в «умном» магазине, то выйдет из строя целый сегмент.

2-я концепция — «умный» магазин. Здесь огромное количество интересных технологий, основное оборудование — это датчики, видеокамеры и непосредственно смартфон у покупателя, с помощью которого он сканирует товар. Какая из этих технологий найдет свое развитие или они будут развиваться параллельно, время покажет.

Последний третий глобальный тренд — это выход за границы магазина. Ожидать покупателя — дело неблагодарное на сегодняшний день, количество визитов в магазины падает. Рост экономики впечатлений, потребность в социализации — эти тенденции приводят к тому, что люди с большим удовольствием ходят на какие-то события, чем в обычные скучные магазины. Почему они ходят на эти события, различные ярмарки, фестивали еды? Потому что они боятся пропустить событие, которое происходит один раз в две недели или один раз в месяц или больше, и они никогда не повторятся. Поэтому ритейлеры, бренды сейчас ищут возможности прийти к покупателю, прийти туда, где они есть.

Читайте также: Анализ трендов в ритейле, заявленных в начале 2017 года: что было задумано и что получилось? Часть 1

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

Раздел: Маркетинг та продажі >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*