Что нужно учитывать при выходе на рынок Казахстана
В Киеве прошла конференция «FoodMaster & PrivateLabel -2016». На втором потоке - «Private Label как эффективный инструмент развития бизнеса производителя и розничной сети» выступил Анатолий ДЕМИДЕНКО, экс-менеджер развития проектов СТМ сети супермаркетов «ИДЕАЛ» и «ЛИДЕР» (Казахстан), который рассказал про специфику и тенденции развития рынка Private Label в этой стране.
По его словам, потенциал и темпы развития у разных частей Казахстана существенно отличаются. В частности Алматы и прилегающая территория занимает 25% от всей экономики страны. Западная часть страны, где расположены пустыня и степи, не так хорошо развита. Астана – новая столица, пока находится на ранней стадии своего развития, но имеет для этого весь необходимый потенциал. Север страны – ареал русскоговорящего населения, которое и предпочитает товары производства РФ. Основные потребительские рынки - это Алматы и Астана, и Юг Казахстана.
«Как показывает график, наибольшее число предприятий розничной торговли продуктами питания расположено в Алматы, что связано как с большим потребительским рынком, так и с относительной развитостью малого бизнеса в городе. Несмотря на заметное увеличение потребителей в столице Казахстана и на высокую инвестиционную привлекательность, число торговых объектов в Астане остаётся небольшим. Астана является центром притяжения инвестиций и активно развивающимся во всех сферах городом, поэтому открытие бизнеса и торговых объектов в этом городе отличается максимальной перспективностью», - поясняет Анатолий Демиденко.
Эксперт отметил такие розничные сети Казахстана и наличие СТМ в них:
-Рамстор (ТОО "Рамстор Казахстан") (СТМ);
-SMALL (ООО "Скиф Трейд");
-Green (ТОО "Торговая сеть "Green Mart") (СТМ в процессе запуска);
-Magnum (ТОО "Magnum Cash&Carry");
-METRO (ТОО "METRO Cash&Carry") (СТМ);
-АЛМА (ТОО "Алма Розничные сети");
-Анвар (ТОО "Анвар");
-Galmart (ТОО "Жетi Аспан");
-Идеал/Лидер (ТОО Идеал маркет) (СТМ);
-Biomart (ООО ATB).
Он отметил, что в Казахстане преобладают такие форматы розницы:
• рынки (50% покупок);
• магазин мелкой розницы формат «магазина у дома»- «ВС» (основной формат розницы);
• дискаунтеры (значительное покрытие в западном Казахстане);
• супермаркеты (областные города);
• гипермаркеты (только крупные города).
«В основном Казахстанцы ходят на рынки – там дешевле, там можно поторговаться, там просто интересней и веселее», - пояснил структуру предпочтений мест покупок Анатолий Демиденко.
Он отметил, что сравнительный размер потребительской корзины Казахстана и Украины показывает, что их характеристики – «много товаров и дешево» и «мало товаров и дешево» соответственно.
Эксперт отметил важную для казахского рынка деталь (с точки зрения возможных поставщиков украинских товаров): если на украинском рынке предпочитаемый размер упаковки - 200 гр, то в Казахстане (с их большими семьями) – от 350 гр до 1 кг.
Кроме того, нужно учитывать, что Казахстан – мусульманская страна, и 90% населения не ест свинину. Также нужно учитывать, что пиво в пластике и алкоголь в упаковке «тетрапак» не продаются. Впрочем, пиво в «стекле» и алюминиевых банках может найти своего покупателя на тамошнем рынке.
Очень желательно, чтобы поставляемая продукция имела знаки халяльной продукции, свидетельствующие, что она сделана по всем мусульманским стандартам. «Казахстанцы, видя данные значки, предпочтут эту продукцию аналогичной, даже если та будет дешевле», - подчеркнул Анатолий Демиденко.
Из-за специфики тамошнего рынка, по словам эксперта, казахские покупатели любят то, что красиво, но их вкусы совершенно отличаются, например, от предпочтений украинцев. Он отметил, что торты из Украины очень напоминают ту продукцию, которая была еще при СССР. Также он обращает внимание на необходимость высокого качества упаковки, в т.ч. из-за географического фактора, т.к. упаковка должна выдерживать нагрузки при перевозке.
Также эксперт обратил внимание, что украинские экспортеры закладывают в экспортную цену риски невозврата государством НДС и «заработок производителя», что делает продукцию на казахском рынке неконкурентоспособной по цене. «Уважаемые производители – убирайте все это, украинская продукция дешевле, продукт качественный, а казахи устали потреблять только российскую продукцию», - отметил Анатолий Демиденко.
Вместе с тем, эксперт отметил проблемы доставки украинской продукции в Казахстан, т.к. Россия блокирует потоки украинского экспорта.
«Остался вариант через крайнюю точку Беларуси и крайнюю верхнюю точку соприкосновения Казахстана с Россией – это очень сильно удлиняет логистику и увеличивает стоимость. Есть вариант через Грузию и Азербайджан, но есть одно но - стоимость транспортных услуг украинских перевозчиков зашкаливает. Тогда как существуют альтернативные варианты других перевозчиков, которые предлагают доставку в 2 раза дешевле», - подчеркнул Анатолий Демиденко.
Больше инструментов работы под СТМ и разработка эффективной стратегии плановых поставок
28-29 мая - Профессиональная Школа PrivateLabel
При регистрации до 23.05 - Вам скидка 10%
Инфосправка: (050)149-26-27
ТЕКСТ: Юрий Григоренко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Світовий досвід >
Теги: СТМ, собственные торговые марки, Private Label, Казахстан, Анатолий Демиденко
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар