03 ноября 2009

Онлайн-магазины техники вытесняют классический ретейл

Онлайн-магазины техники вытесняют классический ретейл
21

«В 2009-м около 20% произведенных нами ПК были проданы через интернет-магазины партнеров. Это в несколько раз больше прошлогоднего показателя», — констатирует Ольга Крымова, директор по маркетингу компании «Версия-Системс» (производитель десктопов). Рост продаж компьютерной техники в онлайне фиксируют и вендоры ноутбуков. «Ориентировочная доля портативных ПК, проданных через интернет, выросла с 5% в прошлом году до 10–15% в нынешнем», — рассказывает Олег Шкрыль, представитель по продажам мобильных систем Asus в Украине. Данные онлайн-ретейлеров в целом совпадают с показателями производителей и дистрибьюторов компьютерной техники. «До кризиса доля украинских интернет-магазинов в общей структуре продаж IT-техники составляла около 10%, сейчас — не менее 30%», — говорит Иван Марченко, коммерческий директор Novostar (виртуальный гипермаркет электроники). Некоторые производители констатировали, что в отдельные месяцы продажи IT-техники через Всемирную сеть достигали 90%. Однако эксперт из Novostar с сожалением признает: обороты интернет-магазинов по сравнению с докризисными показателями уменьшились. Дно рынка было достигнуто в мае 2009-го. Сегодня относительно того периода продажи выросли на 30–35%. Увеличение доли интернет-продаж ПК во многом произошло за счет сокращения традиционной розницы. По результатам исследования Unitrade Group, в конце 2008-го и II полугодии 2009-го в Украине было закрыто порядка 400 торговых точек по продаже цифровой электроники и бытовой техники. «Организованная розница из-за своей специфики работает в определенном цикле: закупка товара, организация логистики, формирование модельного ряда на полках магазина, продажа — и для этого часто необходимы отсрочки платежей за поставленную технику. А в интернет-магазине этот цикл иной: все происходит гораздо быстрее, от чего выигрывает и покупатель, который имеет возможность не переплачивать за торговые издержки, и производитель, получающий оплату за товар в короткие сроки, — объясняет Ольга Крымова. — Второе преимущество интернет-магазинов — удобство. Когда возникает выбор: потратить несколько дней на хождение по магазинам или просмотреть предложения десятка интернет-магазинов, их цены и ассортимент за час и заказать доставку на дом, — клиенты чаще выбирают второе».
Сегодня о популярности интернет-торговли говорит то, что часть дистрибьюторов ПК и традиционных ретейлеров открыли электронные площадки, через которые можно купить компьютерную технику. «Большинство крупных розничных игроков также пытаются заниматься интернет-торговлей, которая не требует огромных затрат, — утверждает Олег Шкрыль. — Но это на первом этапе, потому как со временем интернет-магазинам потребуются большие склады, штат курьеров и т. д.».
В среднем стоимость компьютерной техники в интернете ниже на 5% по сравнению с классической сетевой розницей. Ретейлеры устанавливают 15%-ную наценку на товар из-за высоких операционных расходов, а надбавка онлайн-магазинов составляет 7–8% за счет низких издержек, утверждает Иван Марченко. Олег Шкрыль советует покупателям обращать внимание не только на низкую стоимость ПК в интернет-магазинах. Мелкие онлайн-площадки пытаются уменьшить стоимость IT-техники, чтобы привлечь клиентов. При этом страдает качество обслуживания. «Если цена кардинально отличается от того, что продается в рознице, следует внимательнее присмотреться к такому онлайн-магазину. Есть опасность, что при попытке вернуть товар, покупатель увидит на двери офиса интернет-продавца замок», — предостерегает эксперт. Поставщики, которые до кризиса не обращали особого внимания на виртуальные продажи, теперь все охотнее сотрудничают с интернет-магазинами. На данный момент ассортимент компьютерных товаров лучше представлен в онлайне. Посредники требуют у классических ретейлеров предоплату за поставленную технику, которую те не всегда могут предоставить. Ужесточение условий работы вызвано частичной потерей доверия поставщиков к рознице после прошлогодних задержек выплат за отгруженный товар. В начале кризиса, когда доллар стоил 5 UAH/USD, рейтелеры заключали гривневые контракты на поставку техники, а затем, когда нацвалюта девальвировала, настаивали на соблюдении этих условий. В этой ситуации дистрибьюторы были вынуждены либо платить штрафы и не поставлять компьютеры в розничные сети, либо же отгружать их, но по докризисному курсу и терпеть убытки. «Розничные сети по-прежнему занимают значительную долю продаж — на них приходится до 50% сбыта. Однако их возможности сокращаются — в первую очередь из-за высокой потребности в оборотных средствах», — говорит Ольга Крымова.
Европейский опыт показывает, что доля интернет-торговли может увеличиться в два-три раза по сравнению с нынешними украинскими показателями, не более того, прогнозируют в AsusТеК.
Когда благосостояние населения снова начнет расти, классическая розница активизируется. «Есть категория граждан, для которых важен сам процесс совершения покупки: они любят походы по магазинам, им нравится общаться с продавцами», — рассказывает Иван Марченко.
Скорое доминирование виртуальных магазинов в структуре продаж IT-техники также невозможно — все еще из-за низкого проникновения интернета. По статистике 70% пользователей сети проживают в столице. (Кстати, 80% покупок через онлайн-площадки совершают киевляне.) Однако с ростом показателя проникновения количество региональных покупателей интернет-магазинов будет пропорционально увеличиваться.
Пока же традиционная розница доминирует в регионах. По словам Ольги Крымовой, большинство офисов интернет-магазинов расположены в столице и осуществляют доставку только в областные центры. Автор: Надежда Гончарук Источник: kontrakty.ua Торговля в Украине Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Эксклюзивные материалы TradeMaster.ua

Раздел: > Новости Украины

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Читайте также

Лучшие компании

Личности

Блоги