09 червня 2011
Сергей Литвиненко: Закон о торговле стимулирует развитие отношений, а не ограничивает игроков рынка
Сергей Литвиненко, директор Департамента внутренней торговли и потребительского рынка Министерства экономики Украины, в эксклюзивном интервью для TradeMaster рассказал об истории, специфике положений и возможных эффектах принятия нового закона о внутренней торговле в Украине.
TradeMaster: Сергей Владимирович, расскажите о предыстории разработки Закона «О внутренней торговле». Когда она началась? Что привело к необходимости разработки и принятия этого Закона?
- Первая попытка написания Закона была предпринята еще в 2000 году. Тогда, как таковой, торговли не было, а только происходило ее становление, и все еще сильно ощущалось влияние бывшей советской торговли. Это было время становления упрощенной системы налогообложения, в том числе и в торговле, а ритейла в сегодняшнем понимании не было вообще. Необходимо было разработать единые правила, согласно которым будет развиваться торговля в Украине, однако объемы товарооборота и количество торговых точек на то время были сравнительно малыми, и всеобъемлющего понимания, как будут работать цивилизованные форматы торговли на нашем рынке – не было. Количество продовольственных магазинов в 2000 году составляло около 52 тыс., а количество точек современных форматов торговли выглядело так: 596 универсамов и 20 магазинов форматов «супермаркет» и «гипермаркет».
В нынешней редакции Закон начал бурно обсуждаться в конце 2008 года, когда последствия экономического кризиса обострили проблемы организации торговой деятельности. При этом количество супермаркетов достигло уже 1273, гипермаркетов – 169. Интересно, что количество обычных продовольственных магазинов с 2000 года на тот момент уже сократилось в 2 раза – до 26 тыс. В целом, развитие положений Закона проходило с развитием самой торговли, на что, в том числе, повлиял и выход на украинский рынок международных ритейл-операторов.
Тогда, в самом начале разработки Закона, на повестке дня стояли другие вопросы: что регулировать, как регулировать и стоит ли регулировать вообще.
Почему острая необходимость принятия этого Закона назрела именно сейчас?
- На сегодняшний день осуществление торговой деятельности регулируется в разных законодательных актах: это или общие нормы (Хозяйственных кодекс, Гражданский кодекс), «Правила торговли» (постановление Кабинета министров) и т.д. Все эти акты регулируют разные правила продажи различных товаров – определяют специфику продаж в конкретной отрасли (группах товара). Например, закон, регулирующий продажи алкогольной и табачной продукции описывает ограничениями, но не устанавливает правила.
Таким образом, специфика торговли в Украине, ее принципы и правила – на сегодняшний день не отражены ни в одном законе.
Как именно принятие Закона в нынешней редакции будет способствовать увеличению эффективности внутренней торговли?
- Многие участники рынка на протяжение предыдущих двух лет обсуждения законопроекта говорили о том, что торговля сама себя отрегулирует и в дополнительном регулировании со стороны государства не нуждается.
При поверхностном рассмотрении отрасли, это может показаться верным решением, ведь показатели торговли радуют постоянным приростом. За исключением падения в 2009 году, страна показывает хорошие средние темпы прироста объемов розничного товарооборота. Так, за период 2005-2008гг. объемы розничной торговли предприятий (юридических лиц) приросли на 24,4%, за 2010г. – на 7,8%. И сегодня розничная торговля является важным источником доходов государства – она дает от 10 до 12% доходов госбюджета, что ставит ее на 3-е место по вкладу в пополнение государственной казны. На первый взгляд, ситуация выглядит радужно.
Вместе с тем, объемы теневых операций в сегодняшней торговле очень значительны. По официальным данным Госкомстата, заработная плата населения страны на 140-150 млрд. грн. ниже, чем расходы населения на приобретение товаров в рознице. Расчеты показывают, что 40% розничного товарооборота (это порядка 353 млрд. грн.) сегодня находится в тени.
Еще одна «запущенная» проблема торговли – незаконное установление МАФ-ов, борьба с которым постоянно приводит к социальному напряжению. К тому же, частные предприниматели (СПД), занятые в торговле, сегодня освобождены от использования кассовых аппаратов и от обязательного наличия документов о происхождении товара. Получается, что объемы их операций, как и качество продаваемых товаров, не возможно контролировать. К примеру, в Европе еще со времен Наполеона существует «Торговый кодекс», на базе этого кодекса разработаны современные нормы, которые обязывают всех предпринимателей выдавать чеки и подавать корректную отчетность.
По предварительным подсчетам, из-за незаконного использования коммунальной земли под торговые МАФ-ы, только столичный бюджет ежегодно теряет до 100 млн. грн. арендных платежей.
В 2012 году мы принимаем гостей Чемпионата Европы, и вопрос качества, безопасности товаров, продаваемых в МАФ-ах, в которых не соблюдается температурный режим, товарное соседство, как и наличие на рынке контрафактной продукции, ставит под угрозу имидж нашей страны. Законопроектом предусматриваются соответствующие нормы для решения этих проблемных вопросов.
Как с помощью Закона будет решена проблема дефицита качественных, современных форматов торговли?
- На сегодняшний день показатель обеспеченности населения Украины торговыми площадями (управляемыми юридическими лицами) составляет 174,4 кв.м. на 1000 жителей. Закон предусматривает нормы, согласно которым, в ближайшие несколько лет планируется увеличить этот показатель до 312 кв.м. В перспективе, хотим достичь среднего европейского показателя – 650 кв.м. на 1000 жителей.
Как это отразится на малом и среднем торговом бизнесе?
- В Законе предусмотрена норма создания новых рабочих мест для частных предпринимателей. А для решения задачи выхода товарооборота из тени и контроля качества товаров, частных предпринимателей планируется перевести на общую систему отчетности.
Закон также предусматривает переход некоторых предпринимателей от СПД к юридическим лицам: если магазин имеет более 200 кв.м. площади, включает в себя административные площади, зоны приемки товаров, то на такой торговой точке должно работать юридическое лицо. Если помещение представляет собой торговый центр (не попадает под выше описанные характеристики) – здесь могут работать, как СПД, так и юридические лица.
Касательно малого бизнеса, Закон также призван урегулировать взаимоотношения между собственниками рынков и конечными арендаторами – теми, кто непосредственно осуществляет торговлю. Частично проблему «спекулирования» торговыми площадями на рынках решит ограничение маржи на аренду. Мы продолжаем работать в этом направлении, чтобы обеспечить нормальную среду функционирования для частных предпринимателей, торгующих на рынках. (По состоянию на конец 2010г. в Украине зарегистрировано 2758 рынков, это порядка 900 тыс. торговых мест, большинство из которых заняты СПД).
Для урегулирования работы рынков, гарантии обеспечения частных предпринимателей торговыми местами, мы также вводим единый порядок открытия и закрытия рынков, которые будут включать разработку и подачу паспорта и плана рынка, всей необходимой документации. Также Законом предусмотрен гарантированный период (1 год), на протяжение которого рынок обязан полноценно функционировать с момента принятия собственниками решения о его закрытии.
Как соотносится плановое увеличение торговых площадей современных форматов с развитием рынков? Означает ли это, что количество рынков или их площади будут сокращаться?
- Местным органам власти уже сейчас рекомендуется развивать современные торговые форматы, способствовать достижению объема торговых площадей планового показателя. И возможными инструментами для этого являются: развитие фирменной розницы местных товаропроизводителей и проведение ярмарок. Закон о торговле предусматривает специальные статьи о развитии ярмарок в Украине. Это, однозначно, большой плюс для развития местных товаропроизводителей.
Что касается развития рынков или их закрытия – это право местной власти. Мы не ставим никаких ограничений или предписаний. То есть наращивание торговых площадей современных форматов, в контексте Закона, не касается площадей, занятых под рынки. Существующий дефицит торговых точек позволяет расти обоим форматам – и рынкам, и ритейлу.
Как в Законе учтены интересы основных Участников рынка: розничных сетей и поставщиков?
- В связи с кризисом, мы наблюдали обострение взаимоотношений между ритейлерами и поставщиками. Ритейл не мог вовремя рассчитываться за поставленный товар, поскольку инвестировал в расширение сети и часто был «связан» долларовыми кредитами. Можно сказать, что ритейлеры начали микрокредитоваться за счет своих поставщиков. Однако, сроки оплаты за поставленный товар, в случаях некоторых сетей, стали переходить все разумные пределы – от 45 до 90 дней. В наш департамент поступали обращения от поставщиков и об отсрочке оплаты со стороны ритейлера в 180 дней (целых полгода).
Теоретически, поставщик мог бы иметь рычаги влияния на ритейл, например, ответить на затянувшиеся платежи, забрав остатки поставленного товара из сети. Однако договора, зачастую, были составлены таким образом, что поставщик не имел юридических прав сделать даже это. Многие поставщики знают истории, когда договор на поставку заключен с одним юридическим лицом, продает другое юридическое лицо, а товар принадлежит третьему…
Кроме того, бонусы ритейла за предоставление торговой площади товару поставщика в такой форме, как они существуют сегодня (будучи частью основного контракта на поставку), не способствуют прозрачности и взаимовыгодному сотрудничеству между ритейлом и поставщиками. Для решения этой проблемы в Законе как раз и предусмотрено разделение договоров на два вида: договор на поставку и договор о сотрудничестве. Сроки расчета по первому – будут прописаны в Законе, условия же договора о сотрудничестве, по нашему мнению, должны регулироваться рынком.
Что изменится во взаимоотношениях между ритейлерами и производителями с принятием Закона в нынешней редакции? Какие положительные эффекты принесет Закон каждому из них?
- Те нормы, которые прописаны в Законе, будут стимулировать обе стороны – и ритейлеров и поставщиков, к более качественной и ответственной работе друг с другом. Закон о внутренней торговле – это не улица с односторонним движением. Он направлен на формирование культуры взаимоотношений между ритейлом и поставщиками, и на формирование культуры торговли, которой на сегодняшний день у нас просто нет. Повторюсь, Закон не столько ограничивает чью-то деятельность, сколько стимулирует игроков рынка уважать друг друга и выполнять взаимные обязательства.
Не исключаю, что та система штрафов, которая сегодня предусмотрена в Законе для обеих сторон за невыполнение обязательств, через 3-4 года может быть изменена или отменена вообще. Но это станет возможным только после того, как установится культура взаимоотношений между ритейлерами и поставщиками.
Что еще предусмотрено в Законе для поддержки производителей и улучшения их взаимоотношений с ритейлом?
- На сегодняшний день производители, например, сельхозпродукции готовы работать с сетями напрямую, без посредников. Но ни для кого не секрет, что сегодня ритейлеры часто не хотят заключать контракты на будущие поставки отечественных овощей и фруктов. Все дело в розничной марже, которая может быть выше при работе с более дорогими импортными продуктами. Решению этой проблемы сотрудничества будет способствовать развитие оптовых рынков (которые, наряду с аукционами, давно существуют в странах Европы). Таким образом, ритейлеры смогут выдвигать свои требования, например, к качеству овощей и фруктов, а производители будут улучшать свои продукты, чтобы быть интересными поставщиками для крупного покупателя – ритейла.
Каких действий Вы ожидаете от Участников рынка – ритейлеров и поставщиков в связи со скорым принятием Закона?
- Знаете, у нас удивительная страна: как только пишется какой-то Закон, часто в компаниях уже собираются группы «аналитиков», разрабатывающих возможные схемы «обхода» статей этого Закона. В случае с Законом о торговле это, вряд ли, станет хороши инструментом для бизнеса.
По нашему мнению, во главу угла участникам рынка стоит поставить цивилизованные приоритеты, соответствующие качественно новому этапу развития торгового бизнеса – то есть принять посильное участие в формировании культуры национальной торговли. Какие могут быть действия? Начать стоило бы с открытого диалога, и, поскольку назрела необходимость принятия Закона до 2012 года, уже сегодня разработать план по выполнению его норм – создать план действий по выстраиванию качественных взаимоотношений со своими партнерами.
Кто будет контролировать выполнение норм Закона и деятельность торговых предприятий в целом?
- С 1992 года контроль выполнения «Правил торговли» (постановления Кабмина) выполняют органы по защите прав потребителей. На сегодня есть нормы, по которым органы по защите прав потребителей контролируют (и, при необходимости, штрафуют) предприятия торговли, согласно нормам Административного кодекса. С принятием Закона Инспекция по защите прав потребителей и рыночному надзору продолжит быть основным контролирующим органом. При этом, основная функция нашего Департамента и Минэкономики, в контексте принятия нового Закона, будет состоять в выработке политики развития торговли, направлении потребительского рынка в цивилизованное русло.
Какие Госорганы, Ассоциации сегодня принимают наиболее активное участие в принятии Закона о торговле?
- Это и Антимонопольный комитет Украины, который принял активное участие в формировании некоторых норм Закона, в частности, разделения договоров между поставщиками и ритейлерами на два вида, и Комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
Ассоциации, объединяющие как ритейлеров, так и поставщиков определенных групп товаров, также принимают участие в обсуждении норм Закона. Их участие способствовало внесению значительного количества конструктивных поправок в Законопроект, начиная с 2008 года.
В Украине много частных компаний, которые принимают активное участие в обсуждении Закона и в значительной степени повлияли на отработку его норм. И сегодня, перед принятием Закона, мы приглашаем к открытому диалогу как ассоциированных, так и частных игроков рынка.
Некоторые участники нашего ритейл-рынка (причем, как отечественные, так и зарубежные) до сих пор считают, что любой нормативный документ в торговле – это попытка «ограничить», «зарегулировать», «найти повод оштрафовать кого-то за что-то». Однако, в случае с Законом о торговле, хочется еще раз сделать акцент на том, что цель его принятия – формирование единых цивилизованных правил торговли и ее дальнейшее развитие, в котором государство сегодня заинтересовано не меньше, чем бизнес – начиная от наполнения бюджета, и заканчивая развитием всей экономики странны, где в структуре добавочной стоимости доля торговли составляет более 15,4% ВВП и постоянно растет.
Сейчас, мы на «финишной прямой» перед передачей Закона в Верховную Раду, собираем последние мнения и учитываем последние пожелания и предложения.
Если сравнивать нормы нашего Законопроекта с «нашумевшим» в России законом о торговле – что в них схожего и какие есть принципиальные отличия?
- Российский закон, в основном, направлен на антимонопольное регулирование. В нашем случае, как я уже упомянул ранее, Антимонопольный комитет принял участие в разработке Закона с целью иметь возможность рассматривать нарушения, сквозь призму единого Закона, единых правил. Еще одно отличие в том, что российский Закон направлен, в значительной степени, на регулирование деятельности крупноформатных магазинов. Наш Закон больше направлен на выделение юридических и физических лиц, занятых в торговле, с целью создания соответствующих правил работы для каждого из них. В целом, наш Закон направлен на развитие всех видов внутренней торговли.
Что касается регулирования цен на социально значимые товары, что изменится для ритейлеров с принятием Закона?
- Сам по себе Закон не будет регулировать цены, для этого у нас существуют специальные законы. Однако мы понимаем, что для развития ритейлеров (на которое, в том числе, направлен Закон), необходимы также дополнительные инициативы правительства по сокращению, вернее, оптимизации перечня товаров, входящих в «социально значимые».
Что привело к необходимости оптимизировать перечень «социально значимых товаров»? Как именно это может быть реализовано?
- Сам перечень в том виде, как он существует сегодня, не приносит желаемых результатов ни государству, ни ритейлерам, ни поставщикам, ни самому потребителю. Например, включение в «социально значимые товары» сливочного масла жирностью до 72,5%, приводит к появлению на полках магазинов масла с жирностью 73,0%. А проконтролировать реальные характеристики продукта практически не представляется возможным.
К тому же, при таком подходе, нивелируется суть введения этого перечня – обеспечение социально незащищенных слоев населения товарами первой необходимости. Также мы не можем не учитывать специфику бизнеса ритейла, где, в зависимости от формата магазина, социальная группа товаров, при нынешнем перечне, может занимать чуть ли не половину всего ассортимента.
Учитывая все это, мы планируем сократить перечень социальных товаров, четко обозначив характеристики продукта, который попадает в этот перечень. Ведь не могут, например, элитные сорта хлеба или риса, регулироваться по наценке и входить в социальную группу. Мы рассчитываем на то, что это сокращение перечня прямо повлияет на снижение цен в стране, как и на увеличение товарооборота.
Когда планируется утверждение нового, оптимизированного перечня социальных товаров?
- Не исключаю, что это может произойти даже раньше, чем будет принят Закон о торговле, то есть в начале второго полугодия нынешнего года. Мы планируем провести встречу – диалог с ритейлерами на эту тему, возможно, это будет в рамках бизнес-сессии по обсуждению финального варианта проекта Закона, назначенного на 1 июля 2011г.
Сергей Владимирович, благодарим Вас за развернутое интервью. В завершение, нам как организаторам встречи 1 июля, хотелось бы узнать, кто будет присутствовать на бизнес-сессии со стороны госорганов, и какой формат обсуждения Закона, по Вашему мнению, будет максимально продуктивным?
- В первую очередь, это представители Департамента и Министерства экономики, которые были непосредственно вовлечены в разработку Закона и заинтересованы в его принятии, также планируется присутствие представителей Киевгорадминистрации, профильных Комитетов и Инспекции. Вместе с тем, основную роль мы отводим мнениям и предложениям участников рынка – ключевых ритейлеров и поставщиков. Именно они должны озвучить возможные пути непосредственно внедрения цивилизованных правил взаимоотношений между участниками рынка.
Беседовала: Галина Потапчук
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.com.ua
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Раздел: > Новости Украины
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар