09 листопада 2012

Министерство агрополитики предлагает изменить правила лицензирования производства вина. Мнения игроков рынка

Министерство агрополитики предлагает изменить правила лицензирования производства вина. Мнения игроков рынка
511

Министерство агрополитики опубликовало законопроект, об изменении фиксированного сбора (сегодня составляет 500 тыс. грн. в год) на оплату 15 коп. за каждый проданный литр. По мнению специалистов, это может привести к существенному увеличению количества игроков на рынке, в том числе тех, которые выпускают некачественную продукцию.

В Минагрополитики предложили заменить систему расчета ежегодной платы за лицензию на оптовую торговлю вином. Вместо фиксированного сбора в 500 тыс. грн. министерство предлагает производителям платить по 0,15 грн. за каждый литр вина — но не более 500 тыс. грн. Соответствующий законопроект уже прошел согласование Госпредпринимательства и был опубликован на сайте ведомства.

В министерстве считают, что одинаковая плата для всех производителей приводит к неравным условиям конкуренции и монополизации рынка. "Введение этой нормы (в 2007 году) усилило монополизацию рынка крупными национальными производителями, которые имеют возможность оплачивать высокую стоимость лицензии",— говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, за девять месяцев 2012 года рыночная доля десяти крупнейших торговых марок, по данным лидера рынка Inkerman International, выросла с 58,5% до 67,9%, хотя сам рынок упал на 29%.

Действующее законодательство делает также невозможным производство уникальных местных вин, отмечается в пояснительной записке. "Производитель должен выпускать не менее 1 млн бутылок по 0,7 л в год, чтобы окупить такие затраты без внешних инвестиций",— полагает президент Украинского бюро винограда и вина, президент компании "Велес" (ТМ "Колонист") Иван ПЛАЧКОВ. Для сравнения: объем производства лидера рынка — компании Inkerman — в 2011 году составил около 27 млн бутылок, компании "Велес" — 100 тыс. бутылок.

Сейчас лицензии на право оптовой торговли оплачивают 80 предприятий, хотя всего производителей виноматериалов в Украине, по оценкам винодельческой корпорации "Укрвинпром", — порядка 500. Господин ПЛАЧКОВ отмечает, что владельцы небольших виноградников продают свое вино в качестве виноматериалов на крупные заводы. По данным Минагрополитики, такие предприятия за последние три года произвели 18,3 млн. дал виноматериалов — ровно столько же, сколько и предприятия с лицензией на оптовую продажу, из них 15,2 млн. дал — предприятия, выпускавшие собственное вино до введения платы за лицензию.

Именно эти производители теперь опять получат лицензию и займутся торговлей собственным продуктом, уверены в Минагрополитики. Из-за роста количества лицензиатов ведомство рассчитывает и на увеличение поступлений в грн. Продавать продукцию дешевле нельзя. У всех крупных производителей есть вина в низкоценовом сегменте, конкурировать с которыми локальным производителям будет тяжело",— отмечает директор ассоциации "Виноградари и Виноделы Украины" Сергей МИХАЙЛЕЧКО.

В крупные торговые сети, через которые реализуется 70% всего вина, небольшие игроки все равно не войдут из-за слишком высокой цены за место на полке, добавляет господин Михайлечко. "Эти вина будут продаваться в местных и специализированных магазинах, а также в HoReCa",— считает совладелец Inkerman Валерий ШАМОТИЙ.

Более того, местные производители смогут даже помочь крупным игрокам, способствуя повышению культуры потребления этого вида алкоголя, считает господин Шамотий. "Потребители предпочитают иностранное вино, поскольку в Украине нет разнообразия производителей. Наличие местных сортов могло бы устранить эту проблему",— поясняет он. Культуру потребления действительно необходимо восстанавливать — если до кризиса каждый украинец в среднем потреблял 8 л вина в год, то сейчас — 3,5 л, соглашается господин Михайлечко.

Впрочем, отмена такой высокой планки вхождения на рынок может привести к появлению компаний-однодневок, которые будут производить некачественное вино и собирать деньги с первых покупателей, считает господин Михайлечко. "Однако такие компании не смогут заработать много — некачественную продукцию купят не более одного раза",— отмечает господин Плачков. К тому же для контроля над качеством продукции должны применяться и другие инструменты, такие как сертификация продукции, отмечает г-н Шамотий.

Основной сложностью может стать согласование документа в Минфине, считают эксперты. "Схема предусматривает, что производитель уже в начале года сможет точно сказать, сколько продукции он выпустит по его итогам. А если получится больше, то за каждый литр необходимо будет доплатить 0,25 грн. — то есть административные органы станут собирать эту плату дважды в год. Это может затруднить процесс администрирования отрасли, против чего уже выступает Минфин",— отмечает г-н Михайлечко.


Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA

По материалам: "Дело", "Коммерсантъ-Украина"



Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Раздел: > Новости Украины

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також